На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РЕЭ


В начале этого раздела Моше говорит, что выбор между соблюдением и несоблюдением Торы — это, по существу, выбор между благословением и проклятием. Вступив в Эрец Исраэль, евреи должны сжечь деревья, используемые для идолопоклонства, и уничтожить все языческие изваяния. Служить Б-гу им надлежит в том месте, которое Он укажет. Только туда можно приносить жертвы — частные жертвенники запрещены.
Моше несколько раз напоминает о запрете употреблять в пищу кровь животных.
Далее Моше призывает ничего не добавлять к Торе и ничего не убавлять, ибо Тора цельна и совершенна. Лжепророков, призывающих евреев оставить Тору или поклоняться идолам, казнят.
Моше вновь перечисляет кошерных и некошерных животных, рыб и птиц, повторяет запрет смешивать мясное с молочным. Продукты второй десятины должны быть съедены в Иерусалиме, а если их очень много, разрешается обменять их на деньги, чтобы купить еду в Иерусалиме. Дважды в семилетие эту десятину отдают беднякам.
Моше призывает сынов Израиля проявлять любовь и милосердие к своим соплеменникам и в седьмой год прощать все займы и долги — Б-г наградит изобилием тех, кто исполняет эту заповедь. Еврейский раб выходит на волю после шести лет службы, получив от хозяина вознаграждение за свой труд. Если раб не хочет уходить, ему прокалывают ухо шилом у дверного косяка, и он остается в рабстве до 50-го "юбилейного" года.
Раздел завершается описанием трех паломнических праздников: Песаха, Шавуота и Суккота.

* * *
В стихе "Отделяй десятину от всех плодов посева твоего..." (14:22) употребляется лексическое удвоение "асер теасер". Комментаторы отмечают, что вторую часть этого комбинированного глагола можно прочесть как "таашер" ("ты разбогатеешь"). Тем самым Тора убеждает нас, что благотворительность не только не ведет к убыткам, а наоборот — преумножает богатство.
"Если будет у тебя нищий из братьев твоих в одном из городов твоих, в стране, которую Б-г дает тебе, то не ожесточай сердца своего и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим, но раскрывай ему руку свою и давай ему взаймы по мере нужды его" (15:7,8). Сам порядок слов в начале этой фразы указывает на шкалу предпочтений в распределении пожертвований. Раши объясняет, что в первую очередь надо помогать ближайшему к тебе "нищему", человеку, лишенному средств
к существованию; следующий на очереди — кто-либо "из братьев твоих", родственник, причем чем ближе родство, тем больше обязанность поддержать человека. Далее следуют нуждающиеся "в одном из городов твоих": бедняки города, в котором ты живешь, заслуживают большего внимания, чем иногородние. И, наконец, следующие по значимости — еврейские бедняки "в стране, которую Б-г дает тебе", т. е. в Эрец Исраэль; им оказывают предпочтение перед евреями диаспоры.
Из того же отрывка Рамбам вывел другую шкалу, разделенную на восемь уровней благотворительности.
1. Высший акт филантропии совершает тот, кто помогает своему брату-еврею выбраться из тяжелой финансовой ситуации: дает ему беспроцентную ссуду, предлагает стать компаньоном, находит ему работу, короче, протягивает руку деловой помощи.
2. Вторая по значимости форма благотворительности — это когда дающий не знает, кому он дает, а получающий не знает, у кого он берет. Для выполнения условия взаимной анонимности в Храме устанавливали "секретный ящик". Обеспеченные люди незаметно клали в него деньги, а бедняки, стыдившиеся своей бедности, незаметно доставали из ящика необходимые им суммы. Этот способ применяется и сегодня; во многих синагогах есть ящики для сбора анонимных пожертвований. Но Рамбам предупреждает, что класть деньги туда можно лишь в том случае, если распорядитель тайного фонда — человек абсолютно честный, надежный и деликатный.
3. Ниже ступенькой — ситуация, при которой дающий знает, кому он дает, но получатель не знает своего благотворителя. Этим методом следует пользоваться в тех случаях, когда есть сомнения в порядочности распорядителя фонда.
4. Меньше ценится помощь, при которой бедняк знает, от кого он ее получает, а филантроп не знает, кому он дает. В прошлом мудрецы оставляли пожертвования в условленном месте; бедняки приходили и брали деньги. Такая форма благотворительности защищает достоинство получателя.
5. Еще ниже статус помощи, когда филантроп дает деньги прямо в руки бедняку — до того, как тот попросит его.
6. Следующий уровень — когда филантроп дает деньги после того, как бедняк обратится к нему за помощью.
7. Еще менее похвальна ситуация, когда жертвователь дает бедняку меньше той суммы, какую он должен дать (с учетом своих возможностей и потребностей нуждающегося), но с приятным выражением лица.
8. И, наконец, низшая форма благотворительности — когда филантроп дает мало денег и нехотя.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.