На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ПАСПАРТУ


Паспарту - листок из плотной бумаги, на который наклеиваются фотографии.

(Продолжение. Начало в № 525.)

С изучением паспарту фотографий Григорашенко связана интересная краеведческая находка, о которой мы уже писали в статьях, посвященных одесским фонтанам ("Всемирные одесские новости") и Тираспольской площади ("Тиква"-"Ор Самеах"). "Фотография существует с 1870 года" - напечатано на лицевой стороне паспарту. Первоначально заведение находилось "на Преображенской ул. в доме Полетаева, против фонтана Тихова". Дом Полетаева - это второй дом от угла Почтовой (Жуковского), № 50 по Преображенской улице. То, что в центре Тираспольской площади находился фонтан, устроенный после открытия в 1873 году днестровского водопровода, известно по старинным открыткам, запечатлевшим это место. За какие же заслуги имя некоего Тихова было присвоено фонтану? Оказалось, что купец Яков Тихов - бывший гласный городской думы - в течение 10 лет (с 1828-го по 1838-й) упорно представлял городским властям проект водопровода из Днестра. В то время такой проект казался нерентабельным, предпочтение оказывалось проектам водопровода из источников на Фонтанах. Так что общественно активный купец Я.Т. Тихов опередил свое время и был вознагражден одесситами, назвавшими его именем фонтан, созданный благодаря днестровскому водопроводу. А фотограф Тимофей Григорашенко отразил это название на паспарту своей фотографии. Со временем Т.М. Григорашенко перевел свое заведение на противоположную сторону Тираспольской площади, в дом "на углу Преображенской и Нежинской улиц, № 27 и 74, рядом с фонтаном". На более поздних фотографиях этот дом фигурирует как его собственный.
Примерно в 1905 - 1907 годах домовладелец Тимофей Миронович Григорашенко передает свое заведение одесскому мещанину Брониславу Валдовскому. Тот в фотографическом деле был не новичком - ранее он содержал заведение на Преображенской, 55, угол Троицкой (коллекционная фотография датирована 1898 г.). На паспарту фотографий Валдовского 1907 года и позднее приводится адрес: "Преображенская, 31, уг. Нежинской, дом Григорашенко".
А там, где раньше находилось заведение Григорашенко, обосновался фотограф П.А. Морозов. Он в адресовке сохранил "привязку" к фонтану: "Преображенская улица, д. Полетаева, против фонтана".
На паспарту многих фотографий приведены медали многочисленных российских и зарубежных фотографических выставок, в работе которых участвовали одесситы. Рекордсменом по количеству медалей на паспарту является фотограф одесский мещанин Борис Фомич Готлиб. Кроме Почетного диплома выставки в Женеве (1889 г.) изображено еще 25 медалей выставок в Париже, Тунисе, Брюсселе, Кельне, Люксембурге, Лондоне и др. Интересно, что на паспарту более поздних фотографий, выполненных Готлибом, когда мода на медали уже прошла, изображены все те же медали, расположенные в виде ожерелья, но в уменьшенном виде. Остается добавить, что Б.Ф. Готлиб стал одним из долгожителей фотографического дела: его заведение просуществовало около 40 лет (самая ранняя датировка в нашей коллекции - 1881 г., самая поздняя - 1917-й). Вначале оно размещалось на Дерибасовской и Гаванной, а затем - на Гаванной и Ланжероновской, № 9 и именовалось "Центральной" фотографией - очевидно, по географическому признаку. Проживал фотограф в том же доме. В нашей коллекции кроме снимков обычного формата есть фотопортрет неизвестного студента - в овальной рамке размером 30 х 24 см. На лицевой стороне справа стоит личная подпись Б. Готлиба, сделанная тушью на манер подписи художников под своими работами.
Остается добавить, что в документах 1913 года Борис Фомич Готлиб назван личным Почетным гражданином Одессы.

* * *
Кроме медалей фотографы помещали на паспарту знаки отличия, полученные на различных выставках, или награды Императорского технического общества. Уже упоминавшийся ранее "Придворный фотограф Шаха Персидского" К. Мульман кроме изображения золотых медалей, полученных им на Всемирных выставках 1904-го, 1905 годов в Париже, Лондоне и Флоренции, украсил паспарту Почетными крестами, полученными там же. У этого же очень "усидчивого" мастера, много лет проработавшего по одному и тому же адресу: Преображенская, 68, - фотографировался в 1903 году дедушка одного из авторов, Павел Иосифович, чиновник почтовой экспедиции.
Фотограф Осип Вайнштейн хвалился медалью Императорской сельскохозяйственной выставки "За дешевизну и изящество работ". Адресовка его заведения на углу Ришельевской и Еврейской географически была "привязана" к Главной синагоге, против которой располагалось ателье. Правда, в течение 20 лет - с 1881-го до 1900 г. - оно переместилось вдоль квартала по Ришельевской, из дома Корсака в соседний дом Фельдмана. Кстати, в Одессе сейчас проживает потомок фотографа - известный врач и публицист Леонид Авербух.
На этом же квартале, "на Ришельевской ул., в д. Фельдмана, № 27, во дворе направо, против Конельского" размещалась с 1909 года фотография тираспольского мещанина Абрама Эльевича Краснова, помпезно именовавшаяся "Ренессанс". Она сменила фотографию Н. Прахницкого, работавшего по этому адресу в начале ХХ века.
Неподалеку, на Ришельевской, 23, с 1904 года размещалась фотография и цинкография братьев Осипа и Беньямина Померанцев под названием "Унион". Со временем цинкографию "взял на себя" их третий брат Мордко Померанц, а еще позднее ее владельцем остался единолично Беньямин. Фотоателье с таким названием продолжало существовать и в советское время по тому же адресу (ул. Ленина, 23). В коллекции есть групповая фотография 1928 года со штампом фотографии "Унион", запечатлевшая отдыхающих в санатории на Пролетарском (Французском) бульваре.
На таком густонаселенном фотографиями квартале умещалось каким-то образом еще и фотографическое заведение Л.М. Малкуса под названием "Модерн". В официальных документах владелец именуется Юдко Мееровичем Малкусом - путаница с еврейскими, часто двойными, именами и их русской транскрипцией общеизвестна. Интересно, что Малкус содержал основное заведение на Ришельевской, 29, угол Троицкой, а отделение фотографии - в соседнем доме, на Ришельевской, 27, во дворе. Очевидно, это отделение существовало в промежутке между заведениями Н. Прахницкого и А. Краснова.
По диагонали от заведения О. Вайнштейна, на четной стороне Ришельевской, в доме № 28, трудился фотограф П.Б. Розвал. Изучение справочников того времени дало возможность установить, что под инициалами П.Б. скрывается жена балтского мещанина Перля Берковна Розвал. Была ли эта дама мастером-фотографом или только владелицей заведения, нам неизвестно, но в коллекции есть фотографии 1902 года, на паспарту которых указана фотография Ш. Розвала по тому же адресу. Возможно, что этот господин и есть тот балтский мещанин - муж Перли.
Продолжателем Осипа Вайнштейна "на Ришельевской, 25, против Главной синагоги" стала фотография "Даггер". Этим названием мастер-фотограф начала ХХ века отдавал дань основателю дагеротипии. Другие одесские мастера также чтили память основателей фотографии. На паспарту ранних снимков многих фотографов можно увидеть профили Дагера, Ньепса и Талбота в медальонах.
Чтобы не путали с Осипом Вайнштейном, некто Абрам Гершевич Вайнштейн назвал свое заведение "Русская светопись" и не всегда добавлял свою фамилию, ограничиваясь только инициалами "А. В." на паспарту.
Третий фотограф с такой же фамилией, одесский мещанин Мотя Вайнштейн, владел заведением под названием "Новобазарная фотография" на "ул. Торговой, № 32, между Новосельской и Нежинской" и также занимался, согласно рекламе, "видами, копиями, увеличениями и фото-эмалями". Имеющиеся в коллекции фотографии семьи известного радиоинженера Виллиса датированы 1912 годом.
Рядом, на Торговой, 28, содержал фотографическое заведение потомственный Почетный гражданин Одессы Рафаил Флорович Силин. Коллекционный снимок датирован 1911 годом.
Упомянутая ранее фотография А. Балабана у следующего владельца, вернее, владелицы - керченской мещанки Марии Юделевны Сокол, получила название "Люмьер", но располагалась все там же, на Дерибасовской, 19. Фотографии датированы между 1906-м и 1913 г. г. Кроме обычных семейных снимков в коллекции есть виньетка одного из выпусков Мариинской гимназии, выполненная в этом заведении.
В доме Хакаловской на Дерибасовской, № 21 Соломон Куперберг содержал фотографическое ателье "Рембрандт" (коллекционные фотографии 1914-го, 1916 г. г.). Очевидно, фотограф таким образом рекламировал себя как мастера портрета. В нашей коллекции есть фотография артиста Батистини, выполненная этим мастером весьма качественно.
В этом фотографическом заведении выполнены и семейные фотографии: в 1906 году был сделан первый снимок двухлетнего Александра - первенца почтового чиновника Павла Иосифовича и его супруги - акушерки Марии Григорьевны. Через 43 года Александр Павлович стал отцом одного из авторов.
По этому же адресу, но, очевидно, ранее Куперберга, содержал фотографию В. Ледермюллер. Все фотографии этого мастера в моей коллекции не датированы, но стиль паспарту указывает на то, что фотографии ранние, выполненные в ХIХ веке.
Другая художественная фотография носила название "Рубенс", располагалась она на Садовой, 17. Содержал ее с 1910 года клеванский мещанин Яков Львович Блайтштейн. В начале ХХ века это заведение носило другое название - "Художник" - и производило (помимо обычных фотографий) медальоны и броши с портретами, выполненными деколью.
Неподалеку, в "Пассаже", существовало заведение с таинственным названием "Велография", привлекавшее клиентов скоростным печатанием фотографий. "Велографических" снимков в моей коллекции нет, сохранился только конверт для снимков, снабженный рекламой заведения.
В эти же годы (снимок датирован 1904 г.) напротив, в Городском саду, Л. Яворовский содержал "Американскую фотографию". Кем он приходился А. Яворовскому, содержавшему лет на 20 ранее "Русскую фотографию Яворовского и Ко" на Дерибасовской в доме Тюнеева, на углу Гаванной, нам неизвестно.
Под таким же названием - "Русская фотография" - в Одессе существовало заведение по адресу: "Дерибасовская, дом Г. Попандопуло". Фамилии фотографа на паспарту нет, но по всем показателям коллекционные снимки ранние, семидесятых годов ХIХ века. Подписан только один из пяти коллекционных снимков - очень колоритный портрет молодого мужчины, снимок которого сделан 4 ноября 1871 г. Вполне вероятно, учитывая одинаковое название и близкое время существования, что заведение это имело отношение к Яворовскому.
Интересно, что на некоторых коллекционных фотографиях, выполненных, согласно паспарту, в 1878-м в "Новой русской фотографии Б. Грабяжа", на лицевой стороне выдавлено: "А. Яворовский". Очевидно, эти два мастера некоторое время сотрудничали на "Дерибасовской в доме Тюнеева", а впоследствии разделились, и Яворовский остался по прежнему адресу, а Б. Грабяж, фотография которого существовала с 1874 года, переместился на "Дерибасовскую и Преображенскую, д. Синицина".
В нашей коллекции сохранились его снимки от 1878-го до 1913 года. Таким образом, он также может считаться долгожителем одесского фотографического дела. Но владельцем заведения попеременно значился то один, то другой из братьев Грабяжей: на фотографиях 1886-го и 1888 годов указан владелец - я М. Грабяж, но есть и ранние, и более поздние фотографии, где владельцем значится Б. Грабяж. Интересно, что фотография в течение многих лет оставалась на одном перекрестке, но в разных домах. В конце ХIХ века фотоателье находилось на Преображенской, в доме Тюрина, подвал которого занимал легендарный пивной бар "Гамбринус". Вывеска фотографии Грабяжа хорошо видна на открытке конца ХIХ века, снятой с высоты птичьего полета: с видом на Преображенскую улицу до строительства "Пассажа". Этой вывеске соответствуют адресовки: "дом Синициной", "дом Синицина", "дом Менделевича, бывший Синицина". Интересно, что с 1909 года владельцем фотографии "Грабяж" в документах указан некто Элья (Илья) А. Песин, сохранивший в коммерческих целях фамилию прежнего владельца как торговую марку. В газете "Одесские новости" за 1912 год помещена фотография выпускников педагогических курсов за подписью: "Фот. И. Песин, Б. Грабяж".

Ева КРАСНОВА, Анатолий ДРОЗДОВСКИЙ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.