На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

СОВРЕМЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ


(Окончание. Начало в № 490.)

Споры вокруг идеи еврейского государства происходили в обстановке растущего энтузиазма среди угнетенных еврейских масс Восточной Европы, которые в возрождении национального государства видели единственный путь избавления от страданий. В то же время среди более самостоятельных евреев Запада царило относительное равнодушие, так как они считали всю эту затею несбыточной мечтой. Она и оставалась бы мечтой, если бы в 1917 г. по настоянию Хаима Вейцмана (1874 — 1952) не была издана Декларация Бальфура, в которой Великобритания брала на себя обязательство содействовать созданию национального очага для евреев на земле их предков, и если бы три года спустя эта Декларация не получила международного признания в виде решения Лиги наций предоставить Великобритании мандат на Палестину.
Декларация Бальфура вызвала волну энтузиазма, прокатившуюся по всему еврейскому миру. Тысячи евреев отправились в Палестину, поселились в ней и возродили страну, находившуюся в запустении. Они осушали болота, обводняли пустыни, удобряли истощенные почвы, осваивали промышленность и создавали в Палестине современную цивилизацию. Они возродили иврит, создав единую систему образования на этом языке, и возвели на горе Скопус университет — символ своей решимости строить национальный очаг на духовном фундаменте. И все же, несмотря на эти достижения, в определенных довольно влиятельных кругах диаспоры к идее еврейского государства сохранялось отрицательное отношение. Однако приход нацистов к власти, начавшиеся преследования, а затем уничтожение шести миллионов евреев — фактически трети мирового еврейства — оказались сильнее, чем все опасения, теории и философские споры. Так что многие непримиримые противники создания еврейского государства превратились в его самых страстных поборников.
Отказ Великобритании предоставить иммигрантам — тем немногим евреям, которые чудом спаслись от лагерей смерти и газовых камер, — возможность приехать и поселиться в Палестине вызвал острый конфликт между палестинским еврейством и мандатными властями. В результате сессия Организации Объединенных Наций, состоявшаяся 29 ноября 1947 года, приняла резолюцию об аннулировании мандата, выданного Великобритании, и об образовании в Палестине двух независимых государств, арабского и еврейского. События стремительно приближались к развязке. Еще в 1897 г., на следующий день после первого Сионистского конгресса, Герцль сделал пометку в своем дневнике, с уверенностью предсказав, что через 50 лет возникнет еврейское государство. ("Если бы значение Базельского конгресса нужно было сформулировать в одном предложении, которое я не решился бы произнести публично, то я бы сказал: в Базеле я создал еврейское государство. Произнеси я это вслух, меня встретил бы всеобщий смех, но, может быть, через пять лет и уж наверняка через пятьдесят все увидят, что это так". По книге А. Бейна "Теодор Герцль").
И вот в пятницу 14 мая 1948 года, почти в точности пятьдесят лет спустя, вождь сионизма Бен-Гурион созвал в тель-авивском музее собрание из ста выдающихся представителей страны и в присутствии корреспондентов объявил: "Мы провозглашаем ныне создание в Эрец Исраэль еврейского государства, которое будет называться Израиль". Было 4 часа 38 минут пополудни, когда родилось еврейское государство. Так мечта Герцля стала действительностью, и двухтысячелетние надежды Исраэля начали сбываться.

ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ИУДАИЗМ

Возрождение еврейского государства почти через две тысячи лет после его падения — величайшее чудо XX века. Успех, которым увенчалась борьба евреев за свою национальную независимость, и поразительный ход событий, приведших к этому победному завоеванию, покажутся непредубежденному историку феноменом необъяснимым. Чудом представляется и то, что в Государстве Израиль за первые десять лет его существования собрался целый миллион еврейских беженцев из почти шестидесяти стран, что они слились в единое целое. Не меньше поражают бурное развитие нового государства, рост его сельскохозяйственных поселений и промышленности, умелое использование природных ресурсов, беспримерное превращение безлюдной пустыни в современное государство всеобщего благосостояния с богатой социально-культурной жизнью, школами, университетами, научно-исследовательскими институтами, системой социального обеспечения, рабочими союзами, больницами, библиотеками и музеями.
В области культуры созидательная деятельность нового государства выражается в поощрении изобразительных искусств, музыки, поэзии и драмы, но особенно ярко она выступает в великом возрождении языка иврит и развитии литературы на иврите. В религиозной сфере, несмотря на то, что Израиль — демократическое государство, где религия — частное дело граждан и значительная часть населения не соблюдает еврейских законов, ощущается также заметный прогресс. Доказательством служит тот факт, что множество элементов, образующих еврейский образ жизни, вошли и все глубже проникают в структуру еврейского государства. Суббота — общенациональный выходной день. Все государственные учреждения в этот день не работают, корабли в израильских портах не грузятся, самолеты — не приземляются и не вылетают, поезда не ходят. Магазины и кинотеатры закрыты, автобусное сообщение прервано. Сказанное о Шаббате относится также и к другим религиозным праздникам. В израильской армии и в общественных институтах, в сфере обслуживания, находящихся под контролем правительства, таких, как полиция, школы, больницы и т. п., строго соблюдаются библейские и раввинические предписания о кашруте. Личный статус гражданина (брак и развод) регулируется в согласии с традиционным еврейским законом и находится в исключительном ведении раввинических судов. Нееврейская часть населения подлежит юрисдикции соответствующих собственных религиозных судов.
Дети из семей, соблюдающих Закон, получают образование в государственных религиозных школах. В Рамат-Гане под Тель-Авивом открыт религиозный университет Бар-Илан, носящий имя известного деятеля партии "Мизрахи" Меира Бар-Илана (1880 — 1949). Со времен разрушения Храма не было на Святой Земле такого количества центров изучения Торы и еврейского наследия, как в наши дни. В стране насчитывается 160 школ Талмуда (ешиботов), в которых обучаются свыше 7 тысяч учащихся, помимо многих других учебных заведений религиозного типа и центров изучения еврейского наследия. В Государство Израиль переселились многие выдающиеся раввины и мудрецы со всех концов света, чтобы внести свой вклад в духовную жизнь страны и способствовать распространению религиозных знаний по всей земле Исраэля. Отмечается значительное число литературных трудов религиозного содержания. По всем аспектам еврейской мысли и знания непрерывным потоком идут книги и статьи, передающие молодому поколению нового Исраэля традиции тысячелетней мудрости.
Следует отметить, однако, что никакого вмешательства в частную сферу, убеждения и образ жизни индивида не происходит, и связь между "религией и государством" существует в Израиле не больше, чем в большинстве западных стран. Израиль еще не имеет собственной конституции, но в Декларации независимости государства всем гражданам без различия религиозной принадлежности гарантируется полная свобода вероисповедания. В Израиле нет государственной религии. Однако, несмотря на царящую здесь религиозную свободу, большинство евреев, даже тех, кто не соблюдает Закон (а это примерно половина населения), вполне сознают, что общественное признание еврейской традиции совершенно необходимо для поддержки международной солидарности еврейства.
Привязанность к древнему религиозному наследию особенно усиливается благодаря всеобщему изучению Танаха. Говоря на языке, который в основе своей — язык Торы, живя и дыша атмосферой, насыщенной библейскими ассоциациями, израильтяне, мужчины и женщины, естественно и легко воспринимают изучение Торы. Дети с самого раннего возраста окружены библейскими образами, и какой бы метод преподавания Торы ни использовался, знание это не может не оставить неизгладимый след в их сознании.
В этическом отношении Государство Израиль уже продемонстрировало свои достоинства высшего порядка не только тем, что с готовностью приносило величайшие жертвы ради абсорбции в своей среде сотен тысяч евреев — беженцев из разных стран. Оно проявило также недюжинный запас доброй воли и братского дружелюбия по отношению к своим гражданам-арабам — и это вопреки постоянной опасности, которой все время подвергается еврейское государство из-за враждебной позиции соседних арабских стран.
Хотя на борьбу за достижение этих целей евреев толкали физические страдания и мучительные условия жизни в государствах Центральной и Восточной Европы, да и в других странах, нельзя не видеть, что в основе этого глубочайшего преображения страны и нации лежат силы духовного порядка, которые коренятся в Б-жественном Обете, данном патриарху Аврааму на заре еврейской истории. Красноречивым свидетельством этой истины служат слова премьер-министра Израиля Бен-Гуриона, обращенные к участникам Сионистского конгресса, состоявшегося в июле 1957 г.: "Гнет, испытанный еврейским народом в диаспоре — экономический, политический и духовный, — явился мощным фактором, вызвавшим репатриацию евреев на землю Исраэля. Но только мессианское провидение превратило этот фактор в действенную силу, направленную на создание государства. Гнет сам по себе — упадочен, страдание — разрушительно; и если бы мы не унаследовали от пророков мессианскую веру в избавление, страдания евреев в диаспоре давно привели бы нашу нацию к вымиранию. Собирание изгнанников на этой земле, то есть возвращение еврейского народа на его родину — есть начало осуществления мессианского провидения".
Что подразумевается под "мессианским провидением"? Как некогда Авраам узрел в своем спасении из Ура халдеев, а позднее народ Исраэля — в Исходе из Египта — Б-жественный промысел и предназначение, в сознании современного еврея восстановление еврейского народа как единого политического целого после двух тысяч лет рассеяния связывается с миссией, возложенной Б-гом на Исраэль, а через Исраэль — на все человечество. На протяжении многовековой истории еврей чувствовал свою глубочайшую и неразрывную связь с человечеством в целом. То же сознание воодушевляет возродившееся еврейское государство. Осуществление тысячелетних чаяний еврейского народа должно сказаться на судьбе народов мира, раздираемого кризисами и войнами.
Только время покажет, означает ли возрождение государства начало реализации мессианского провидения. Однако нет сомнений в том, что на мировое еврейство существование Государства Израиль уже оказывает глубочайшее воздействие. Оно не только придало многим еврейским общинам новое чувство достоинства, ощущение моральной и физической безопасности, которого они не знали прежде, но и породило ренессанс еврейско-библейской культуры; оно стимулировало еврейскую ученость и укрепило преданность еврейским духовным началам. В среде реформистского иудаизма образование Государства Израиль породило возврат ко многим еврейским традициям, совсем было отброшенным. Ортодоксальному еврейству оно прибавило силы и твердости в отстаивании своих принципов. Повсюду существование еврейского государства привело к усилению еврейской солидарности, укреплению единства, основанного на общих историко-культурных традициях прошлого и надеждах на то, что рано или поздно даже те отпрыски Дома Исраэля, которые все еще живут в отчуждении от своего народа, придут почерпнуть животворный дух Циона и Иерушалаима и из Циона и Иерушалаима выйдут Тора и Слово Б-жье, как предсказано было в прежние дни пророками.
Многие глубоко верят, что после периода устройства, консолидации и мирной жизни еврейский народ обретет на своей древней родине ту духовную созидательную энергию, которой отмечены были все великие эпохи еврейства в прошлом. Во все времена среди евреев самые благородные умы считали еврейский национализм не абсолютной целью, а средством укрепления иудаизма и прекрасных мессианских идеалов совершенствования на благо всего рода человеческого. Своей неискоренимой верой и непоколебимой верностью Торе еврейский народ внес в реализацию этих идеалов уникальный вклад — вклад страданий и испытаний, равных которым не знает мировая история. И многие верят, что наступит день, когда эти идеалы станут действительностью и будут восприняты всем человечеством. Эту надежду лелеют все евреи, начиная от сионистов самого светского толка и заканчивая крайними реформистами. Несмотря на различия во взглядах, все они, черпающие силы и поддержку в образцовой верности поборников четырехтысячелетней веры и традиции, едины в своем стремлении приблизиться к достижению общенациональной, Б-гом поставленной цели — установления среди сынов человечества царства Машиаха, которое есть не что иное, как Царство Б-жие.

Исидор ЭПШТЕЙН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.