На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

СТАРЫЕ ОДЕССКИЕ БУКИНИСТЫ

Более 90 лет тому назад в III томе (IV выпуске) "Известий Одесского библиографического общества при Императорском Новороссийском университете" (далее — "Известия...") была напечатана оригинальная работа Л. Чижикова "Одесские букинисты (страничка из недавнего прошлого Одессы)". Букинистическая торговля, т. е. торговля книгами, бывшими в употреблении, — особый промысел. В Одессе он получил развитие в середине XIX века на Толкучьем рынке.
Вначале — некоторые подробности о библиографическом обществе, авторе Л. Чижикове и типографии "Центральной", где увидели свет вышеуказанные "Известия...".
20 мая 1911 года Правление Одесского библиографического общества при Императорском Новороссийском университете обратилось к градоначальнику с прошением о выпуске раз в две недели "Известий Одесского библиографического общества...". К прошению была приложена программа периодического издания и сообщались необходимые сведения: редакторами-издателями по полномочию Совета предлагались председатель общества профессор И. Линниченко и секретарь общества приват-доцент В. Лазурский. Печатать периодическое издание предполагалось в "Центральной" типографии С. Розенштрауха и Н. Лемберга.
Программа издания упомянутого общества ничем не отличалась от программ подобных изданий столичных городов: планировалось публиковать протоколы собраний общества, сообщения его членов, рецензии на новые книги, библиографический указатель (преимущественно по истории и истории литературы), объявления о новых книгах.
Несколько слов — о членах библиографического общества. Это был круг образованных людей. Книжники с большой буквы. Они не просто читали книги или собирали некоторые из них. В сфере их интересов — не только содержание произведения. Они пытались узнать все о творческой истории книги: кто ее издал, где она напечатана, каковы ее полиграфические и художественные особенности. Несомненный интерес представляли история создания произведения и, конечно, личность автора.
Как-то в беседе со мной известный библиофил прошлого века заметил, что главная черта книжника — это бахвальство, т. е. хвастовство редким изданием, которое имеется у него в собрании и которого нет у коллег. А если книга еще и с автографом автора, издателя либо известной личности, то такому экземпляру нет цены. Где же можно "бахвалиться"? Дома? Не всегда есть перед кем. А в обществе, клубе, каком-либо собрании коллег по интересам всегда внимательно и с удовольствием прослушают любую информацию о твоих находках в книжных развалах и оценят знания библиофила. Если же доклад или сообщение о выступлении в обществе будет опубликовано в альманахе библиофила или на страницах "Известий...", то это уже шаг в историю. Сохранившись на страницах библиофильского издания, уникальная публикация много поведает грядущим поколениям, а неопубликованные сведения, собранные по крупицам, со временем исчезнут в пучине памяти.
Библиографическое общество при Новороссийском университете аналогов в городе не имело. Может, тогда и существовали какие-то объединения, интересующиеся только книгами, но мне о них ничего не известно.
Прошению Совета общества был дан соответствующий ход, к документу добавились справки околоточных надзирателей о лицах, собирающихся выпускать "Известия...", а также мнение начальника жандармского управления. Согласно справкам, Ивану Линниченко тогда, в 1911-м, было 64 года, а Владимиру Лазурскому — 43. Последний проживал по Княжеской улице, 18.
Справка начальника жандармского управления могла "похоронить" издание на корню ввиду неблагонадежности будущего редактора-издателя: "Иван Линниченко, несомненно, является лицом левого направления. В 1905 г. принимал деятельное участие в революционном движении и состоял членом "Академического союза профессоров", ставившего своей задачей изменение существующего государственного строя".
То ли организаторам "Известий..." стала известна отрицательная справка жандармерии, то ли они встретились с определенными трудностями и не могли обеспечить регулярный выход издания из-за отсутствия серьезных научных статей, но
15 ноября И. Линниченко сообщил градоначальнику о том, что "Известия…" будут выходить по мере накопления материала, а посему он просил прошение оставить без рассмотрения. (Непериодические издания избавлялись от специальных разрешений. Их выход осуществлялся по общим правилам печатания книг, т. е. только с цензурного разрешения.)
Теперь — об авторе работы "Одесские букинисты".
Член Одесского библиографического общества Лука Алексеевич Чижиков (1861 — 1924) родился в Одессе в бедной семье. Его дважды арестовывали за революционную деятельность. Л. Чижиков собрал библиотеку в 3500 — 4000 томов. Когда в Одессе в 1911 г. возникло библиографическое общество, он принял самое активное участие в его работе: стал действительным членом, был избран членом Совета общества и ревизионной комиссии.
Выход "Известий Одесского библиографического общества..." был связан с именами типографов Розенштрауха и Лемберга.
25 января 1910 г. хотинским мещанином Симхом Иосифовичем Розенштраухом (жительствовавшим по Торговой, 6) и его компаньоном, сатановским мещанином Нутом Лейзеровичем Лембергом (проживавшим по Софиевскому переулку, 9) была открыта типография "Центральная" по Херсонской улице, 21. В момент открытия заведения С. Розенштрауху было 37 лет, а Н. Лембергу — 30. Чем занимались владельцы "Центральной" до начала совместного дела, у меня сведений нет, хотя достоверно известно, что С. Розенштраух в 1905 г. (тогда он жил в д. Левинсона по Канатной улице) открыл книжно-газетную торговлю в киоске на углу Троицкой и Пушкинской.
В 1915 г. компаньоны разошлись: Н. Лемберг с типографией "Центральная" остался на Херсонской, 21, а С. Розенштраух перебрался на улицу Кондратенко, 14 (16). По указанным адресам их заведения функционировали до начала 1920 года, пока не были национализированы Советской властью.
Выходные данные "Известий..." отражают судьбу типографии. Первые три тома были отпечатаны на совместном предприятии — в типографии "Центральной" (1911 — 1914 г. г.), том IV — в типографии Н. Лемберга (1915 г.), и том V увидел свет
в "Центральной" типографии Н. Лемберга (1916 г.).
В разные годы в типографиях С. Розенштрауха и Н. Лемберга были отпечатаны любопытные работы. Например, в "Центральной" увидели свет брошюры
Г. Бродовского "С. Фруг. Национальные мотивы его творчества" и М. Давидсона "Начало поселения и эмансипация евреев в Англии". С. Розенштраух в 1919 г. отпечатал большую часть книг издательства "Омфалос", книгу "От Луцатто до Бялика", цикл сонетов Л. Гросмана "Плеяда", брошюры Ро (Александр Арнольдович Кацнельсон) "Вся Одессе в эпиграммах" и "Гудок: революционная сатира".
По своему значению работа Луки Чижикова о букинистах старой Одессы является уникальной. Со многими букинистами того времени Лука Алексеевич был не просто знаком, но часто общался с ними и имел возможность наблюдать все "прелести" их жизни. О букинистах Москвы и Петербурга вспоминали уже в советское время, о букинистах провинциальной Одессы никто никогда не писал, посему очерк Чижикова в "Известиях…" является единственным свидетельством об одесситах, занимавшихся продажей старых книг.
Вначале свой промысел книжные антиквары отправляли не в хоромах и не в постоянных помещениях, а на подвижных ларях, торгуя на толкучках. Английский поэт, эссеист и литературный критик Ли Хант (1784 — 1858 г. г.) в начале XIX века писал: "Букинисты принадлежат к тому беспокойному и трудолюбивому классу людей, которые, чтобы иметь свое дело, должны выложить наличные деньги и жить сперва более чем скромно. Преуспевающий букинист, как правило, производит на своих знакомых и деловых партнеров впечатление доброжелательного и логично мыслящего человека. Это в конце концов создает ему твердую репутацию, основанную как на остроте его ума, так и на широте взглядов".
Л. Чижиков, как бы дополняя Ли Ханта, описывает одесских букинистов и их нравы: "...в силу личной, отличающейся их самобытности, соединенной нередко с высокой честностью", они "свято чтутся в памяти живущих; имена их занесены на скрижали книгопродавческой истории".
В двух — трех абзацах невозможно рассказать содержание работы Л. Чижикова, и я не намерен этого делать, тем более что заинтересовавшиеся могут ознакомиться с ней в Одесской государственной научной библиотеке им. М. Горького. В "Известиях..." статья занимает пятнадцать страниц. Да и автор не собирался подробно осветить историю букинистической торговли в Одессе, однако, он назвал фамилии трех первых букинистов города, начинавших свое дело в деревянных будках Толкучьего рынка (первоначально он помещался в пределах площади у окончания Александровского проспекта). Это были Елисей Распопов, ставший впоследствии одним из крупнейших книгопродавцев на юге России, грек Дмитрий Газис, открывший позже магазин по продаже книг и библиотеку на Успенской улице, и казак Родион Гордукалов, карьера которого так и закончилась в деревянной будке. Все трое были спокойного и уравновешенного характера, все были женаты, почти не имели болезней и достигли преклонного возраста. Обучались на медные гроши, грамоту постигли "самоуком", что помогло им "постичь превосходного умения распознать книгу".
Торговые заведения первых букинистов "были снизу доверху набиты книжным добром в несчетном количестве".
После первых трех "зачинателей книжного антиквариата" в Одессе появилось много других, не столь ярких, личностей, да и жизнь значительно изменилась. Дело постепенно измельчало. Сказалась разрушительная сила времени, да и книжный рынок был перенасыщен старой книгой.
Из следующего поколения букинистов Л. Чижиков выделяет еще трех любопытных книгопродавцев — Воробьева, Князева и "иудея — Альберта". Воробьев вначале торговал в будке раскольничьей литературой, книгами Британского библейского общества и изданиями синодальных типографий. Имел много клиентов, однако, позже стал торговать русской классикой и учебниками.
Михаил (Мишель) Израилевич Альберт, начавший свою торговлю в 1872 году возле вокзала, в низеньком помещении, в доме родственников на Пушкинской, 51, был по-своему странен. В его лавке всегда было темно и холодно. Окруженный книгами, лежащими в беспорядке и покрытыми изрядным слоем пыли, он, скорее, походил на маньяка, испытывающего к книге даже не любовь, а страсть. Он спал на полу среди книг и лишь изредка покидал свое торговое заведение, отправляясь в съестную лавку, чтобы на неделю запастись скудной провизией. Хорошую книгу прятал и никому ее не показывал либо назначал за нее такую цену, что отбивал охоту у желающих ее приобрести.
Живший в холоде и часто хворавший, Михаил Альберт попал в Еврейскую больницу, где, забытый всеми и одинокий, умер в 1911 году... "Памятником его библиомании осталась изданная в Одессе в 1876 году компилятивная брошюра "Библиомания", составленная по иностранным источникам".
Лука Алексеевич Чижиков описал еще несколько оригинальных книжников. Все они имеют право на память. Его работа, о которой я коротко рассказал, имеет определенное очарование, но я позволю себе этим ограничиться.

Мирон БЕЛЬСКИЙ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.