На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ДЕТСКИЕ СТРАНИЧКИ

Что читают наши дети?


Что, они читают? Такое возможно? Многие уверены: среди детей дошкольного и младшего школьного возраста уже давно сложился культ телепузиков, покемонов
и компьютерных игр. А литературные пристрастия современных подростков ограничиваются перепиской в чатах, журналами и сообщениями по мобильным телефонам. Но неужели все так плохо? Как обстоят дела? А вот так: сначала было…

...сказочное детство

Сказки по-прежнему играют важную роль в формировании личности ребенка. С ними дети впитывают основополагающие понятия добра и зла, дружбы, преданности, любви. Учатся думать, размышлять, анализировать поступки (пока только вымышленных героев, а в будущем — свои собственные и поступки окружающих), фантазировать, мечтать… И еще — благодаря сказке у ребенка появляется желание самому научиться читать. Малыш с восторгом наблюдает, как мама или папа, перелистывая страницы книжки, рассказывают очередную невероятную историю. И вот ребенок уже осваивает буквы, слоги, читает стишки, считалочки…
В тех семьях, где к книгам относятся с уважением, дети практически с пеленок знают "Золушку", "Дюймовочку" и "Кота в сапогах", быстро продолжают фразу "Свет мой, зеркальце, скажи…", на память могут пересказать: Кто не знает Любочку,
Любу знают все…
И знают они о ленточке в косе (спасибо родителям!) не по песенке группы "Маша и медведи", а по оригиналу — стихам Агнии Барто. Да, на ее поэзии выросло не одно поколение — Барто и сейчас популярна. Ее книги не залеживаются на прилавках магазинов, впрочем, как и произведения других классиков детской литературы.
— Родители берут для детей в возрасте до года сказки Чуковского, Маршака. Книжки Агнии Барто покупают иногда даже для того, чтобы читать двухмесячным малышам! — рассказывает продавец-консультант Дома книги. — Дети постарше предпочитают все ту же классику: книги братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена, Шарля Перро, Александра Пушкина, Евгения Шварца, Николая Носова, Льюиса Кэрролла, Алексея Толстого, Виталия Бианки расходятся "на ура". Но…
Дети вырастают, и удивительным образом любимые сказки сменяет другая литература. Так, малыши, которые еще совсем недавно, затаив дыхание, слушали, как Иван-Царевич сражается со Змеем Горынычем и радовались его победе над противником, теперь не могут оторваться от комиксов, где некий Мистер Икс, вооружившись базукой и нунчаками, расправляется со врагами. Родители в ужасе: откуда в ребенке такая жестокость? И приходят к выводу, что всему виной пагубное влияние телевизора: где-то недоглядели, и сынишка посмотрел боевик. Раньше, выходит, ребенка радовала победа добра над злом, а что теперь? Кровопролитие, драки, ужасы…
А ничего в этом удивительного нет: Иван-то, Царевич, Горыныча убил, головы ему отрубил — тоже жестоко. Только в сказке говорится — "победил", а ребенок запомнил то, что его больше впечатлило: мужество бесстрашного воина и его несокрушимость.
— Как правило, дети дошкольного возраста предпочитают комиксы, — говорит Ольга Степановна, библиотекарь младшего отдела детской библиотеки. — У мальчиков это "Человек-Паук", "Черепашки-ниндзя" и так далее, а вот девочки с удовольствием берут журналы, например, "Принцесса Барби". Также детям интересны различные познавательные издания, например, "Малятко", "Познайка", "Богдан", "Мурзилка". Но у немногих есть рвение читать разное: если уже был сделан выбор в пользу какого-то издания, заставить ребенка прочесть новую книгу может либо совет родителей, либо школьная программа.

Учат в школе,
учат в школе,
учат в школе…

Школа! Вот, казалось бы, то место, где любовь к чтению должна только усилиться. Однако все происходит с точностью до наоборот — в школе у большинства детей пропадает любое желание читать.
— Вкусы современных детей изменились. Они отходят от классики. Иногда этому способствует школьная программа. Многие произведения, которые в нее входят, просто не нравятся детям. Школьники жалуются на большую нагрузку, у них появляется "боязнь больших книг". Дети начинают думать над количеством страниц, а не над качеством рассказа, повести, романа, — говорит Светлана Михайловна, библиотекарь.
В школе ребенка ждут списки литературы… Длинные-длинные немые списки, в которых ученик заранее видит количество страниц каждой книги и уже прикидывает, где купить хрестоматию по этому списочку. А тут еще телевидение, радио и кино составляют литературе конкуренцию, и ученики ищут другие пути, чтобы победить ненавистные списки книг.
— Прошлым летом нам очень много задали прочесть, — рассказывает Яна Никитенко, ученица 11-го класса. — И я ходила на постановки некоторых произведений в театр.
Да, такой выход из ситуации неплох — он может привить школьнику любовь к театру. А учителя даже поощряют такую альтернативу — хоть каким-то образом ученик ознакомится с произведением. Но неужели один вид искусства не может сосуществовать с другим? Ведь литература и театр гармонично дополняют друг друга. А может, подростков интересуют другие произведения, не те, что в программе?
— Я в прошлом году прочитала "Алые паруса", — продолжает Яна. — Просто самой захотелось их прочитать. А вообще — мне нравятся романы.
Но далеко не все ребята самостоятельно приходят к выбору той или иной книги. Продавцы книжных магазинов утверждают, что молодежь читает в основном то, что модно, что рекламируют. И легко может отказаться от книги, если, к примеру, по ней снят фильм. Как там пел кот Матроскин? "Телевизор мне природу заменил"…
Дети не хотят читать. Почему? Может, потому, что привыкли получать "готовую жвачку" и перестали думать? Нет, у многих современных детей и подростков с интеллектом — все в порядке, хорошие познания в технике... А вот фундаментальных знаний определенно не хватает. И чтобы ответить на вопрос, каких именно, спросите у школьника, а можете и у студента, предположим:

кто такой Павка Корчагин?

И снова вернемся к школьной программе и тем самым пресловутым спискам литературы.
По какому принципу их составляют? Почему какая-то книга помещена в раздел необходимой литературы, а другую внесли в список дополнительной? Дело в том, что программа составлена так, чтобы школьник развивался постепенно и литературу определенной эпохи читал, одновременно изучая историю того же периода.
Но и библиотекари, и продавцы книжных магазинов отмечают, что у подростков чувствуются "пробелы" в истории и географии. Причины — самые разнообразные. Может, преподаватель не умеет заинтересовать ученика, может, просто предмет не нравится. Или у школьника плохая память на даты, имена. Неважно, факт остается фактом: элементарнейшие вопросы по названым предметам остаются без ответов.
Не зная практически ничего об истории гражданской войны, много ли поймешь в книге "Как закалялась сталь"? А много ли узнаешь об этом периоде, если вдобавок к учебнику истории не прочитаешь бабелевскую "Конармию"? Сухие даты и строки исторических документов должны (по идее) быть подкреплены силой художественного слова, а литературный вымысел — опираться на историю. Но, видимо, где-то в этой системе, выражаясь опять-таки телевизионным, всем понятным языком, есть "слабое звено". Учебники? Программа? Преподаватели? Что-то (или кто-то) оставляет разум и сердце ребенка равнодушными. И книги остаются на полке — нетронутыми, а если и прочитаны — то не поняты…
Есть и еще один момент, отталкивающий школьников от литературы. Как отмечают специалисты, многие произведения, включенные в школьную программу, как говорится, "не по возрасту". Эта проблема понятна и тем, кто школу окончил давно. Лет двадцать назад старшеклассники корпели над "Преступлением и наказанием", и единицы из них в тот момент ходили на уроки "лит-ры" с удовольствием. Папы-мамы, даже признанные книгочеи, признайтесь, кому из вас, пятнадцатилетних, эта книга пришлась по душе? Лет через десять — другое дело. А лучше — через двадцать. А кто-то до нее не дорос и до сих пор… Увы, в современной школьной программе таких примеров — произведений "не по годам" — множество. Правда, во все времена педагоги утверждают: вреда от такой "принудиловки" не будет. Пусть сегодня подросток и не поймет книгу — но что-то "в голове застрянет", общее понятие о произведении он получит, а со временем — и поймет, и полюбит, и жить без этой книги не сможет. Что ж, это мнение бесспорно… было лет двадцать назад, когда Интернета не существовало вовсе, а телевидение с его двумя — тремя каналами не составляло столь мощную конкуренцию чтению. А вот сегодня, пожалуй, составлять программу по литературе надо максимально тщательно, включая в нее все самое "вкусное" — чтобы привить "аппетит" к чтению как таковому.

По одежке встречают

Говоря о чтении, нельзя обойти стороной тему оформления книг, потому что это — первое, на что обращает внимание читатель, тем более — юный. По правде говоря, глядя на современную иллюстрированную детскую литературу, самой хочется купить пару книжечек… Причем дело не только в рисунках, но и в форме, виде современных детских книг, и в материале, на котором выходят издания. Так, есть тряпичные, картонные, пластиковые, пластмассовые книжки. Встречаются также музыкальные книжки, издания в форме зверушек, овощей, фруктов, домиков, различных предметов и т. д.
Особое впечатление производят книги-игрушки. Так, в одной из серий детских книжек о животных картинка обложки имеет пластмассовое подвижное продолжение. Например, крабик с обложки может щелкать своей пластмассовой клешней…
Литература для старшего школьного возраста, классика выпускается на хорошей бумаге, с качественными иллюстрациями.
Познавательная литература — это просто отдельный разговор. Оформление атласов, энциклопедий, географических карт вызывает восхищение не только детей, но и взрослых. История культуры различных эпох, карты звездного неба, мир животных и растений в картинках и фотографиях… Такие книги призваны помогать детям учиться с удовольствием.
Цены на книги невероятно разнообразны: от одной гривни и до… Причем самые дешевые — не значит плохие. Просто недорогие детские книги — отдельные сказочки в красивом оформлении, выполненные на обычной бумаге. А дорогие — издания, которые могут храниться в домашней библиотеке годами и остаться внукам и правнукам. Все по-своему хороши: дешевые можно смело дать малышу в руки и не беспокоиться за дальнейшую судьбу книжки, а дорогие являются чудесным подарком.
Но, как бы ни выглядели книги, главное — чтобы их покупали, брали в библиотеках… И читали. И не только "по программе", но и по совету родителей, учителей, библиотекарей. И по собственному желанию. Иначе наши цветы жизни, возможно, не дадут плодов…

Светлана БУГАЕНКО.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.