На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИЗ ПОЧТЫ РЕДАКЦИИ

СОЛНЦЕ УЖЕ ВЗОШЛО


Наверное, не только я, а многие в Одессе помнят триумфальные гастроли музыкального коллектива из Биробиджана под названием "Фрейлехс". Было это в зале филармонии в перестроечные годы. Ведущий представления не то чтобы расхваливал жизнь евреев в Еврейской автономной области в целом, но высоко оценивал уровень жизни свой и других артистов ансамбля. При этом он заявил, что им на Дальнем Востоке так хорошо, что они не собираются ни (последовало перечисление нескольких стран мира, но Израиля среди них не было), ни даже (тут ведущий сделал паузу) в Ялту. Отсюда можно было сделать вывод, что одна Ялта дороже прелестей как минимум целого ряда стран. Чтобы проверить это утверждение, мы и отправились в один из августовских вечеров в трехдневное путешествие от здания Главной синагоги Одессы. Но, прежде чем приступить к рассказу о том, кто участвовал в поездке и как она проходила, хочу привести строки из стихотворения "Элегия", принадлежащие перу известного русского поэта Николая Рубцова:

Стукнул по карману —
не звенит.
Стукнул по другому —
не слыхать.
Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать…

Среди нас, участников поездки в Крым, организованной еврейской религиозной общиной "Тиква"-"Ор Самеах", знаменитых людей не было. А удостоены путешествия мы были за участие в работе детского творческого объединения "Анавим" (в переводе с иврита — "Виноград"), вот уже два с половиной года существующего при общине. "Анавим" посещают ученики школы "Тиква"-"Ор Самеах" и студенты Еврейского университета, базирующегося в здании Главной синагоги. Руководит объединением профессиональный педагог Рут Ушакова. К услугам подрастающего поколения — детский театр, хоровое и танцевальное отделения. Сплоченный коллектив совместно встречает Субботу. А два года назад родилась идея проведения семейного конкурса на знание еврейской традиции "Запишите наши имена". Ведь не секрет, что дети в семьях зачастую слышат от родителей не совсем то, а бывает, что и совсем не то, что в школе от учителя традиции. К бережно передаваемой из поколения в поколение еврейской традиции надо привлекать и родителей учеников. Это — специфика работы еврейской школы в современном мире вообще и на постсоветском пространстве в частности.
Семейный конкурс "Запишите наши имена" проводился в два этапа. Наша семья тоже приняла в нем участие. По итогам второго тура мы вошли в число премированных поездкой в Крым.
В общей сложности в поездке приняли участие 32 человека. 10 из них являются активистами детского творческого объединения "Анавим", а 22 представляли 6 семей-победительниц конкурса.
Цели поездки были следующими: дальнейшее повышение уровня знаний в вопросах еврейской традиции, сплочение коллектива и просто отдых для детей и взрослых. Все цели были достигнуты. Головы всех представителей мужского пола были покрыты, а все представительницы прекрасной половины человечества, несмотря на жару, были скромно одеты — согласно требованиям еврейского закона. На протяжении трех дней мы ели только кошерную пищу — и она была обильной, калорийной и необычайно вкусной. Для кого-то, видимо, это было открытием: кошерно питаться можно всегда и в любой обстановке. Есть надежда на то, что после таких поездок число одесских еврейских семей, постепенно переходящих, а то и полностью перешедших на кашрут, увеличится.
Что касается тех объектов, которые мы посетили, и достопримечательностей, которые мы осмотрели, то повышению уровня еврейских знаний в наибольшей степени служил пещерный город Чуфут-Кале.
Точное время его возникновения не установлено. Основан он был сарматским племенем иранского происхождения — аланами, которые были родственны по культуре и языку скифам и являлись предками современных осетин. В 1299 году монголо-татарские орды после длительной осады захватили и сильно разрушили город. Для его восстановления они, вероятно, сами привлекли караимов, которых можно рассматривать как иудейских сектантов. Название "Чуфут-Кале" и переводится с крымско-татарского языка как "Иудейская (еврейская) крепость". Это название встречается в татарских документах, начиная с 1650 года.
В городе на разных этапах его караимской истории проживали известные люди. Например, Авраам Фиркович (1786 — 1874) — историк, археолог, коллекционер старинных рукописей, книг и надгробных надписей караимского и еврейского происхождения, представляющих большую научную ценность. В доме, где жил Фиркович, в настоящее время расположен небольшой караимский музей. В Чуфут-Кале мы видели мемориальные доски с древнееврейскими буквами — так писали караимы. Что касается их языка, то он, так же, как и у крымских татар и крымчаков (крымских евреев), тюркского происхождения.
Как известно, караимы признают лишь Письменную Тору, отвергая Устную (Талмуд). В результате на протяжении веков караимизм все далее и далее отходил от ортодоксального иудаизма. Что касается численности караимов, то она сокращается буквально на глазах. В настоящее время в мире их насчитывается всего около 2 тысяч.
Имена у караимов в прошлом ничем не отличались от еврейских, да и по фамилиям их зачастую можно спутать с евреями. Попробуйте задать кому-либо вопрос: какого этнического происхождения был живший в ХIХ веке Соломон Абрамович Бейм? Если вам не встретится знаток религий, историк, разбирающийся в иудаике, одесский или крымский краевед, то ответы респондентов нетрудно предугадать.
Известный караимский ученый Соломон Абрамович Бейм, сын обедневшего одесского коммерсанта, одно время был хазаном караимской общины в Крыму, содержал училище, где обучали не только иудейским, но и общеобразовательным предметам. После смерти отца Соломон Бейм занял его место, став главой караимской общины Одессы. Выдающийся проповедник (получила известность его проповедь по случаю открытия памятника Воронцову в Одессе), он публиковал также статьи и стихи и на русском языке, Как знаток языков — восточных и европейских, Бейм тоже был известен. Отличаясь добротой и терпимостью, он дружески относился к евреям и предоставлял в их распоряжение свою богатую редкими рукописями библиотеку.
…После посещения Чуфут-Кале, несмотря на усталость, мы собрались для того, чтобы придать правильную еврейскую форму всему увиденному и услышанному. Наше резюме следующее: если ты хочешь, чтобы твои дети, внуки и более далекие потомки были евреями, пожалуйста, не отвергай ничего из еврейского наследия!
В Бахчисарае наш автобус двигался по улице Гаспринского. Мелькнул бюст, установленный в память об этом незаурядном человеке, затем дом, в котором он жил и где теперь располагается музей. Я испытываю уважение к памяти лиц, посвятивших жизнь делу просвещения своего народа.
Исмаил Гаспринский, один из крупнейших деятелей крымско-татарской культуры, писал: "Выучиться самому — достоинство, но передать незнающему свои знания — еще большее достоинство и благое, святое дело". Одаренный выходец из Крыма получил образование под руководством московских, парижских и стамбульских профессоров. Некоторое время он служил секретарем у И.С. Тургенева, а затем на долгие годы поселился в Бахчисарае. Он организовывал школы, занимался подготовкой учителей, писал и издавал учебные пособия. Много времени и сил он посвятил редактированию и изданию газет для крымских татар, был не чужд переводческой деятельности, художественному и публицистическому слову. В фондах одной из библиотек Одессы хранится редчайшее издание Исмаила Гаспринского с личной печатью автора.
Думаю, не все знают о том, что в Ялте есть памятник Натану Рахлину. Видимо, всемирно известный дирижер часто и успешно выступал в Ялте, за что и удостоился такой чести.
Незабываемыми были экскурсии в Ливадийский дворец и Воронцовский дворцово-парковый комплекс в Алупке. Проехали по Севастополю, прогулялись по набережной в Балаклаве, полюбовавшись видом очень красивой отделенной от моря бухты. А в последний, третий, день, мы посетили Партенит, расположенный близ Аю-Дага (Медведь-горы). Это место привлекает туристов светомузыкальным фонтаном.
На обратном пути в Одессу мы смотрели художественный фильм "Искатели счастья". Прекрасная жизнеутверждающая музыка Исаака Дунаевского, великолепная актерская работа Вениамина Зускина в роли Пини Копмана. Только искали счастье герои фильма в отрыве от вечных еврейских ценностей. А этот путь, как нам представляется, к счастью не приводит...
…Из Крыма в Одессу мы возвращались ночью. А когда проснулись, то увидели, что вокруг светлым-светло. У Исмаила Гаспринского есть роман под названием "Взошло солнце". Вдумайтесь, как это прекрасно: открыть глаза и каждой клеточкой своего тела почувствовать, всем своим существом осознать, что солнце уже взошло!

Игорь ГУСЕВ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.