На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИЗ ПОЧТЫ РЕДАКЦИИ

«ЮЖНАЯ ПАЛЬМИРА», ИЛИ КОЕ-ЧТО О ПРИВЫЧНЫХ «ВЫВИХАХ»


В нашей речи сложился целый ряд ошибочных стереотипов, которые получили столь широкое распространение, что временами кажется, будто они и есть норма, соответствующая "мере вещей". Например, повествуя о большом стечении публики на разного рода представлениях, СМИ часто используют выражения типа "полный аншлаг", "переаншлаг" и т. п. Так авторы хотят сказать о полном сборе. Но аншлаг не может быть "неполным", разве что его разорвали, ведь АНШЛАГ — это всего лишь ОБЪЯВЛЕНИЕ (анонс) о том, что на данное мероприятие, будь то лекция, спектакль или концерт, "ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ". (Впрочем, слово "аншлаг" может употребляться и в смысле "крупного заголовка в газете" — см. "Словарь" С.И. Ожегова, 1984, но это уже не имеет непосредственного отношения к обсуждаемому феномену.)
Итак, аншлаг — объявление о стечении публики, а не само стечение, как полагают многие. Также, когда речь идет о большом концерте, в 99 случаях из 100 в слове "гала" ударение ставят на первом слоге, а не на втором, как положено (см. "Словарь ударений для работников радио и телевидения" под редакцией Д.Э. Розенталя, 1970). В этой ошибке в значительной мере повинны теледикторы и телеведущие разных каналов — от местных до центральных. Впрочем, неверные ударения — особая проблема, о которой нужно говорить отдельно.
Эпицентр. Когда мы говорим "в эпицентре событий", то подразумеваем "в центре событий". Вместе с тем "эпицентр — это область на поверхности земли, расположенная НАД (а не в центре! — В. М.) очагом землетрясения" (Ожегов). Словосочетание "в эпицентре событий" стало столь устойчивым, что изменить здесь ничего, наверное, нельзя, просто следует принять к сведению его несовершенство. Казалось бы, просто сказать: "в центре событий", — не тревожа "эпи". Может, так и поступать?
Часто говорят "интерьер", справедливо имея в виду внутреннее помещение в здании, и "экстерьер", понимая под этим его внешнюю часть. Однако "экстерьер — это внешний вид и телосложение ЖИВОТНОГО" (Ожегов; выделено мной, — В. М.). Наверное, следует говорить об интерьере и ФАСАДЕ здания.
А сейчас обращусь к заголовку.
Стоит ли перечислять ситуации, в которых наш город называют "Южной Пальмирой"? Это словосочетание едва ли не ежедневно встречается в газетных и журнальных публикациях, теле- и радиопередачах и даже становится названием проводимых в Одессе международных конкурсов — музыкальных, спортивных и т. д.
Десять лет назад в газете "Всемирные одесские новости" Николай Смолкин писал: "Известны три Пальмиры. Первая — античная (...) Первое упоминание о ней относится ко второму тысячелетию до н. э. Она была разрушена римлянами в конце III века (...) Вторая Пальмира — современный город в Колумбии, ровесник Одессы (...) Третья Пальмира — атолл в составе островов Лайн, принадлежащих США (...) Поскольку и колумбийская Пальмира, и полинезийская лежат в тропиках, то (...) они могли бы называться ЮЖНЫМИ Пальмирами в знак памяти об античной Пальмире (...) так же, как в знак той же памяти Северной Пальмирой стали называть Петербург". (Троеточиями отмечены сокращения в тексте оригинала, которые не меняют смысла, сути утверждений, но экономят место.)
Одесса же расположена СЕВЕРНЕЕ античной Пальмиры и поэтому ЮЖНОЙ Пальмирой именоваться не может, хотя именуется, и очень часто, по-видимому, в "противопоставление" "Пальмире севера", как называют Петербург с начала XIX века.
Не думаю, что после моего напоминания о реалиях все радикально изменится: мифы, особенно — "красивые" (в самом деле: "Южная Пальмира" звучит для многих пишущих более "поэтично", чем просто Одесса), часто побеждают разум и благополучно живут вопреки ему. Тем не менее — "истина дороже", и, если не напоминать о ней, то едва ли она когда-либо восторжествует.

Валентин МАКСИМЕНКО.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.