На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОМАНЫ С КИНО ЯНА ЮСИМА


Елена КОЛТУНОВА "Тиква"

Вот уже девятый раз прошел в Одессе фестиваль польских фильмов. Как и в предыдущие годы, фестиваль начался 1 сентября. Шесть вечеров ценители польского кинематографа знакомились с работами молодых режиссеров. В качестве десерта был показан фильм 1927 года "Колючая проволока" с легендарной актрисой немого кинематографа Полой Негри. Последние годы фестивальные показы проходят в кинотеатре "Маски", но где бы они ни проходили, возглавляет фестиваль бессменный руководитель клуба "U-Cinema", председатель Одесского объединения киноклубов Ян Юсим. С ним и состоялась моя беседа.

— Как и когда начался ваш роман с польским кино и, в частности, с кинематографом города Лодзь?

— В апреле 2000 года в Одессу приехали представители мэрии Лодзи. В числе делегатов была руководитель отдела информации и внешней политики. Я оказался в мэрии во время визита лодзинцев, и мне пришла в голову идея договориться с поляками о проведении в Одессе фестиваля польских фильмов. К тому времени польское кино лет десять как практически исчезло с наших экранов. В те годы положение в польском кинематографе было сложным. Это сейчас в Польше выпускается до 25 фильмов в год, а тогда выпускалось от силы 5-10 картин. И все же я был уверен, что такой фестиваль провести можно и что он привлечет зрителей.

Представители мэрии Лодзи приехали, чтобы наладить с одесской мэрией связи, не имеющие отношения к кинопоказам, но моя идея понравилась, и лодзинцы ее подхватили. Они сразу познакомили меня по телефону с директором Лодзинского музея кино киноведом Мечисловом Кузьмицким. Таким образом, у меня наладился контакт с человеком, который, обладая знаниями и хорошим вкусом, должен был отбирать фильмы для показа. Было решено, что на первом фестивале мы покажем два новых современных фильма и польскую киноклассику — три короткометражки Романа Поланского и его знаменитую ленту "Нож в воде". Больших кинотеатров тогда в Одессе еще не было. Не было ни "Синема-сити", ни "Золотого Дюка", ни кинотеатра "Родина" в том виде, в каком он есть сегодня. Были лишь старые кинотеатрики. Клубные показы я проводил в ДК Леси Украинки, в ДК Политеха, в Доме офицеров. И первый фестиваль польского кино я тоже провел в старом зале Дома офицеров.

Пришло не очень много людей. Но пришли поляки, живущие в Одессе, пришли те, кто изучает польский язык, и те, кто всегда с интересом относился к польскому кино. Я понял, что для того чтобы фестиваль имел успех, он должен быть более громким, и тогда он может стать началом длительного большого проекта.

В 1987 году у меня завязались какие-то отношения с Кшиштофом Занусси, которые со временем переросли в дружбу. Он даже включил меня в число двенадцати друзей, которым он рассылает открытки с видами той страны, где в данный момент находится. А путешествует Занусси по всему миру.

Но я отвлекся. В 87-м он приезжал в Одессу с двумя своими картинами: "Где бы ты ни была" и "Императив". Мы их показывали в Клубе железнодорожников. Я предложил Мечислову Кузьмицкому сделать второй фестиваль польских фильмов фестивалем фильмов Занусси. При поддержке мэрии я связался с Занусси, и он дал свое согласие. Занусси приехал в Одессу, и состоялась ретроспектива пяти его фильмов.

В их числе был такой известный фильм, как "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем", была лента "Галоп" и другие. Этот фестиваль был уже совсем другого уровня. Мы проводили его в перестроенном и оснащенном современной техникой кинотеатре "Родина" при большом стечении публики.

Я убедился в том, что был прав: фестиваль польского кино может и должен быть, тем более что в кинотеатрах польских фильмов не увидишь. Польское кино — это в целом режиссерское артхаусное кино, это штучный товар. Дистрибьюторы таким кино не интересуются.

На следующий год я решил показать ретроспективу фильмов Анджея Вайды. Третий фестиваль польского кино с успехом прошел в кинотеатре "Уточ-Кино".

В 2003 году Мечислов мне сказал, что появилась возможность и настало время составить программу фестиваля из современных фильмов, поставленных польскими режиссерами нового поколения. Таким образом, и четвертый, и пятый фестивали, которые, кстати, проходили в кинотеатре "Одесса", представляли уже новое польское кино. На четвертый фестиваль мы смогли даже пригласить известных польских актеров. Приехали моя любимая, самая красивая актриса Польши Гражина Шапаловска и актер Ольгерт Лукашевич.

2004 год был удивительным. Через неделю после окончания пятого фестиваля я провел еще одну ретроспективу фильмов Вайды, а еще через месяц в ДК Политеха — ретроспективу картин Юлиуса Махульского, показал десять его фильмов. Эти три фестиваля вылились буквально в оккупацию города польским кино. И Варшавский институт Адама Мицкевича, который курирует все культурные мероприятия Польши за рубежом, в знак благодарности пригласил меня на юбилейный тридцатый кинофестиваль 2005 года в Гдыню.

В Гдыне очень интересный, необычный фестиваль. На нем представляется вся кинопродукция Польши, вышедшая за год. Идет обсуждение фильмов не только членами жюри, возглавляемого Анджеем Вайдой, но и всеми режиссерами, драматургами, актерами, критиками, которые ежегодно туда съезжаются. Я посмотрел представленные к обсуждению 20-25 фильмов, посмотрел внеконкурсную программу и понял, что польское кино снова на подъеме. Что можно составлять программу нашего фестиваля так, чтобы было не стыдно. Поэтому шестой фестиваль мы уже смело могли назвать Фестивалем нового польского кино.

Героем фестиваля 2006 года снова был Кшиштоф Занусси. Он привез свой последний фильм "Персона нон-грата" со Збигневом Запашевичем и Никитой Михалковым в главных ролях. Это интересный фильм, снятый на границе артхаусного кино и мейнстрима. Не менее интересной была и встреча с режиссером в кинотеатре "Маски", где с осени 2004 года мы проводим все фестивальные и клубные показы.

— В конце августа по традиции прошли две ночи "короткого метра". Среди короткометражек были польские фильмы?
— Были. Я вообще бы хотел провести фестиваль польского "короткого метра". Но это сложно. Проще договориться с одним дистрибьютором о показе полнометражного фильма, чем разыскивать и договариваться с десятью дистрибьюторами о показе короткометражек.

— Следующий фестиваль по счету десятый — юбилейный. Как вы собираетесь отметить такое событие?
— В 2009 году исполняется 70 лет Кшиштофу Занусси. Я мечтаю соединить два юбилея — юбилей фестиваля польских фильмов в Одессе и юбилей выдающегося польского режиссера. Это будет четвертый приезд мэтра в Одессу. Я уже говорил с паном Кшиштофом. Он с удовольствием согласился — ему очень нравится Одесса, и обещал привезти фильм, который снял в Украине, — это совместное производство Украины, России, Франции и Польши. Называется лента "Сердце в ладонях". Возможно, это будет даже ее премьерный показ. Все зависит от того, когда картину начнут прокатывать дистрибьюторы.

Но в любом случае Занусси обещает привезти еще один свой фильм, совсем новый, — "Внутренний голос", который он только сейчас начинает снимать. Это уж точно будет премьера. Приезд Занусси задаст тон всему фестивалю. Потому что Занусси привлекает не только своими фильмами, но и человеческим обаянием. Конечно, будут представлены еще пять лучших современных польских фильмов и что-нибудь из киноклассики.

— По тому, что я сейчас услышала, Занусси в какой-то мере отец-основатель Одесского фестиваля польских фильмов…
— Юбилей Занусси приходится на июнь, но семидесятилетие можно праздновать весь год. Юбилей Занусси в Одессе — это моя главная идея.
— Кого еще планируется пригласить на юбилейный фестиваль?
— Надеюсь, что приедут известные польские актеры, кто-нибудь еще из режиссеров: для них 10-й фестиваль — тоже юбилей. Может быть, снова приедет актер Цезарий Пазура, который побывал в Одессе на одном из фестивалей. Но хотеть — не значит мочь. Все будет зависеть от четырех сторон: мэрии города Лодзь и музея кино, возглавляемого Мечисловом Кузьмицким, от нашей мэрии, от руководства кинотеатра "Маски" и от Генерального консульства Польши в Одессе, которое обещало взять на себя оплату приезда польских актеров и режиссеров на фестиваль.

— А нет ли желания пригласить на юбилей такого кита, как Ежи Гоффман, который ко всему прочему прекрасно владеет украинским и русским языками?
— Гоффман погрузился в съемки документальных фильмов. Сейчас он снимает очередной фильм об Украине. Кроме того, Боливар двоих не снесет (смеется).
— По какому пути идет польское кино? Есть ли сейчас в нем такие Мастера с большой буквы, как Вайда, Кавалерович, Пассендофер, Мунк?
— К сожалению, нет. Польское кино из артхаусного стало зрительским. Польские режиссеры стараются делать фильмы, которые нравятся публике. А поскольку публика разная, то фильмы снимаются разножанровые и разноплановые. Это качественно, но прорыва нет. Нет тех фильмов, которые могли бы быть представлены на больших фестивалях: Каннском, Берлинском, Венецианском. Лично я могу назвать лишь двух режиссеров, которые делают авторское кино: Ян Якуб Кольский (его фильм "Жасмин" мы показали весной в так называемых Днях польского кино — это фактически был незапланированный фестиваль, предложенный нам Польским институтом Киева), и Дорота Кендзежавска (ее картину "Пора умирать" мы показали на нынешнем фестивале).

— А что делают старые мастера?
— О Гоффмане я уже сказал, Вайда снял политическую ленту, Кавалерович — историческое кино…
— Кроме показа польских фильмов вы проводите фестивали и клубные показы фильмов других стран. Я бы сказала, что вы крутите романы и с кинематографом Франции, не оставляете вниманием Швецию. Не знаю, как насчет других романов, но у вас можно посмотреть фильмы Германии, Италии, Испании… Уж не знаю, как назвать ваши отношения с Азия-кино. А если серьезно, то как вам удается налаживать связи и получать фильмы?

— С французским кинематографом у меня действительно любовь. Мое сердце принадлежит кинематографу Польши, Франции, Швеции, Израиля и Грузии. Это мои главные любови. Но я как-то подсчитал, что с 1989 года, когда создалось Объединение одесских киноклубов, я провел фестивальные показы фильмов из 26 стран мира. Ни в одном городе Украины ничего подобного нет. Фильмы я достаю через консульства, посольства, через такие дистрибьюторские компании, как "Арт-хаус трафик", как "Молодость".

Французские фильмы я показывал тогда, когда не было еще французского посольства в Украине. Я ездил в посольство в Москву. Все это было очень сложно, но уже тогда мне удавалось проводить такие фестивали, как ретроспективы фильмов Годара, ретроспектива фильмов Трюффо… Иногда удавалось доставать фильмы через другие города, через музеи кино… Когда в Одессе появился "Альянс Франсез", стало легче. Вот уже четыре года как проводится фестиваль "Французская весна". Но ведь я проводил фестивали, недели, дни французского кино и раньше.

Иностранные консульства и посольства, в которые я обращаюсь, выступают как соорганизаторы кинофестивалей. Например, с 1 по 5 октября будет проходить фестиваль нового немецкого кино.

Соорганизатором этого фестиваля выступают Киевский Гете-институт и посольство Германии в Украине, "Арт-хаус трафик" и кинотеатр "Маски", и конечно, "Баварский дом" в Одессе. А через месяц, в ноябре, будет фестиваль "Азия-кино". Это заслуга уже "Арт-хаус трафика", посольства здесь ни при чем. "Арт-хаус трафик" закупает фильмы, как дистрибьютор прокатывает их по Украине, а затем в нескольких городах организует фестивальные просмотры. Аналогично эта дистрибьюторская компания проводит фестивали шведских, испанских фильмов… Но девяносто процентов фестивалей — это фестивали посольские.

Кстати, благодаря моим прекрасным отношениям со шведским посольством, я показывал шведские фильмы тогда, когда еще никто в Украине их не показывал. Помните, как фестивали шведского кино в Одессе дважды открывал посол Швеции в Украине господин Оке Петерссон? Фестиваль бельгийского кино тоже открывал посол — посол Бельгии в Украине господин Пьер Клеман Дюбюссон, специально приехавший для этого в Одессу. А недавно мы провели оригинальный фестиваль шведского кино по произведениям Астрид Линдгрен.

— Вы не пытались наладить отношения с американским посольством?
— Хороший вопрос. Когда-то, во времена малокартинья, когда было мало кинотеатров, я обратился в американское посольство с предложением организовать клубный показ американских фильмов в Одессе. Но получил отказ. Они дали понять, что не нуждаются в рекламировании своих фильмов, что американское кино и так победно шествует по миру, во всех странах занимает 85-90 процентов экранного времени. Последние 2-3 года американское посольство начало проводить в Москве фестивальные показы своих фильмов. И больше нигде. Чтобы провести фестиваль американских фильмов, нужно обращаться не в посольство, а к дистрибьюторам. Но украинские дистрибьюторы американские фильмы напрямую не покупают. Слишком дорого для Украины. Такое может себе позволить Россия. Прокат только в Украине не оправдает расходов. Я вынашиваю идею показать в Одессе фильмы, которые на своем фестивале авторских фильмов независимых режиссеров в американском городе Санденс вот уже 30 лет организует выдающийся актер и режиссер Роберт Ретфорд. Но до них добраться можно только через американское посольство…

— На каких кинофестивалях вам довелось побывать?
— На Берлинском, на уже упомянутом фестивале в Гдыне, на Московском, на "Кинотавре". Ежегодно, конечно, езжу в Киев на "Молодость", да еще побывал на замечательном большом фестивале авангардных фильмов "Арсенал" — это в Риге.

Я не знаю, задумывался ли Фестиваль польского кино как подарок ко Дню рождения Одессы, или то, что он проходил в первых числах сентября, — случайное совпадение, но могу заверить, что такой фестиваль — это действительно подарок одесситам — тем, кто любит кино вообще и польское в частност

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.