На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЕВРЕЯХ И ПОЛЬШЕ

ШЕСТЬСОТ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ НАЗАД

Год 1348-й… Больше года в Европе свирепствует чума. "Черная смерть" косит миллионы людей без разбора: богатых и бедных, крестьян и горожан, грешников и праведников, рыцарей и разбойников, детей и взрослых. "Не помогали и не излечивали ни врачи, ни снадобья" (Джованни Боккаччо, "Декамерон"). Людям казалось, что наступил конец света, они озлоблялись, искали виновных и нашли их: это, конечно же, евреи. Они решили извести христиан, потому отравляют колодцы и распространяют чуму… Немедленно по Европе прокатилась волна погромов и убийств. Евреев сжигали заживо на кострах или в домах, убивали, в лучшем случае — изгоняли, но в городах, куда они бежали, тоже свирепствовала "черная смерть", а потому спасения не было и там. Благородная душа, Папа Климент VI, пытался защитить несчастных: он издавал буллы, отвергавшие обвинения в адрес евреев, требовал от церковных и светских властей пресекать погромы, отлучал от церкви, предоставлял убежище евреям в своих владениях в Авиньоне, — но и он был бессилен против фанатических толп.
Европейское еврейство стояло на краю гибели, от которой, казалось, не было спасения...
Однако оно неожиданно пришло — польский король Казимир Великий в 1349 году открыл ворота своей не затронутой чумой страны для евреев и обеспечил им защиту так называемым "королевским привилеем". Причины, по которым Польша оказалась вне эпидемии, как и мотивы, по каким Казимир Великий принял это решение, остаются не до конца ясными по сей день. Важен, однако, конечный результат: Польша в XIV веке оказалась такой же спасительной гаванью для ашкеназских евреев*, как Турция в конце XV — для евреев сефардских.
Так История шестьсот пятьдесят лет назад связала два народа…

ЧЕТЫРЕСТА ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ СПУСТЯ

Начало XIX века стало своего рода Рубиконом в отношениях поляков и евреев. Если до этого времени польский антисемитизм мало чем отличался от антисемитизма, скажем, прусского или австрийского, иными словами, он точно так же базировался на экономической и религиозной основах, то война Франции против России стала тем рубежом, начиная с которого польско-еврейские отношения стали стремительно ухудшаться. Причиной этого оказался... Наполеон Бонапарт, точнее, отношение к нему поляков и евреев.
Для первых французский император был главной надеждой на восстановление польского государства, исчезнувшего с карты Европы каких-нибудь двадцать лет назад, поэтому польская молодежь стекалась в польские легионы, созданные во французской армии, в надежде, что Франция отблагодарит поляков воссозданием их государства. Польское население западных российских губерний приветствовало Наполеона и его армию как освободителей от ненавистных русских. Отношение поляков к Наполеону нашло отражение в национальном гимне страны, в котором по сей день поется, что "показал нам Бонапарте, как с врагами биться". (О том, что в действительности ожидало легионы в наполеоновской армии, блестяще рассказано в романе одного из крупнейших польских писателей Стефана Жеромского "Пепел".) Для евреев же Бонапарт был символом безб-жия, силой, которая грозила отменить законы Торы и Талмуда, нарушить традиционный образ жизни. Потому евреи не только не приветствовали французов и их императора, но встали, и весьма активно, на сторону русских войск. С того момента для поляков из "просто" "кровопийц" и "христоубийц" евреи превратились в "пятую колонну", в людей, готовых встать на сторону злейших врагов польской нации.
Положение евреев в Польше стало меняться от плохого к худшему, а от худшего — к нестерпимому... Погромы следовали за погромами, становясь все более и более жестокими.
После воссоздания Польши в 1918 году армия нового государства убивала евреев в Западной Украине за "сотрудничество с украинцами" (недолго просуществовавшая Западно-украинская Народная Республика провозгласила равенство всех народов и отменила дискриминацию евреев, что и послужило основой таких обвинений), в Восточной Украине и в Белоруссии — за "сотрудничество с большевиками". Двадцать лет существования межвоенной Польши, за исключением периода диктатуры (1926 — 1935 г. г.) маршала Юзефа Пилсудского, ознаменовались все усиливающимися преследованиями евреев.
Потом были Едвабне, неоднозначное поведение в годы Холокоста, послевоенные погромы в Кельцах и Кракове, антисемитская кампания коммунистического режима В. Гомулки в 1968 году. Все это привело к тому, что слова "поляк" и "антисемит" стали синонимами, причем не только для евреев, и к постановке вопроса:

«ПОЧЕМУ АУШВИЦ** БЫЛ СОЗДАН ИМЕННО В ПОЛЬШЕ»?

В вопросе этом уже заложен ответ: "Нацисты создавали этот и другие лагеря смерти в Польше, поскольку знали, что поляки как зоологические антисемиты не только не будут протестовать, но и окажут содействие в "окончательном решении еврейского вопроса", чего якобы не могло случиться в Западной Европе". Такой ответ ошибочен в силу следующего.
Во-первых, статистика жертв Холокоста ни в коей мере не подтверждает наличие какой-нибудь зависимости между уровнем/историей антисемитизма в той или иной стране и процентом погибших там евреев. Так, в Нидерландах с их традиционным филосемитизмом процент погибших евреев намного выше, чем в Бельгии или во Франции, в которых уровень антисемитизма (особенно — в последней) был намного выше. Преследования евреев в предвоенной Румынии достигали такого размаха, что польские юдофобы могли бы задохнуться от зависти, но процент погибших в этой стране (в границах 1939 года) был примерно таким же, как и в Норвегии, где население всячески старалось спасти своих еврейских сограждан. При этом в так называемом "Старом Королевстве" (Румыния в границах 1914 года) большинство евреев пережили войну, тогда как соседняя филосемитская Сербия стала первой страной "judеnfrei" уже к лету 1942 года.
Во-вторых, и это главное, нацистские лагеря смерти отличались от всех прочих концентрационных и исправительно-трудовых лагерей, "лагерей трудового перевоспитания" и подобных учреждений тем, что они были организованы как ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, в которых сырьем были люди, а готовой продукцией — смерть. Лагеря смерти создавались по тому же принципу, что и любые фабрики или заводы, то есть с учетом оптимизации транспортировки. Потому-то их и строили там, где "сырья", то есть евреев, было больше всего — в Польше с ее трехмиллионным еврейским населением. Логично, что гораздо легче привезти несколько сот тысяч евреев из Западной Европы в Польшу, чем несколько миллионов — из Польши.
Утверждение, что нацисты создали лагеря смерти в Польше, так как видели поддержку в польском антисемитизме, попросту опасно. Потому что оно мешает правильно понять и оценить Холокост. Холокост ведь уникален не тем, что было решено уничтожить именно евреев: такие попытки предпринимались, и неоднократно, за многотысячелетнюю историю еврейского народа. К тому же по нацистским принципам поголовному истреблению подлежали и цыгане, к евреям никакого отношения не имевшие. Холокост уникален и не количеством жертв, абсолютным или относительным: он вполне сопоставим с Голодомором в Украине или коллективизацией в Казахстане. Холокост уникален тем, что ВПЕРВЫЕ (хочется надеяться, что и в последний раз) для истребления людей была создана СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ, опирающаяся и на достижения науки и техники того времени, и на опыт одной из самых развитых стран мира. Нацистский режим создал машину уничтожения, нормальное функционирование которой не зависело ни от каких внешних факторов, а потому работавшую, как хороший швейцарский хронометр — в любых условиях и при любых обстоятельствах. (Видимо, далеко не случайно, что за эту дьявольскую индустрию отвечал не какой-то сверхъестественный организатор или менеджер, но неприметный, ничем не выделяющийся бюрократ, обыкновенный чиновник, педантичный и исполнительный — Адольф Эйхман, который точно так же мог бы руководить любой другой отраслью промышленности.) Поэтому вне зависимости от того, было ли население внутренне согласно с "окончательным решением", как в Польше, или протестовало против него, как в Голландии***, уничтожение евреев продолжалось бесперебойно. Кстати, такой "индустриальный" подход в корне отличает нацистские лагеря и от румынских гетто, созданных для евреев на оккупированной советской территории, и от сталинского ГУЛАГа, которые при всех их зверствах и бесчеловечности не были организованы для тотального уничтожения, что давало их узникам пусть мизерный, но все же шанс выжить. Нацистские фабрики смерти этого шанса не давали. Помимо того, объявив евреев вне закона, нацисты тем самым дали "зеленый свет" массовым убийствам, которые осуществляли негодяи из местного населения: если в первую мировую войну самые отъявленные антисемиты не смели еврея тронуть пальцем, так как знали, "что немец этого не любит, он может за это к стенке поставить", то в сорок первом они знали, что "немец нам только спасибо скажет, если мы жидов поубиваем". То есть именно нацистский подход к "еврейскому вопросу" обеспечил массовый террор со стороны части местного населения, но никак не наоборот.
И еще — приведенный выше ответ на вопрос, почему Аушвиц был создан именно в Польше, не может не повлечь за собой определенную полонофобию, которая, как любая фобия, не позволяет адекватно оценить реалии, сложившиеся

ШЕСТЬСОТ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ СПУСТЯ

Начало XXI века... Чума вновь обрушилась на Европу — "зеленая чума" исламизма. Евреи опять виноваты: это они посмели создать свою страну, это они не хотят самоуничтожиться во славу Аллаха, это они самим своим присутствием напоминают о Холокосте, это они правят Америкой, из-за которой происходят все беды... И снова, как шестьсот пятьдесят лет назад, Польша не охвачена этой "чумой" и придерживается четких проамериканской и произраильской позиций. Наверное, сама История решила, что два народа должны и далее жить вместе, только на этот раз без каких-либо проблем...

Илья ГИРИН.

* Польское влияние на ашкеназских евреев проявилось практически во всех аспектах жизни — в одежде, кулинарии, языке… Долгополый сюртук (он же "лапсердак", "капот", "кафтан") и штраймель, которые по сей день можно увидеть в хасидских кварталах Бруклина, Иерусалима или Антверпена, — это видоизмененные кунтуш и шапка польских шляхтичей. Визитная карточка ашкеназской кухни — фаршированная рыба, "гефилте фиш" — "приплыла" в нее из польской, чтобы вернуться назад как "рыба по-еврейски". Большинство слов славянского происхождения также попало в идиш именно из польского.

** Здесь под "Аушвицем" подразумеваются все лагеря смерти, созданные на территории Польши.

*** Речь идет о забастовке амстердамских докеров в 1941 году в знак протеста против преследования евреев, переросшей в общенациональные стачки и демонстрации.

(Публикуется с любезного разрешения редактора сетевого журнала "Заметки по еврейской истории" Евгения Берковича.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.