На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ДВАРИМ


Книга "Дварим" завершает Пятикнижие. Ее называют также "Мишнэ Тора" ("Повторение Торы"), поскольку в ней повторно изложены многие события Исхода и законы Торы. Отсюда, кстати, и русское название книги "Дварим" — "Второзаконие". Она охватывает последние пять недель жизни Моше-рабейну и представляет собой, по существу, его духовное завещание, переданное евреям перед их вступлением в Эрец Исраэль под руководством нового лидера нации Йеошуа бин Нуна, ученика Моше.
В начале раздела Моше упоминает намеками грехи предыдущего поколения, умершего в пустыне, и подробно останавливается на трагической истории с разведчиками. Если бы евреи не поверили их клеветническому отчету, не запаниковали, а сразу вошли в Эрец Исраэль, Б-г дал бы им всю землю от Средиземного моря до реки Евфрат, включая земли Амона, Моава и Эдома, без всякого сопротивления со стороны местных царей и народов. Но из-за своего неверия все поколение было приговорено к смерти в пустыне. Моше с горечью говорит, что он тоже лишился права вступить в Эрец Исраэль. Опомнившиеся евреи пытались немедленно "исправить" приговор Творца — они бросились в атаку на превосходящие силы эмореев, не слушая предостережений Моше, что Б-га нет с ними, и потерпели сокрушительное поражение. Отныне им запрещено сражаться против царств Эсава, Моава и Амона — эти земли пока не войдут в состав Страны Израиля. Ее завоевание начнется с царств Сихона и Ога и будет проходить естественным путем.

* * *
Книга "Дварим" занимает особое место в Пятикнижии. Она выпадает из общей сюжетной канвы. События, описанные в книге "Бемидбар" и в книге Йеошуа, входящей в Танах, разделяют лишь два события, включенные в книгу "Дварим": предсмертная речь Моше и его смерть. Поскольку, как утверждает Рамбан, все заповеди были даны Моше в Шатре Откровения еще в первый год после Исхода, возникает вопрос: по какому принципу выбирались эпизоды и заповеди, включенные в "Дварим"?
Раби Шимшон Рафаэль Гирш (Германия, XIX век) говорит, что текст "Дварим" — это своеобразный "инструктаж" сынов Израиля перед их переходом через Иордан. Там, в Эрец Исраэль, они перестанут постоянно ощущать Б-жественное Присутствие, как ощущали в пустыне. Прекратятся будничные чудеса — ман, передвижной колодец, облако Славы и прочее. Евреям придется строить, пахать, собирать урожай, формировать органы власти, суды и различные общественные учреждения, самим заботиться о бедных и слабых, поддерживать боеготовность на случай войны. Им потребуются крепкая вера и высокая самодисциплина, чтобы избежать ловушек и соблазнов со стороны соседей-язычников и всевозможных лжепророков. Цель книги "Дварим" в том и состоит, чтобы напомнить еврейскому народу тот комплекс законов, которые получило предыдущее, вымершее поколение у Синая.
Раздел "Дварим" всегда читают в Шаббат, предшествующий девятому ава, годовщине разрушения Первого и Второго Храмов. Трудно подыскать в Торе более подходящий для этой даты раздел. Ибо главная тема здесь — грех разведчиков. Восьмого ава тридцать три столетия назад разведчики вернулись из своего сорокадневного похода в Эрец Исраэль и так напугали евреев "великанами" и "неприступными городами", что народ запаниковал и отказался переходить границу Земли Обетованной. В ночь девятого ава евреи плакали над рассказом разведчиков, и рассерженный Б-г установил эту дату как день плача и несчастий на все времена. А поколению пустыни сказал: "Никто из людей этих, из этого злого поколения не увидит хорошей страны, которую поклялся Я дать вашим отцам" (1:35).
Все это было очень давно. Последний из двух Храмов пал целых два тысячелетия назад. Почему же мы продолжаем скорбеть о нем, переживаем его гибель так, будто это произошло вчера?
Ответ дает сама Тора. Из всех 12 сыновей Яаков-авину больше всех любил Йосефа, сына своей безвременно умершей жены Рахели. Эта любовь вызвала ревность братьев. В конце концов, они тайно продали Йосефа в рабство, а затем показали Яакову рубашку Йосефа, смоченную в козьей крови. Они хотели убедить отца, что его младший сын был растерзан диким зверем. Яаков поверил сыновьям и погрузился в траур, из которого не выходил, несмотря на все попытки детей утешить его. Яаков был безутешен целых 22 года, пока не узнал, что Йосеф жив-здоров и остался настоящим евреем.
Б-г дает утешение лишь в том случае, если утрата реальна и необратима, если человек действительно умер и его не вернешь. Если же он жив, скорбь близких не ослабевает. Вот почему сыновья Яакова не могли утешить его: ведь Йосеф не умер.
Рассказывают, что однажды Наполеон проходил мимо парижской синагоги и услышал причитания. Вызванный к императору глава синагоги объяснил ему, что евреи оплакивают разрушение своего Храма. "Когда это произошло?" — спросил Наполеон. "Восемнадцать веков назад", — последовал ответ. "Что?!
— воскликнул император. — Восемнадцать веков, и вы все еще плачете?!" И затем он произнес пророческую фразу: "Если вы так долго оплакиваете свой Храм, то наверняка удостоитесь его возвращения". Утешается лишь тот, кто безвозвратно потерял. В Тиша бе-ав мы безутешны, потому что источник нашей потери до сих пор существует. Святой Храм будет заново отстроен.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.