На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

МАТОТ, МАСЭЙ


В эту неделю читаются две главы — "Матот" и "Масэй" ("Колена" и "Странствия"), которыми заканчивается книга "Бемидбар" ("В пустыне") — четвертая книга Пятикнижия Моисеева.

Глава "Матот" начинается с повеления Б-га не нарушать слова своего. Все, что вышло из уст человека, должен он сделать.
Закон Торы — относиться с полной ответственностью и уважением к обещанию — должен пониматься буквально. Никакие пояснения не могут уменьшить ответственность человека по обещанию. В Талмуде записано: "Пусть твое "да" будет "да", а твое "нет" — будет "нет". Тот, кто не привык держать данное слово, совершает столь же тяжкое преступление, как и нарушение запрета поклонения идолам".
Обещание считается, если оно произнесено вслух. Разрешая давать обеты и клятвы, Тора не считает их произнесение желательным. Если воздержишься от обета, то не будет на тебе греха ("Дварим", 23:23).
В "Коэлет" ("Экклезиасте") написано об обещанном: "...не опоздай с его исполнением, ибо не благоволит (Он) к глупцам; то, что обещал, — исполни. Лучше обета не давать, чем дать и не исполнить" ("Коэлет", 5:3,4).
Слово человека должно быть его клятвой, поэтому обеты и клятвы излишни.
Но есть исключения из правила — когда человек произносит обет, чтобы избавиться от дурной привычки, которую никак не может оставить из-за отсутствия силы воли, или для того, чтобы сделать доброе дело, которое почему-то он постоянно откладывает. Но даже тогда, когда произнесение клятвы считается допустимым, лучше попытаться достичь результата, не произнося слова клятвы. "Шулхан Арух" учит, что "даже обеты помочь бедным и нуждающимся являются нежелательными. Если у человека есть возможность помочь другим, пусть он это сделает без каких-либо предварительных заявлений".
У евреев принято при выражении намерения сделать что-то или от чего-либо воздержаться добавлять слова "бли недер". Человек, владеющий собой, создает себе необходимые ограничения, не принимая их в качестве обета, бли недер.
Если кто-либо, дав клятву или обет, позднее осознает, что исполнение для него слишком трудно, он обращается к знатоку закона — мудрецу — или к трем судьям. Сам он не обладает правом отменить свою собственную клятву или обет, даже если их исполнение будет крайне обременительным для него. Прекратить действие данного слова может только авторитетный суд, состоящий из трех человек, соблюдающих закон Торы, или мудрец, специалист в вопросах обязательств-клятв.
После выяснения всех обстоятельств, при которых была дана клятва, и тщательного анализа всех последствий, к которым может привести исполнение человеком данного им слова, суд может снять с него возложенные им на себя обязанности. Но это возможно лишь при условии, что в момент произнесения обещания, клятвы или обета человек не знал или не мог знать всех вытекающих из их соблюдения последствий, а также при условии, что никому не будет нанесен моральный или материальный ущерб в результате отмены данной клятвы.
Клятва или обет, которые были даны другому человеку, даже если этот другой — несовершеннолетний, не могут быть отменены без ведома и согласия этого человека. Клятва или обет, произнесенные человеком в суде, не могут быть отменены и сняты никем другим, кроме этого самого суда. Даже более авторитетный или вышестоящий суд не может сделать этого.
Мудрецы стремились снять с людей те обеты, которые они выполняли с трудом, чтобы избежать нарушения данного слова, так как нарушение слова само по себе является нарушением запрета Торы.
То, что обеты могут быть отменены, не должно побуждать человека давать их с легкостью, ибо не все обеты могут быть отменены. Во время царя Цидкияу весь Санхедрин был приговорен к смерти за то, что был отменен обет.
Не всегда обеты должен отменять суд. Некоторые из обетов, данных маленькой девочкой, могут быть отменены ее отцом, а обеты, данные замужней женщиной, могут быть отменены ее мужем.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.