На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ОРКЕСТР «ТИТАНИКА

Двадцатый век был отмечен крупными морскими катастрофами, унесшими жизни сотен тысяч людей. Но самой странной из них была гибель "Титаника". Вот уже более девяти десятилетий интерес к ней не ослабевает. "Титаник" продолжает привлекать внимание ученых, историков, писателей, кинематографистов, открывающих все новые и новые факты трагической судьбы гордости британского флота, самого дорогого и самого красивого корабля в мире. При взгляде на "Титаник" у людей перехватывало дыхание. Своей мощью и величием он производил огромное впечатление. Это был чудо-гигант, построенный, в первую очередь, для богатейших людей, для удовлетворения прихоти представителей мировой финансовой и промышленной элиты. Для них "Титаник" был само совершенство, корабль-мечта, плавающий дворец.

Строительство "Титаника", начавшееся в последний день марта 1909 года, продолжалось 26 месяцев. В последний день мая 1911 года корабль был спущен на воду в английском порту Белфаст, а еще через десять месяцев, 10 апреля 1912 года, "Титаник" ушел в первое плавание.
По этому случаю на корабль поступили сотни телеграмм с пожеланием счастливого плавания. Свои поздравления прислала и английская королева.
Под звуки судового оркестра "Титаник" взял курс на Нью-Йорк, подняв большой флаг Славы.
Судоходная компания "Уайт Стар Лайн" ("White Star Line"), которой принадлежал "Титаник", предусмотрела на корабле все: теннисный корт и плавательный бассейн, европейские и турецкие бани, зимний сад, каток для бега на роликовых коньках, площадку для игры в гольф, спортивный зал, трюм-гараж для автомобилей, госпиталь с операционной, справочное бюро, почтовое отделение, радиотелеграф, библиотеки, парикмахерские, курительные салоны и даже детскую площадку с песочницей. Имелись также салоны для камердинеров миллионеров и горничных их жен. Специальные помещения были отведены для четвероногих любимцев пассажиров. Для пассажиров первого класса роскошь была безгранична. Неслучайно "Титаник" назвали "экспрессом миллионеров". На время плавания он стал местом встречи и общения нефтяных, угольных и стальных "королей", представителей высшего общества.
Апартаменты корабля, оформленные лучшими европейскими художниками в стилях ренессанс, модерн, барокко и ампир, каюты класса "люкс" и два суперлюкса с мраморными каминами, ресторан в стиле Людовика ХVI, бары, "парижское кафе" (с французскими официантами и метрдотелем), хрустальные люстры и ковры, мебель и огромные зеркала — все сверкало роскошью и отличалось тонким вкусом.
Правда, каюты второго и третьего классов были менее комфортабельны, и пассажиры нижних этажей были отрезаны в полном смысле слова от элитарной верхней палубы металлическими решетками, что в итоге послужило причиной массовой гибели этих людей. Причем по традиции того времени холостые мужчины размещались в носовой части судна, женщины — на корме. Но и в салоне третьего класса стоял концертный рояль, и веселье там не прекращалось во все дни плавания.
О "Титанике" известно много, почти все, вплоть до мелочей: как и чем кормили пассажиров разных классов, как они отдыхали и развлекались, какую музыку исполнял судовой оркестр. Но вот о самом оркестре известно, к сожалению, немного. Даже в протоколах британской следственной комиссии лорда Мэрси и следственного подкомитета сената США, занимавшихся расследованием причин катастрофы, оркестру уделили мало внимания.
А между тем его роль в сплочении людей перед лицом неминуемой гибели была огромна. Музыканты совершили беспримерный подвиг. Они играли, ободряя обреченных. Музыка вселяла надежду на спасение. Члены команды: матросы, кочегары, механики, стюарды, офицеры, капитан — выполняя свои обязанности, спасали людей и совершали героические поступки, но и подвиг музыкантов вошел в историю — их музыка звучала до последней минуты жизни, пока над ними не сомкнулись волны.
Спустя много лет один из спасшихся пассажиров, вспоминая последнюю трагическую ночь "Титаника", писал: "В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".
Трагедия случилась в воскресенье, в ночь с 14-го на 15 апреля 1912 года, в Атлантическом океане.
После ужина, прошедшего в компании капитана Эдварда Джона Смита, веселье продолжилось во всех салонах и ресторанах. Везде царила приятная атмосфера. Звучала музыка, пассажиры пели и танцевали, прогуливались по парадной лестнице, над которой возвышался прозрачный стеклянный купол. Праздничное настроение на "Титанике" создавал судовой оркестр, ежедневные выступления которого продолжались с утра до позднего вечера.
На пассажирских судах трансатлантической линии существовала добрая традиция — во время рейса по воскресеньям пассажиров приглашали на молебен. Эту традицию перенесли и на "Титаник". В то утро молебен провел капитан Смит. Оркестр аккомпанировал песнопениям представителей разных религиозных конфессий.
Вечером в Пальмовом зале состоялся концерт. Артисты оркестра исполняли популярную музыку из оперетт Ф. Легара и И. Штрауса, от романтических вальсов до волнующих ритмов американского регтайма. В заключение оркестр исполнил отрывки из оперы Ж. Оффенбаха "Сказки Гофмана".
Ничто не предвещало беды. Ночь была ясной, а море спокойным. В бездонном небе звезды светили ярко, как бриллианты. На капитанском мостике стоял прославленный капитан, ветеран британского флота Э.Д. Смит, которому перед выходом на заслуженный отдых предоставили почетное право повести новый лайнер в первый рейс. К сожалению, для Эдварда Джона Смита этот рейс оказался роковым. "Титаник" несся на предельной скорости по темным водам океана навстречу своей гибели.
Многие суда предупреждали Э.Д. Смита о грозящей опасности. Первым это сделал радист парохода "Карония", затем капитан датского лайнера "Нордам". Находящийся в непосредственной близости к зоне айсбергов пароход "Месаба" передал на "Титаник" тревожную депешу с достаточно точным обозначением места большого скопления льда. Однако это предупреждение не было передано капитану. Радист "Титаника" Джек Филлипс был очень занят. Не уделив содержанию радиограммы должного внимания, он продолжал заниматься другой работой — принимал и отправлял частные телеграммы пассажиров.
Два матроса, осматривающие с фок-мачты (так называемое "воронье гнездо") окутанный ночным туманом горизонт, увидели тень огромного айсберга. Но было уже поздно. Столкновение с айсбергом оказалось неизбежно. Раздался страшный скрежет. Айсберг расколол правый борт корабля. Прозвучал сигнал бедствия. "Титаник" тщетно взывал, молил о помощи, но по роковому стечению обстоятельств его никто не слышал, а выпущенные сигнальные ракеты никто не видел. "Титаник" остановился посреди океана.
В считанные минуты 2201 пассажир и члены команды осознали, что им грозит смертельная опасность.
Среди общего хаоса, паники и неразберихи в одно мгновение воцарилась звенящая тишина и… зазвучала музыка. Все поняли, что происходит нечто фантастическое, нереальное. Это заиграл судовой оркестр.
В просторном холле первого класса музыканты под руководством дирижера и скрипача Уолласа Генри Хартли, надев спасательные жилеты, вначале робко, а затем все громче и неистовей заиграли жизнерадостный регтайм, отгоняя своим исполнением страх и тревогу, ободряя мечущихся по судну людей. Музыка снимала напряжение, давала призрачное успокоение. Пассажиры приветствовали музыкантов как героев.
Музыкальный ансамбль на "Титанике" считался лучшим коллективом среди оркестров, работавших на крупных пассажирских судах в Северной Атлантике. Этот оркестр был предложен фирме "Уайт Стар Лайн" ливерпульским "Черным агентством талантов" ("Black Talent Agency of Liverpool") за мизерную плату в один шиллинг в месяц.
Являясь членами судовой команды "Титаника", музыканты, благодаря своей популярности, были причислены к списку пассажиров второго класса, что давало им определенные привилегии.
Судовой оркестр "Титаника" состоял из восьми музыкантов — семерых англичан и одного француза (по некоторым данным, на "Титанике" было два оркестра или две группы одного коллектива, работавшие одновременно в разных помещениях).
Вместе с руководителем оркестра
У. Хартли плавал на многих судах, а затем пошел в рейс на "Титанике" известный скрипач Джок Хьюм. И, напротив, свое первое плавание на корабле совершал контрабасист из Ливерпуля Фред Кларк. Пианист Теодор Брейли и исполнители на духовых инструментах Дж. Кринс,
Дж. У. Вудворд и П.К. Тейлор, виолончелист Робер Брику из французского города Лилль были прекрасными музыкантами. Они блестяще исполняли как классические, так и джазовые произведения.
…Ярко освещенный "Титаник" медленно уходил под воду. От него отплывали спасательные шлюпки. Находившиеся в них люди еще долго слышали доносившуюся музыку. Когда вода затопила салон первого класса, оркестр перешел на шлюпочную палубу, где было наибольшее скопление пассажиров, и продолжал играть. Это была игра со смертью. Регтайм звучал, как реквием. И когда У. Хартли, постучав смычком по своей скрипке, дал знак музыкантам, звуки регтайма стихли, и на затопленной палубе зазвучала мелодия, о которой маэстро всегда говорил, что ее надо играть на собственных похоронах.
Наступал последний акт чудовищной трагедии. Последние звуки оркестра заглушил страшный, отчаянный, леденящий душу крик — это был вопль сотен людей, тонущих в холодном океане. Гигантский корпус "Титаника" встал дыбом и исчез в морской бездне. Все было кончено.
Масштабы трагедии были ужасающи. Полторы тысячи человеческих жизней поглотила бездна. Погибли капитан
Э.Д. Смит, его помощники — офицеры, элита британского флота, главный конструктор "Титаника" Томас Эндрюс. Многие миллионеры, имевшие возможность купить десятки пароходов, погибли — им не нашлось места в спасательной шлюпке. В числе тех, кто утонул, были и все артисты оркестра.
На помощь спасшимся пришел пароход "Карпатия", который подобрал людей, находившихся в шлюпках. Спаслись
705 человек.
Все газеты мира писали о гибели "Титаника". Знакомила своих читателей с подробностями трагедии и газета "Одесские новости". В одном из репортажей можно было прочесть следующее: "По слухам, на "Титанике" находился малороссийский хор из 30 человек, подвизавшийся в Лондоне и отправившийся оттуда в Нью-Йорк в театр "Колизеум". О его судьбе ничего не известно".
В память о величайшей трагедии в Англии, в городе Личфилд, на центральной площади стоит памятник капитану Эдварду Джону Смиту. В Ливерпуле, на набережной реки Мерсей, у здания Королевской биржи воздвигнут монумент погибшим механикам. В Белфасте, где был построен "Титаник", находится мраморная композиция, изображающая русалок, спасающих моряка.
На кладбище города Колн установлен бронзовый бюст руководителю оркестра, дирижеру и скрипачу Уолласу Генри Хартли.
Ежегодно, 15 апреля, к месту гибели "Титаника" прилетает самолет и сбрасывает венок.
О "Титанике" написаны сотни книг и статей, созданы радио- и телепрограммы, поставлены кинофильмы.
...Гибель "Титанику" предсказывали задолго до его появления. С момента выхода судна в море начался неумолимый отсчет времени. Огромные часы, украшавшие парадную лестницу "Титаника", увенчанные двумя бронзовыми нимфами Чести и Славы, отсчитали ему короткую жизнь длиной в 4 суток, 17 часов и 30 минут.

Семен КОГАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.