На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВЫСТУПАТЬ В ЗАЩИТУ ИЗРАИЛЯ — ТАБУ

Махмуд Ахмади Нежад, иранский президент, став знаменосцем арабо-мусульманского антисемитизма, регулярно выступает с яростными нападками на Израиль и евреев. Возможно, еще громче, чем антисемитские заявления президента Ирана, звучат возмущенные отклики, которые слышны отовсюду. Отовсюду, кроме арабо-мусульманского мира, хранящего поистине ошеломляющее молчание. Почему так происходит? На этот и другие вопросы корреспонденту "Le Temps" ответил Фредерик Ансель — специалист по геополитике, автор книги "Геополитика Апокалипсиса".

     — Может, выступая с антисемитскими речами, иранский президент просто вслух говорит то, о чем про себя думает весь мусульманский мир?
     — Махмуд Ахмади Нежад желает говорить от имени этого мира. Сегодня Иран хочет экспортировать свою Исламскую революцию уже не силой оружия, а через идеологию. Иранский президент не просто убежден в том, что он говорит. Он из кожи вон лезет, чтобы сплотить вокруг себя иранское население и привлечь симпатии как можно большего числа людей в арабо-мусульманском мире, прежде всего — шиитов.
     — Сплачивает ли его риторика мусульман?
     — Конечно, Ахмади Нежад — мусульманин, но он еще и перс. Нельзя забывать, что иранский шах был вернейшим союзником Израиля в регионе. Разумеется, мусульманская солидарность существует, но все-таки более 95 процентов арабов — сунниты. Слова президента Ирана нравятся, это точно, но на его политику это автоматически не распространяется. Ахмади Нежад знает, что может рассчитывать на поддержку только шиитов, но не на поддержку арабов в целом.
     Тем не менее, во всех арабо-мусульманских обществах существуют очень мощные течения, представители которых верят в две вещи. Во-первых, в то, что еврейского народа и еврейской нации не существует. Есть только еврейская религия. И, следовательно, евреи не имеют права на национальный суверенитет, а Государство Израиль — это историческая аномалия. Во-вторых, они верят, что Холокоста не было или же его масштабы преувеличены.
     — Что можно считать самыми расхожими сюжетами арабо-мусульманского антисемитизма?
     — Это отрицание нацистского геноцида и идея создания еврейского государства в Европе. Арабские и иранские руководители уже не раз высказывались по этому поводу: раз европейские страны несут ответственность за возникновение проблемы, они и должны ее решить, приютив евреев в Европе. Что абсолютно неверно с исторической точки зрения. Инфраструктуры еврейского государства-нации и еврейское национальное самосознание существовали задолго до Холокоста.
     — Мир возмущен высказываниями Ахмади Нежада. Чем объясняется молчание арабских и мусульманских руководителей?
     — Сегодня такие главы государств как президент Алжира Бутефлика, президент Туниса Бен Али и король Иордании Абдалла II прекрасно знают реальное положение дел. Но они сталкиваются с очень сильной внутренней оппозицией, которая играет как раз на этой ненависти к Израилю. Критикуемые собственной общественностью, они не могут допустить, чтобы создалось впечатление, что они защищают Государство Израиль. Президент Египта Садат совершил очень смелый поступок, посетив в 1977 году "Яд ва-Шем". Придя к мемориалу, он сделал нечто нетерпимое с точки зрения подавляющего большинства египтян.
     — Следует ли трактовать молчание арабо-мусульманских руководителей как свидетельство их антисемитизма?
     — Вовсе нет. Повсюду в арабо-мусульманском мире антисемитизм существует, но он свойствен отнюдь не всему населению, и сами руководители этих стран в большинстве своем его остерегаются. Например, король Марокко Мухаммед VI, по некоторым сведениям, тайно уже посетил Израиль. Но выступать в защиту Израиля — это табу, которое будет сохраняться даже после политического признания еврейского государства. Так что в молчании мусульманских лидеров нет ничего неожиданного. Вот молчание западных политиков было бы неприятным фактом. Так, в 70-е годы молчали практически все. Когда французский президент Жискар д'Эстен вел дела с Саддамом Хусейном, он не говорил ни слова по поводу каждодневных антисемитских высказываний раиса. Сегодня же возмущение носит почти всеобщий характер.

     П. ШАМБОННЕ,
     "Le Temps"
     (публикуется с сокращениями по материалам сайта "Inopressa.ru").

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.