На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

КОНСОЛИДАЦИЯ ИУДАИЗМА ТАЛМУДА

(продолжение. Начало в № 490.)

     Несмотря на многообещающее начало, движение караимов было обречено на провал. Его принцип, касающийся права личности толковать Тору в меру собственного разумения, исключал возможность единства в рядах самих караимов. Вместо того, чтобы образовать единое целое, движение стало распадаться на бесчисленное множество враждующих группировок, что привело его к развалу и окончательному исчезновению как фактора, имеющего значение для еврейской истории.
     Но распад движения караимов наступил не сразу. Сначала учение их развивалось и процветало, все глубже и шире проникая в жизнь еврейских общин. К концу X века караимы утвердились в Египте, стали проникать в Испанию и Азию. Их движение стало реальной угрозой для всего еврейского мира.
     В дополнение к этой борьбе, внутри самого иудаизма возникли трудности, связанные с внешними обстоятельствами. Знакомство арабов (посредством переводов) с памятниками античной цивилизации (греческой философией и наукой) произвело переворот в умах, ставший серьезным препятствием на пути развития ислама. Такой же переворот с теми же результатами затронул и еврейство, которое отнюдь не уступало своим соседям в развитии. По мере проникновения в сознание евреев новых, хлынувших потоком идей и представлений в умах зарождались сомнения в истинности учения и традиции еврейской религии. Разум вступал в противоречие с верой. Правда, столкновение еврейской веры с греческой философией не было явлением новым. Оно уже имело место во времена Филона, но тогда греческие веяния затронули не массы, а лишь рафинированные верхи Александрии и уж во всяком случае не достигли оплота Торы — Палестины, где греческая философия вызывала очень малый интерес. Теперь же дело изменилось: на этот раз рационализм захлестнул сознание толпы. Произведения, подрывающие самые основы иудаизма, стали криком моды. Особенно яростным нападкам иудаизм подвергался со стороны некого Хиви аль-Балхи (середина IX века), автора книги, которая содержала двести вопросов, направленных против Пятикнижия. Хиви аль-Балхи отвергал единство Б-га, Его всемогущество и всеведение. Он отрицал свободу воли и возможность чудес и выступал против обряда обрезания. Книга Хиви аль-Балхи имела большой резонанс, его идеи нашли массу приверженцев и даже преподавались детям в школе.
     Такова была двусторонняя опасность, которую иудаизм Талмуда должен был отразить. Давно осознав, что лучший способ борьбы с противником — внутренним и внешним — это использование его собственного оружия, приверженцы талмудического иудаизма стали отдавать свои интеллектуальные силы изучению не только Талмуда, но и гораздо более широкого круга наук. Так вызов рационалистов дал толчок к изучению философии, логики и точных наук. Наивысшей точки эти знания достигли в лице ученого Саадьи бен-Иосефа из Файюма (Верхний Египет, 892 — 924 г. г.), который в возрасте 36 лет удостоился приглашения стать гаоном знаменитой Сурской академии в Вавилонии. Обладая мощным интеллектом и энциклопедическими познаниями, Саадья стал воплощением всего лучшего, что заключалось в обеих национальных культурах: иудейской и эллинизированной арабской. Самостоятельные библейские исследования и философские изыскания в сочетании с огромной талмудической эрудицией позволил Саадье с честью защищать свою веру.
     Едва достигнув 20 лет, он осознал опасность, таящуюся в учении караимов, и выступил против этого движения. Первой его работой был критический обзор взглядов основателя караимского движения Анана. К сожалению, от этой книги до нас дошло лишь несколько фрагментов. Затем последовал ряд полемических сочинений, в которых Саадья блестяще защищал взгляды талмудического иудаизма против нападок караимов. Стремясь укрепить иудейские традиции, Саадья написал много книг, каждая из которых и поныне представляет большую ценность и интерес. Помимо сочинений, посвященных еврейской лексикографии, грамматике и литургии, он написал множество галахических респонсов, свод правил талмудической логики, выяснил вопросы, касающиеся еврейского календаря, и составил уже упоминавшийся выше "Порядок Б-гослужения (сидур) для личной и общественной молитвы". Среди трудов Саадьи, направленных против караимов, — арабский перевод Торы, снабженный обширным комментарием. Этот труд — первая арабская версия Торы — получил такое широкое распространение, что стал вскоре включаться в публичные чтения Торы в синагогах арабских стран, служа укреплению авторитета талмудической интерпретации.
     Вся эта литературная деятельность Саадьи нанесла учению караимов непоправимый удар, после которого они стали неуклонно терять почву под ногами. В конце концов, от движения караимов остались лишь небольшие изолированные общины, расположенные на территории теперешней Турции и Крыма, а также в Египте, где караимы проживали до 1957 г., когда в результате гонений Насера против евреев они вынуждены были покинуть страну.
     В ответ на вызов, брошенный рационалистами, Саадья создал (помимо трактата, опровергающего взгляды Хиви аль-Балхи) свой великий философский труд "Эмунот ведеот" ("Верования и знания"). Это произведение, завершенное в 933 г., было первой когда-либо сделанной попыткой дать исчерпывающее систематическое изложение рациональных основ иудейской религии, ее теории и практики. В этом смысле книга Саадьи была не только замечательным подспорьем для колеблющихся умов современников; она ознаменовала собой важную веху в развитии еврейского религиозно-философского мышления.
     После смерти Саадьи культурная гегемония, которой пользовалось в течение почти семи веков еврейство Вавилонии, начала сходить на нет. Центр духовной жизни перемещался постепенно в Испанию. Распад мусульманской империи на Восточную и Западную, который в начале X века привел к образованию отдельных независимых халифатов в Испании и Египте, сопровождался политическими пертурбациями и социально-экономическими беспорядками, от которых больше всего приходилось страдать евреям. Поэтому вавилонские евреи волнами переправлялись в Испанию, где стоявшие у власти халифы Омайяды, стремившиеся занять в интеллектуальном отношении первенствующее положение среди арабских стран, приветствовали появление евреев как важного элемента в научно-культурном прогрессе. Омайяды предоставили евреям равные гражданские права и полную свободу. Евреи использовали представившиеся им возможности и внесли свой великий вклад во все сферы культурной жизни Испании — философию, медицину, математику и астрономию, причем многие из них достигли выдающегося положения в государстве.
     Крупным государственным деятелем был еврей Хасдай ибн-Шапрут (ок. 915 — 990 г. г.) — главный визирь и придворный врач первого испанского халифа Абд аль-Рахмана III (913 — 961 г. г.) и его преемника Хакима (961 — 976 г. г.). Щедрый покровитель наук, ибн-Шапрут окружил себя учеными евреями и превратил свою родную Кордову в духовный центр еврейской науки. Он помог ученому талмудисту Мозусу бен-Ханаху, который, по преданию, бежал из Италии, основать в Кордове академию. Она не только послужила важным стимулом для изучения Талмуда в Испании, но и привлекла в Кордову ученых из всех стран мира.
     Заслуживает упоминания Шемуэль ибн-Нагдела — великий визирь Гранады (993 — 1055 г. г.), который был не только щедрым покровителем наук, но и ученым, и писателем. Он сделал богатый вклад во многие ветви еврейской литературы: поэзию (религиозную и светскую), грамматику и респонсы. Ибн-Нагдела написал введение к методологии Талмуда, которое до сих пор изучается как общепринятое пособие.
     В результате начали процветать все сферы еврейской культуры — талмудические исследования, религиозная литература, философия, грамматика и библейская экзегеза. Особенно высокого уровня достигла религиозная поэзия. В целом время это считается золотым веком испано-еврейской культуры. Этому веку принадлежат "три родоначальника песни, чье солнце взошло на западе": Шеломо ибн-Гвироль (ок. 1021 — 1069 г. г.) и Иеуда Алеви (ок. 1086 — 1145 г. г.), творчество которых будет более подробно освещено в следующей главе, а также Моше ибн-Эзра из Гранады (род. ок. 1070 г.). Многие произведения этих поэтов, молитвы раскаяния и славословия, пронизанные необычайно глубоким религиозным чувством и отличающиеся особой меланхолической красотой, заняли достойное место в синагогальной литургии.
     Расцвет еврейской культуры имел место одновременно и в Египте, и в Северной Африке. В этих странах, особенно при калифах Фатимидах, евреи занимали высокие посты в государственном управлении и коммерции и стояли в авангарде процветающих наук и искусств. Самым известным из них был Исаак Израэли (ок. 845 — 945 г. г.), придворный врач и автор ряда сочинений по медицине и философии, которые пользовались большой популярностью в кругах ученых и схоластов средневековья.
     Собственно еврейская ученость также находилась в этот период на подъеме. Приблизительно в 970 г. Шемарья бен-Эльханан из Италии основал в Фостате (Старый Каир) крупную академию, а Хушиэль бен-Эльханан, тоже уроженец Италии, открыл академию в Кайраване (Северная Африка). Благодаря географической близости этого района к Палестине в академиях уделялось особое внимание изучению Палестинского Талмуда, который в других странах диаспоры оставался почти неизвестным. Особенно широко изучался он в Кайраване, где два ученика Хушиэля, его сын Хананель и Нисим ибн-Шахнин, прославились как крупные комментаторы Талмуда. Из Кайравана изучение Палестинского Талмуда распространилось во все другие страны диаспоры.
     Слава Кайравана оказалась, однако, недолговечной. После смерти Хананеля и Нисима (ок. 1055 г.) политические события в Северной Африке привели к дезорганизации еврейской общины, угасанию умственной жизни и закрытию школ. Не лучше обстояли дела и в Египте. Даже в Вавилонии, где, несмотря на массовый исход евреев из страны, факел еврейской учености еще полыхал при гаоне Шерире (ок. 900 — 1000 г. г.) и его сыне Айе (ок. 939 — 1038 г. г.), еврейские школы стали мельчать и терять свое значение.
     Центр еврейской учености уже прочно переместился к этому времени в Испанию. Купаясь в лучах золотого века, еврейский гений расцвел в этой стране и дал свои лучшие плоды. Новым вкладом явилась еврейская философия, очерк которой составит содержание следующей главы.

     Исидор ЭПШТЕЙН.

     (Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.