На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Десять дней покаяния


Десять дней от Рош-а-Шана до Йом Кипура называются Грозными днями, днями трепета. Это время тшувы (раскаяния, в буквальном переводе с иврита это слово означает "возвращение"). В эти дни нам следует найти время для размышлений над всем комплексом проблем, связанных с тшувой каждого из нас, да и всего еврейского народа. Добавляются специальные молитвы (слихот), которые помогают найти более точные концепции и термины для таких размышлений.

Сефардские евреи начинают читать слихот в рош-ходеш элул, а ашкеназские — на исходе последней Субботы перед Рош-а-Шана (если она предшествует Рош-а-Шана не меньше чем на три дня): в полночь, после окончания Субботы, мы собираемся в синагоге, чтобы читать слихот. Слово слихот означает "просьбы о прощении". Главная часть этих молитв — перечисление 13-ти образов Б-жественного милосердия, предваряемое воззванием "Б-г, Царь, сидящий на троне милосердия..." или "Ты — долготерпеливый Б-г...". В древности слихот не содержали ничего, кроме цитат из Танаха, предшествовавших исповеди в грехах.

Самая суть слихот прекрасно отражается в словах пророка Ирмеягу: "Вставай, взывай по ночам — в начале каждой стражи, как воду изливай сердце свое пред Г-сподом!". Все слихот построены по одному принципу, только гимны и моления каждый день иные. Написаны они великими мудрецами Торы, начиная еще со времен гаонов: известны слихот, составленные Йоси бар Йоси, Саадьей-гаоном, рабейну Гершомом ("Светочем изгнания"), Раши, Рамбамом, р. Биньямином бар Зерахом, раби Моше ибн Эзрой... Своим содержанием, своими напевами слихот пробуждают в нас сознание принадлежности к тысячелетней традиции народа Израиля, погружают нас в атмосферу Грозных дней, готовя к встрече великого, особого дня — Йом Кипура…

В Талмуде сказано, что в Рош-а-Шана на небесах раскрывают три книги. В первую вписывают имена праведников, которым даруется жизнь в наступающем году, во вторую — имена нечестивцев, приговоренных к смерти, а в третью книгу вписываются имена "средних" — тех, кто имеет на своем счету и хорошие, и дурные дела, и вынесение приговора им откладывается с Рош-а-Шана до Йом Кипура. Так что от них самих зависит, удастся ли им совершить должное покаяние и тем самым заслужить добрый приговор. Мишна говорит в трактате Авот: "Каждый, кто совершает одно доброе дело, — приобретает себе одного защитника, а каждый, кто совершает один проступок, — приобретает себе одного обвинителя". Отсюда ясно следует, что шансы быть оправданными на суде зависят от того, что перевесит — сумма совершенных нами добрых дел или сумма наших проступков, сумма всего совершенного нами в истекший год или сумма того, что было упущено…

Сказано в книге пророка Йешаягу: "Ищите Г-спода тогда, когда Он доступен, взывайте к Нему тогда, когда Он близок! Да оставит нечестивец свой путь, человек неправедный — мысли свои, и вернется к Г-споду, и Тот помилует его; пусть вернется к нашему Б-гу, ибо Он велик в прощении". Мудрецы наши объясняют, что речь идет о Десяти днях покаяния. Всевышний всегда близок к нам (сказано: "Полна вся земля славой Его"), но в эти дни — особенно.

Суббота между Рош-а-Шана и Йом Кипуром называется Шаббат шува — по первому слову гафтары, которую читают в этот день: "Вернись, Израиль, (Шува, Исраэль) к Г-споду, Б-гу твоему — ибо спотыкаешься ты в грехах своих". Называют эту Субботу также Шаббат тшува, "Суббота покаяния" — потому что приходится она на Десять дней покаяния. Принято, чтобы раввин общины в эту Субботу выступил в синагоге, призывая народ к покаянию.

Тшува, возвращение-покаяние, включает в себя три момента: признание, раскаяние, отречение от греха, исповедь и принятие решения на будущее. Прежде всего, каждый из нас должен признать, что он грешен. Ни в коем случае нельзя обманывать себя — как сказано в книге пророка Ирмеягу (2:35) от имени Всевышнего, обращающегося к общине Израиля: "Ты говоришь: я — чиста, ведь отвратился гнев Его от меня! Так вот, Я сужусь с тобою за то, что говоришь ты: я не грешила!".

Мы должны раскаяться в том, что совершили, и отречься от этого. Нельзя уподобляться окунающемуся в микву, чтобы очиститься от ритуальной нечистоты, и в то же время держащему в руке шерец — источник нечистоты. Но и этого недостаточно: необходимо еще исповедаться пред Всевышним в совершенных грехах, ибо исповедь — это одна из Заповедей Торы. Для того чтобы сделать покаяние полным, нужно еще принять на себя обязанности на будущее: никогда более не повторять дурных поступков. Силу, необходимую для тшувы — для раскаяния и исправления совершенных грехов, — дал нам в Своей великой милости Сам Всевышний, наставляющий грешников на истинный путь, позволяющий им открыть новую, чистую страницу своей жизни.

Раввин Исраэль Меир ЛАУ,
Израиль.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.