На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ


(Продолжение. Начало в № 499.)

ЙОСЕФ ПРИГЛАШАЕТ БРАТЬЕВ НА ОБЕД

Увидев братьев, Йосеф больше всего обрадовался встрече с Биньямином. Он позвал Менаше и сказал ему: "Приведи этих людей ко мне во дворец и приготовь все для их приема — в полдень они будут у меня на обеде! Но пусть они сами забьют животных и проследят за тем, чтобы был отделен гид анаше (седалищный нерв, запрещенный в пищу), а ты потом приготовь еду и распорядись относительно Шаббата". (Отсюда мы узнаем, что Йосеф не прекращал соблюдать Шаббат и другие предписания Торы, даже находясь в Египте.)
Услышав, что их приглашают во дворец наместника царя, братья насторожились. Действительно, до них в дом к наместнику не приглашали никого, все ночевали на постоялых дворах. "Что бы это могло значить? — думали братья. — Наверняка этот человек опять замышляет против нас какие-то обвинения".
Братья поразмыслили и решили, что их ведут к нему домой из-за тех денег, которые они обнаружили в своих сумках на обратном пути. "Теперь он обвинит нас и найдет повод сделать нас своими рабами", — решили они и подошли к надзирателю дома Йосефа — Менаше, чтобы тот объяснил им, в чем дело.
— Наш господин, — обратились они к Менаше, — мы уже приходили сюда раньше, чтобы купить зерно. Для нас это унижение, ибо у себя дома мы, как правило, сами продаем хлеб другим. Кроме того, с нами здесь произошло несколько странных историй. Например, мы вернулись домой с мешками купленного зерна и обнаружили в них деньги, которые раньше за это зерно уплатили. Сейчас мы принесли эти деньги назад, чтобы вернуть их, ибо не знаем, как они снова очутились в наших мешках.
Надзиратель, он же Менаше, ответил им:
— Мир вам! Не бойтесь ничего. Я знаю, о каких деньгах идет речь, но вы не должны ничего бояться, ибо ваши деньги положил обратно я сам и сделал это намеренно. Ваш Б-г, Б-г ваших отцов, вернул вам ваше богатство!
Затем он пригласил братьев во дворец Йосефа, который вышел им навстречу вместе с Шимоном. Им был оказан теплый прием — они смогли помыться после тяжелой дороги и покормить ослов. Утром братья вынули подарки, предназначенные Йосефу, и разложили их по драгоценным сосудам. Поблагодарив их, Йосеф поинтересовался здоровьем их отца и деда. Они ответили:
— Все спокойно у твоего слуги, нашего отца; он еще жив, — при этом они склонили головы и поклонились Йосефу.
Так как вопрос об их деде Ицхаке они оставили без ответа, Йосеф решил, что тот умер. Однако на самом деле Ицхак скончался только через десять лет.

* * *
Если человеку задают вопрос и в ответ он должен сообщить печальную новость, не следует отвечать прямо. Рекомендуется либо промолчать, тем самым указывая, что новость такова, что трудно о ней говорить, либо дать косвенный ответ.
Р. Хия бар Аба однажды встретил в Вавилоне человека, который только что прибыл из его родного города, и спросил его:
— Как поживает мой отец?
— Твоя мать велела мне выяснить, как ты поживаешь, — ответил тот.
— Я спросил тебя о моем отце, — сказал р. Хия, — а ты мне рассказываешь о матери.
— Если хочешь, я могу сообщить тебе о благополучии живых, — снова уклончиво ответил тот человек.
…Когда р. Каана заболел, мудрецы послали р. Иеошуа узнать о его состоянии. Придя к больному, р. Иеошуа узнал, что р. Каана уже скончался. Вернувшись, он не стал сообщать печальную новость о смерти учителя, а разорвал свои одежды и заплакал. Его спросили: "Он умер?"
— Не я принес это горестное известие, — ответил мудрец, — вы сами произнесли эти слова. Я поступил в соответствии
с предписанием ("Мишле" 10:18): "Кто произносит недобрые слова, тот глуп".

* * *
Увидев Биньямина, Йосеф обрадовался, ибо Биньямин был похож на Рахель, их мать.
— У тебя есть дети? — спросил Йосеф Биньямина.
— Есть, — ответил Биньямин.
— Сколько?
— Десять.
— Как их зовут?
Биньямин назвал их имена: Бела, Бехер, Ашбель, Гера, Нааман, Ахи, Рош, Мупим, Хупим, Эрд. На это Йосеф заметил:
— Какие странные имена.
— Видишь ли, — объяснил Биньямин, — у меня был брат от моей матери. Он был особенный человек, и поэтому я назвал своих детей в память о нем:
— Бела — его увели чужеземцы, и я не знаю, где он;
— Бехер — он был первенцем у нашей матери;
— Ашбель — возможно, он попал в плен;
— Гера — скорее всего, он живет в чужой стране;
— Нааман — его дела были чудесны;
— Ахи — он был мне братом и по отцу, и по матери;
— Рош — для меня он был наставником, и также ему было суждено стать вождем-наставником моих братьев;
— Мупим — он был прекрасен и телом, и душой. Он знал все законы, алахот, которые передал ему мой отец от Шема и Эвера;
— Хупим — его не было на моей свадьбе, и я не был на его свадьбе;
— Эрд — лицо его было подобно розе. Это имя также напоминает фразу, однажды произнесенную моим отцом: "В скорби сойду в могилу, оттого что потерял его".
Йосеф был чрезвычайно растроган этим. "Да будет Б-г милостив к тебе, мой сын", — благословил он его.
Тут же Йосеф вышел из комнаты, ибо не мог сдержать своих слез, и вернулся только тогда, когда успокоился и привел себя в порядок. После чего продолжил разговор с братьями, но старался держаться с ними сурово.
Даже после того как братья привели к нему Биньямина, Йосеф по-прежнему вел себя
с ними, как чужой. Он испытывал их, чтобы проверить, пожертвуют ли они ради Биньямина своими жизнями, чтобы тем самым искупить равнодушие к прошлым страданиям Йосефа.
— Помогите мне расставить столы, — сказал Йосеф, а затем поднял свой "волшебный" серебряный кубок и притворился, будто колдует над ним. Для начала он сказал:
— Мой кубок говорит, что Йеуда должен сидеть во главе стола. Он царь, а царю подобает быть впереди. Реувен пусть сядет сразу же за ним, ибо он первенец.
Йосеф рассадил братьев так, чтобы за каждым из четырех столов сидели сыновья одной матери. Когда очередь дошла до Биньямина, Йосеф сказал: "У него нет матери, и у меня нет матери! Пусть сядет рядом со мной". Братья были в изумлении, они никак не могли понять, что все это значит. И это тоже было им в наказание — ибо сразу же после продажи Йосефа они, как мы помним, тоже сели за трапезу; вот и сейчас они должны были есть в великой тревоге. Впервые за двадцать два года после продажи Йосефа они пили вино — все эти годы они воздерживались от вина в знак раскаяния в совершенном преступлении. Йосеф также все это время не пил вина, ибо был продан, но теперь и он пил вместе с ними.
В середине трапезы Йосеф приказал, чтобы ему принесли астрологическую карту, по которой он предсказывает будущее.
— Я слышал, что вы, евреи, мудрый народ, — сказал он Биньямину. — Знакома ли вам астрология?
— Твой слуга знает все науки, которым обучил его отец, — ответил Биньямин.
— Тогда посмотри на эту таблицу, — сказал Йосеф, — и попробуй определить, где находится твой брат Йосеф, которого, как ты уже сказал, вероятнее всего, увели в Египет.
Внимательно изучив таблицу, Биньямин сделал необходимые расчеты и нашел, что его брат Йосеф сидит сейчас рядом с ним. Он был потрясен.
— Чему ты удивляешься? — спросил его Йосеф.
— Эта таблица показывает, что мой брат Йосеф сидит рядом со мной, — ответил Биньямин.
Йосеф прошептал ему:
— Это правда. Я — Йосеф, твой брат. Но не открывай этого братьям. Я отошлю тебя вместе с ними и найду повод, чтобы вас привели обратно в город. Затем я заберу тебя от них и посмотрю, готовы ли они отдать свои жизни, чтобы спасти тебя. Если они станут защищать тебя, я буду знать, что они раскаялись в своих прошлых проступках. Тогда я откроюсь им. Но если они дадут мне заключить тебя в темницу, не открою им, кто я на самом деле.
Каждый из братьев получил от Йосефа по подарку. Больше всех повезло Биньямину, который получил сразу несколько подарков, поскольку Йосеф сообщил своей жене и сыновьям, что Биньямин — его родной брат по линии матери.

Рабби Моше ВЕЙСМАН.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.