На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЙОМ КИПУР — ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ


Йом Кипур — День очищения, День искупления. Его дата названа в Торе — десятый день месяца Тишрей (в нынешнем году выпадает на 9 октября, а начинается, как все наши даты, накануне вечером — 8-го). В этот день исправляется и подписывается приговор Высшего Суда. Нет в еврейском календаре дня более серьезного и торжественного. Когда жизнь всей страны Израиля затихает на целые сутки, когда в самом воздухе витает неуловимое, но хорошо различимое чувство трепета, мы с вами находимся внутри интенсивного и глубокого процесса самоанализа, очищения и исправления во время Йом Кипура — дня, который раз в году выделяется Творцом мира специально для этой цели.

Весьма распространенная ошибка — рассматривать Йом Кипур как день траура. На самом же деле Йом Кипур — торжественный, возвышенный день, в который мы не едим и не пьем. Тора как будто бы предусмотрела возможность этой ошибки, назвав Йом Кипур Шаббат Шаббатон (Ваикра, 16:31), что означает — "полная Суббота". В Устной Торе, в Талмуде (трактат Хуллин, лист 101) говорится: "Если кто-то в Йом Кипур, выпавший на Шаббат, совершит действие, запрещенное в Субботу, то он нарушит и Шаббат, и Йом Кипур. Ибо сказано (что Йом Кипур) — Шаббат Шаббатон".

В этот день нельзя есть, пить, ходить в кожаной обуви. Кроме того, на Йом Кипур распространяются все запреты, действующие в любую Субботу. Сеуда мафсекет, последняя трапеза перед Йом Кипуром, носит характер праздничной — несмотря на строгость самого Судного Дня. И этим как бы выражается надежда на то, что приговор, который "подпишут" в Йом Кипур, будет хорошим. Ведь как бы то ни было, Судья на Небе — справедливый и милосердный. И праздничный характер трапезы подчеркивает наше понимание и осознание того, перед Кем мы предстанем уже в ближайшие часы. При этом не следует забывать, что Йом Кипур — это пост, без еды и питья. Поэтому сеуда мафсекет не должна быть жирной и соленой, чтобы не усилилось ощущение жажды. Йом Кипур начинается с захода солнца и продолжается примерно 25 часов.

Законы Йом Кипура даны для людей всех возрастов. И в 90 лет евреи, мужчины и женщины, их соблюдают без всяких последствий для здоровья. Скорее с пользой — в том смысле, что выполнение заповедей всегда оказывает благотворное воздействие на душу, а значит, и на физическое состояние. Исключения делаются не по возрасту, а по состоянию здоровья. Если человек болен, и его болезнь представляет хотя бы незначительную опасность для жизни, он может, а точнее — обязан по Законам Торы — в Йом Кипур есть и пить, следуя рекомендациям врачей и собственной интуиции. Задача поста — не ухудшить здоровье человека, а помочь ему в очищении и исправлении.

При этом не могу не отметить, что за исключением некоторых категорий больных, страдающих хроническими или острыми заболеваниями, свыше 98-ми процентов людей достаточно хорошо переносят пост. И еще одно замечание: нарушить пост разрешается только в ситуации реального ухудшения состояния здоровья. Если же у человека появляется ощущение голода или жажды, легкой и поэтому естественной слабости и т. п., пост следует продолжать до его завершения, укрепляя себя мыслью о том, что наш народ соблюдает пост Йом Кипура уже более трех тысяч лет и, как говорится, на здоровье нации это не отражалось. Ни в прежние времена, ни в наши дни…

Необходимо помнить, что Йом Кипур — не "разгрузочный" день. Это возможность подняться на новый духовный уровень. За десять дней до этого, в Рош-а-Шана, еврейский Новый год, весь мир уже как бы прошел перед Всевышним. Наши поступки и наши мысли были оценены и взвешены во всем их многообразии и взаимосвязи; для каждого из нас был подведен итог года, обозначена линия судьбы в наступающем году. Уверены ли мы в том, что баланс года (истинный баланс!) оказался положительным, и что следующий год будет для нас благоприятным? Конечно, нет.

Естественно задать вопрос: разве можем мы — уже после вынесения "приговора" в Рош-а-Шана — оказать влияние на формулировку окончательного, подписанного "текста приговора", и тем самым на нашу судьбу в начавшемся году? Всевышний через Свою Тору — Учение, переданное еврейскому народу более 3300 лет тому назад, — сообщил нам: да, мы можем изменить "текст приговора" в день его подписания, Йом Кипур.

Задумаемся на минуту: в высших мирах уже точно взвесили все наши дела за год, не забыт ни один хороший поступок, ни один плохой не исчез бесследно... Что мы после этого можем сделать? Ничего, если... если ничего не будем делать. Творец мира раскрыл нам великий принцип, на котором построен и держится как материальный, так и духовный мир: принцип тшувы. Тшува — это очищение и исправление. Точный перевод с иврита — возвращение (к Источнику жизни, к Творцу). Если честно заглянуть в себя, в свое прошлое, если выделить поступки, которые не должны были быть совершены, — то это уже первый шаг на пути тшувы…

Следует обратить внимание на такой очень важный аспект. Ни в одной еврейской книге не написано, что человек в течение года может вести себя как угодно, а Йом Кипур, "сам по себе" (и даже при условии соблюдения поста) искупит, очистит и т. п. Плохие поступки, совершенные по отношению к другому человеку, Йом Кипур не "отбелит" никогда. Пока обидчик не попросит у обиженного прощения, и обиженный — простит (если не простит, обидчик должен попросить прощения три раза, и только после этого его проступок простят ему с Неба — даже если пострадавший не простит). При этом (что очень важно) никакие просьбы о прощении не помогут, если человек нанес другому ущерб и не восстановил утраченное. Если некто, к примеру, украл деньги и не вернул, — Йом Кипур его не очистит.

Соблюдение законов Йом Кипура действительно снимает с человека вину. Но это касается лишь тех жизненных сфер, которые связаны с невыполнением заповедей, регламентирующих отношения с Небом (но не с другими людьми). Допустим, еврей не соблюдал правила кашрута или законы Субботы. Йом Кипур очистит его, и эти его проступки будут прощены. Но... при одном, определяющем условии: только если человек искренне раскается в допущенных ошибках, осознает, что вел себя неправильно и примет решение больше так не поступать. Только в этом случае и только — в сфере взаимоотношений "между человеком и Всевышним" (а не "между человеком и человеком") "оступившийся" может рассчитывать на прощение и очищение с Небес…

Если мы внимательно соотнесем себя и свое место в жизни с тем, чем мы на самом деле являемся, чем могли бы стать как часть великого и необычайного еврейского народа — потомков Авраама, Ицхака и Яакова; если мы сопоставим направление своего движения по жизненному пути с тем, какой путь предписал нам Творец, — то это уже путь к очищению. И если мы понимаем, что в состоянии использовать наступивший год, для того чтобы стать лучшим евреем, чем вчера, стать ближе к Законам Торы и еврейской жизни, делать больше настоящего Добра, отдалиться от зла и уже не совершать того, о чем, наверное, стыдно и вспоминать, — то это уже путь к исправлению. А это — раскрыл нам Всевышний — и есть тот ключ, которым открывается дверь другой судьбы, не той, которая логически вытекает из итогов прошлого года.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.