На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ШОФТИМ


Начинается недельная глава "Шофтим" ("Судьи") так: "Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Б-г, Всесильный твой, дает тебе, для колен твоих, чтобы судили они народ судом праведным. Не криви судом,
не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников. К правде, к правде стремись, чтобы был ты жив" ("Дварим" 16-18).
Законы Торы дают указания о структуре суда, судопроизводстве и исполнении судебных решений.
Великий Синедрион (Верховный суд), состоящий из 71 человека, ежедневно должен заседать во дворе Храма. Кроме того, у входа на Храмовую гору и у входа во двор Храма должны располагаться еще два суда из 23 судей каждый. В крупных городах также есть суды из 23 судей - Малые Синедрионы, а в маленьких городах - суды из трех человек. Членами Синедриона назначают лишь видных знатоков Торы, знающих не только науки (медицину, математику, астрономию и др.), но и обычаи гадальщиков, чародеев и колдунов, чтобы они могли судить и об этих делах.
Хотя царь из дома Давида и не заседает в Синедрионе (ибо нельзя с ним спорить и опровергать его слова), он, царь, может судить народ сам. И самого царя Синедрион может судить, если царь совершает преступление.
Члены суда из трех судей могут не отвечать всем требованиям к членам Синедриона, но должны обладать следующими семью качествами: мудростью, скромностью, б-гобоязненностью, безразличием к деньгам, любовью к истине, быть уважаемыми людьми и иметь доброе имя. Доброе имя может быть у независтливого и непритязательного, надежного в дружбе и вежливого с людьми человека.
Судьи должны быть твердыми в исполнении заповедей, критически относиться к себе и властвовать над своими страстями, чтобы избежать дурной славы. Они должны уметь отстоять справедливость и спасти притесненного от руки притеснителя.
История еврейского права насчитывает более трех тысячелетий. Находясь в изгнании, народ тщательно оберегал свою судебную автономию. Все гражданские иски между евреями разбирались независимым еврейским судом, а в некоторых местах разбирались и уголовные дела.
Закон почитаем, он регулирует жизнь каждого еврея в течение всего дня и всей жизни. Им руководствуются на работе и во время отдыха, в будни и праздники, при радостных событиях и во время скорби. Закон формировал всю жизнь, регулировал взаимоотношения внутри общин и отношения евреев с другими народами.
Решение всех проблем, религиозных и юридических, в едином источнике - Торе и Галахе. Те же люди (судьи, мудрецы, раввины), которые решают вопросы, связанные с религиозными запретами и разрешениями, решают вопросы, связанные с имущественными спорами, ущербами, трудовыми отношениями, покупкой и продажей и т. п. Закон един.
Это единство нашло свое выражение и в повседневной воспитательной работе с детьми. Мальчики учат трактат Талмуда "Бава мециа", который рассматривает вопросы владения имуществом, с таким же усердием, с каким они изучают трактат о Шаббате.
Но у процитированного первого стиха главы "Шофтим" есть и второе толкование. Оно исходит из буквального прочтения текста.
Заповедь об учреждении суда возложена на народ, а Моше, излагая ее, говорит, обращаясь к каждому человеку в отдельности: "Судей и стражников поставь себе". Объяснение, исходящее из обычного, простого понимания данного стиха дал р. Хаим Витал*.
У каждого есть различные врата: врата зрения, врата слуха, речи, обоняния, осязания. И поэтому сказано: "Судей и стражников поставь себе", - в единственном числе. Чтобы каждый человек строго следил за всеми своими "вратами". Не говорил запретное, не слушал запретные речи, не грешил.
Врата - это органы, которые осуществляют связь с внешним миром. Здесь Тора велит поставить строгих судей, которые диктовали бы человеку, на что ему смотреть, что слушать и говорить, что обонять и осязать. Ибо только так можно оградить себя от множества соблазнов. И нужно следить, чтобы суд, который человек вершит над самим собой, был праведным: "Не криви судом и не лицеприятствуй".
Недаром эта глава, как и большая часть книги "Дварим", обращена именно к отдельному человеку".
Каждый ответственен за то, чему он позволяет войти в его жизнь и от чего отказывается.

* Р. Хаим Витал - выдающийся ученик и продолжатель великого каббалиста из Цфата р. Ицхака Лурье (Ари-Зала).

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.