На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Одесса помнит Давида Ойстраха


Карина РАУХ "Тиква"

Завершилось празднование столетия великого скрипача ХХ века — нашего земляка Давида Федоровича Ойстраха.

Биография великого музыканта, как и его учителя Петра Соломоновича Столярского, многих его учеников, прославивших музыкальную культуру нашего города, стали хрестоматийными не только в среде музыкальной общественности. Но никакие наивысшие оценки и вознаграждения не могут подменить неповторимый голос скрипки великого маэстро. В ряде одесских библиотек и школ эстетического воспитания прошли книжные выставки, уроки, посвященные личности великого музыканта.

Состоялся праздничный вечер в Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера — уникальной общественной организации, которая занимается поиском, анализом, изучением, публикациями подлинных материалов жизни и творчества Ойстраха и Рихтера, их выдающихся земляков — Эмиля Гилельса, Якова Зака, Людмилы Гинзбург и многих других отечественных музыкантов; служат увековечиванию их памяти и дальнейшей жизни их творчества. Необыкновенный концерт юных лауреатов международных конкурсов прошел в специализированной музыкальной школе имени Столярского, причем ее директор Евгений Лысюк подчеркивает: хоть Давид Федорович и не обучался в этой школе, но был учеником Петра Соломоновича, так что правомерны и юбилейные концерты в этих стенах, и существование мемориального класса Ойстраха, в котором заниматься и выступать особенно ответственно.

Отзвучали концерты международного музыкального фестиваля "Дни Ойстраха в Одессе", проходившие в Большом зале филармонии. Руководитель камерного ансамбля "Киевские солисты" дирижер Богодар Которович с улыбкой констатировал, что в эти дни одесситы оказались "перекормленными" хорошими концертами, и это само по себе очень хорошо.

Стоит пожалеть тем, кто "не дошел" на концерт "Киевских солистов", ведь помимо высокого исполнительского мастерства ансамбль завлекал еще и репертуарной интригой, объединив в одной программе произведения Вольфганга Амадея Моцарта и его легендарного "отравителя" Антонио Сальери. Музыканты мира уже почти сто лет (тоже своеобразный юбилей!) избегают исполнения музыки Сальери, таким образом пытаясь отомстить тому, кто якобы отправил на тот свет бесспорного гения.

Богодар Которович с этим решительно не согласен и полагает, что Сальери не только не убивал Моцарта, но даже не завидовал ему, занимая куда более выгодное место придворного капельмейстера. Может быть, и так, но когда прозвучали одно за другим следующие сочинения, симфония "Венециана" в трех частях авторства Сальери и "Кончертоне" Моцарта для двух скрипок и камерного оркестра, стало совершенно ясно: не завидовать гению придворный капельмейстер просто не мог! Так что исполнять его музыку сегодня имеет смысл, лишь для того чтобы интриговать публику, до сих пор не знающую толком, по какой причине Моцарт безвременно умер…

Безусловным пиком фестивальной программы стало выступление профессора Виктора Пикайзена (один из учеников Давида Ойстраха) в сопровождении Одесского национального филармонического оркестра под управлением Хобарта Эрла. Маэстро исполнил, в частности, Концерт Баха для скрипки с оркестром ля минор и знаменитый Страсбургский концерт Моцарта ре мажор, поразив публику тонкой нюансировкой, изысканными штрихами, философскими трактовками, позволяющими по-новому услышать известные произведения. Порадовал и гала-концерт, в котором приняли участие и "Киевские солисты", и открывавший первый день фестиваля российский скрипач профессор Сергей Кравченко, и Одесский национальный филармонический оркестр. Программу составили популярные произведения Паганини, Моцарта, Чайковского, Сен-Санса, Хачатуряна, Скорика, Пьяццолы.

На гала-концерте публика также наглядно увидела, каким будет Ойстрах в бронзе, огромная фотография на баннере украсила задник сцены. Скрипач словно выходит на поклон после выступления, держа скрипку в одной руке, а другой делая широкий жест в сторону слушателей. У многих сложилось впечатление, будто в Одессе в скором времени появятся сразу два памятника "царю Давиду", как называли его уважительно друзья, ведь буквально на днях мэрия, рассмотрев обращение Национального Всеукраинского музыкального союза, объявила конкурс на лучшее архитектурное решение, а на фестивале много говорилось о том, что статуя уже выполнена.

Как разъяснил генеральный директор фестиваля Игорь Курылив, памятник Давиду Ойстраху, созданный архитектором Владимиром Глазыриным и скульптором Николаем Олейником, действительно готов, а конкурс проектов объявлен мэрией формально, такова процедура — просто в самом начале не было должной суммы, чтобы объявление конкурса стало возможным. И нет смысла делать акцент на данной нестыковке, главное, что город получит памятник своему знаменитому сыну.

Сейчас четырехметровая статуя находится в Киеве, вопрос ее месторасположения в Одессе решен — бронзовый Ойстрах будет стоять напротив оперного театра, по левой стороне улицы Ришельевской. Хотелось успеть установить статую ко дню юбилея великого музыканта, но в силу различных причин не получилось. Не стоит расстраиваться, ведь юбилейный год продолжается, и небольшая отсрочка не умалит торжественности момента: все-таки такие музыканты, как Давид Ойстрах, рождаются раз в сто лет…

Остается добавить, что этот музыкальный фестиваль проводится благотворительной организацией "Международный конкурс скрипачей имени Д. Ойстраха" совместно с Одесской филармонией. В день открытия фестиваля его генеральный директор Игорь Курылив зачитал немало поздравлений в адрес участников "Дней Ойстраха в Одессе", в том числе и от легендарного скрипача и дирижера Владимира Спивакова, руководителя оркестра "Виртуозы Москвы".

О том, каково глубинное значение наследия великого скрипача, говорит глава Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера пианист и педагог Юрий Дикий:
— Рождение нашей организации — необходимое следствие высочайшей миссионерской деятельности этих двух гениальных личностей, ибо, как говорил Ойстрах: "Я пытаюсь выполнить мое... предназначение художника и надеюсь еще многим людям открыть богатый мир музыки, который скрашивает будничную жизнь. Для этого и живу". Сила художественного воспитания, о чем заботился Давид Ойстрах в работе со своими воспитанниками, заключается в бережном сохранении традиций, столетиями складывавшихся в национальных исполнительских школах и художественных институциях. Сохранение этой уникальности сегодня подвергается опасностям унификации, равнодушия, псевдореформирования, коррупционной болезни. Как одну из своих главных задач Миссия ставит защиту талантливой молодежи и высококвалифицированных специалистов от административного произвола, непрофессионализма псевдообразования, что и находит отражение в проделанной работе с 2002 года по настоящее время.

Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.