На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

О сложной судьбе «неподкупного кассира Ритти»

А ну-ка угадай-ка, что самое главное в магазине? Товар? Продавец? А вот и нет. Конечно, и без них магазину не обойтись, но не спеши отвечать — подумай еще немного. Вспомни, к примеру, славные времена дефицита, когда товара в магазинах не было, а им — хоть бы хны, все равно существовали. Или представь себе, что ждет нынешние супермаркеты лет через двадцать — тридцать, если и сейчас для того, чтобы найти в вышеупомянутых супермаркетах продавца, нужно постараться, притом изрядно. "Тогда главный — покупатель", — скажешь, наверное, ты, и опять ошибешься. Сам подумай, ведь есть в наши дни такие торговые точки, которые так далеко в собственном самоусовершенствовании зашли, что даже в клиентах не нуждаются. Вспомни, к примеру, магазины с особо избранным товаром по особо избранной цене, где сиротливо ютятся скучающие продавщицы. И вообще — скромнее надо быть, скромнее… А не то, чуть что — сразу покупатель!
Ну что ж, пожалуй, довольно загадки загадывать, пора подсказать, ведь все равно — что захочу, то и будет главным. Итак, ни старенький сельский магазин с банкой тушенки да плавленым сырком на прилавке, ни новейший супермаркет, в ассортимент которого входит все, начиная с вышеупомянутого сырка и заканчивая дорогущей бытовой техникой, не обойдутся без кассового аппарата. Даже табличка всюду висит: дескать, требуйте у продавца чек, имеете на то право.
А вот если бы не Джеймс Ритти, не имелось бы ни права, ни чека, ни кассы. Однако давайте по порядку. Итак, случилось как-то этому самому Ритти, уроженцу города Дейтон, владельцу салуна, плыть на пароходе в Европу. Ты уже знаешь, должно быть, что дело это весьма долгое и скучное. Сам вообрази — кругом вода, делать нечего, каждый и выдумывает себе занятия по вкусу. Кто камушки в воду бросает, кто окружающее в подзорную трубу созерцает, кто кассовые аппараты выдумывает… Впрочем, прежде чем заняться подобным изобретением, герой нашей статьи развлекался тем, что от нечего делать заходил в машинное отделение, а там часами наблюдал за работой всевозможных механизмов. Естественно, такое времяпрепровождение даром не прошло, а заставило задуматься о том, что будет, если принцип работы счетчика оборотов винта использовать в своих корыстных капиталистических целях, а именно — в целях создания прибора, способного при нажатии клавиш с цифрами печатать на контрольной ленте и суммировать выручку за день.
Сказано — сделано. Уже в 1879 году он запатентовал свое изобретение, нарек его "неподкупным кассиром Ритти", стал выпускать примитивные кассы и пытаться распространять их среди продавцов. Но не тут-то было. Люди, как известно, по натуре — консерваторы. Вот и владельцы магазинов холодно восприняли изобретение. Торговля у Джеймса шла из рук вон плохо, и он, как человек весьма практичный (все-таки владелец салуна), решил продать не кассовые аппараты, а патент на них. Сыскался и покупатель — весьма талантливый бизнесмен Джон Паттерсон.
Эта сделка и решила дальнейшую судьбу кассового аппарата. Как всякий (и талантливый, и не очень) бизнесмен, Паттерсон знал, что торговлей движет реклама. Вот и разослал он своих коммивояжеров по лавкам да магазинам объяснять, что это за штука такая — кассовый аппарат, и как именно помогает он исключить утайку денег нечестными приказчиками. Последние, кстати, коммивояжеров недолюбливали и всячески пытались воспрепятствовать их встречам с владельцами. Однако, как видно, нерадивых работников Паттерсон у себя не держал, и стараниями его коммивояжеров уже к 1910 году позванивающие кассы стали таким же необходимым атрибутом торговли, как и продавец. А чтобы приказчики беседам с владельцами лавок не препятствовали, придумали Паттерсоновы инженеры демонстрационную кассу небольшого размера, умещавшуюся в чемоданчике. Пока ни о чем не подозревающий приказчик выдумывал, как бы хозяина одурачить получше, коммивояжер со спрятанной в чемоданчике кассой проходил беспрепятственно.
А все-таки несправедливо, — скажешь, должно быть, ты. Ритти мучался, выдумывал, а вся слава — Паттерсону. Этой самой справедливости ради заметим, что и Паттерсон не лыком был шит, тоже кое-что придумал, а именно — рекламу. Не всякую, конечно, всякая она и до него существовала. Паттерсону же принадлежит идея только той рекламы, которая к потенциальному клиенту прямо на дом приходит по почте. А это, согласитесь, многое значит. Ведь покупатель, за которым продавцы бегают, он собственную важность и значительность вдруг осознает, ну а клиенту, преисполненному по твоей милости собственной значительности всякий товар и по всякой цене всучить можно, лишь бы клиент во время сделки этого ощущения не лишился. Вот так-то.
Так не будем же консерваторами, мой юный друг, кто знает, может, и к тебе какой-нибудь современный ритти в дверь постучится с изобретением в руках, а ты его и не выслушаешь, и на порог не пустишь, и говорить с ним не станешь — зачем, дескать, мне оно, твое изобретение, и без того хлопот полно. А потом разберутся потомки в его ценности и важности для всего человечества и засмеют посмертно твое честное имя.
Как бы там ни было, а неподкупный кассир Ритти нынче большой славой пользуется, возмужал, окреп, всякими современными штуками обзавелся, в каждом магазине поселился.

Вика ВОДЯНАЯ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.