На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Одесса в жизни Давида Ойстраха


Семен КОГАН "Тиква"

100-летие со дня рождения выдающегося музыканта ХХ столетия, чародея скрипки Давида Федоровича Ойстраха широко отмечается во всем мире. Неразрывными узами связан Д.Ф. Ойстрах с Одессой. Здесь он родился, здесь прошли его детство и юность, здесь он получил образование и стал скрипачом. Отсюда началось его блестящее восхождение на музыкальный Олимп.

В Одесском областном государственном архиве (ООГА) в книге Одесского раввината сохранилась запись от 30 сентября 1908 года о рождении Давида Федоровича Ойстраха (лист 355, номер записи 1447). Глава семьи, отец, — скромный служащий и любитель музыки, мать — артистка хора Городского оперного театра. С детских лет родители приобщали ребенка к музыке.

Маленький Додик рос в театре. Каждый вечер мать брала его с собой на спектакль, и он, примостившись в оркестровой яме у дирижерского пульта, впитывал музыку — пение солистов и хора, особенно звучание оркестра. "Самое сильное, незабываемое музыкальное впечатление раннего детства, — писал Д. Ойстрах, — впервые услышанный театральный симфонический оркестр. Это ощущение звучащего чуда никогда не изгладится из моей памяти".

Может быть, именно тогда и зародилась в душе ребенка мечта стать скрипачом и дирижером. Желание быть музыкантом, и обязательно уличным, приводило к тому, что во дворе дома он устраивал концерты, собирая вокруг себя детей и взрослых.

В автобиографической статье "Мой путь", опубликованной в журнале "Советская музыка", Д. Ойстрах писал:
"Мне было три с половиной года, когда отец принес в дом игрушечную скрипку, играя на которой, я охотно воображал себя уличным музыкантом. Никто не знал, как я завидовал им — скрипачам, трубачам, гармонистам, даже шарманщикам, часто навещавшим одесские дворы. Я был постоянным и, наверное, самым внимательным слушателем их выступлений. Иногда я становился со своей скрипкой посреди двора, клал перед собой какие-нибудь ноты. В нотах я тогда ничего не понимал, но для виду смотрел в них.

Окруженный малышами, я старательно пиликал. Звуки, извлекаемые из канареечно-желтого инструмента, казались мне Б-жественными. Это было так увлекательно, что когда, уже в пятилетнем возрасте, я получил, наконец, в руки настоящую скрипку — "восьмушку", и начал учиться музыке, занятия целиком поглотили меня".

На малыша в оркестровой яме обратил внимание Петр Соломонович Столярский, который, работая в то время в оркестре театра, занимался и педагогической деятельностью в частной школе. Прослушав ребенка и обнаружив у него удивительные способности, П. Столярский предсказал ему блестящее будущее. Авторитетное мнение П. Столярского поддержал маэстро И.В. Прибик, главный дирижер театра, который затем оказал большое влияние на формирование личности юного скрипача, — выступая с ним часто в концертах, Прибик воспитывал его музыкальный вкус и артистизм.

В пятилетнем возрасте Д. Ойстрах впервые выступил на ученическом вечере класса Столярского — как самый маленький он открывал концерт, исполнив вариации Данкля. А завершал концерт выпускник школы Натан Мильштейн, с которым Давида Ойстраха в дальнейшем связывала тесная дружба и совместное концертирование.

Началась первая мировая война. Затем — революция и гражданская война. Но "фабрика талантов", как называли в Одессе частную школу Столярского, работала бесперебойно.

Из воспоминаний Д.Ф. Ойстраха: "Все углы большой квартиры, где помещалась школа, были заставлены пюпитрами, завалены футлярами, нотными папками. Во всех комнатах толпились возбужденные и радостные малыши, а в коридорах сидели мамаши, ожидавшие своих вундеркиндов и с невероятным оживлением обсуждавшие чисто профессиональные скрипичные проблемы…".

Февральскую революцию 1917 года П.С. Столярский встретил восторженно. Учеников класса он вывел на первомайскую демонстрацию, повязав каждому на скрипку и смычок красный бант и предварительно выучив с ними "Марсельезу". "Потом Столярский велел построиться в колонну, — вспоминал Ойстрах. — С Преображенской нас повели по Дерибасовской и другим улицам города. Мы шли и на ходу почти все время исполняли запрещенную в царской России "Марсельезу"… Наш учитель шел впереди и дирижировал".

"Дети! — сказал Столярский. — Эту мелодию сложили во времена Французской революции. Мы с вами разучили ее к Первому мая". Не многие тогда знали, что день Первого мая — это праздник. И я в то время не понимал его значения. Ведь мне еще не исполнилось восьми лет", — писал Д. Ойстрах в воспоминаниях.

Под грохот пушек и трескотню пулеметов пробирался Додик в сопровождении бабушки на урок к Столярскому. Здесь он постигал азы скрипичного искусства и ансамблевого музицирования. Главным в педагогическом методе П. Столярского было коллективное исполнение — игра в оркестре, ансамбле, квартете, унисоне.

Д. Ойстрах прошел через эти этапы, что давало ему возможность знакомиться с разнообразной музыкальной литературой и овладеть таким инструментом, как альт, на котором он исполнил сонату А. Рубинштейна на выпускном экзамене в Муздрамине.

В последующие годы, будучи уже известным скрипачом, Д. Ойстрах в ансамбле с Л. Обориным и С. Кнушевицким исполнял партию альта в симфонии Берлиоза "Гарольд в Италии".

В классе П.С. Столярского Д. Ойстрах не слыл вундеркиндом. Напротив, он был шаловливым, озорным ребенком. Но необыкновенные способности и упорный труд оказались тем прочным фундаментом, на котором сформировались любовь к музыке и радость творчества. Успехи Д. Ойстраха были столь значительны, что в 1923 году, в 15-летнем возрасте уже будучи студентом, он принимает участие в юбилейном вечере в честь 25-летия педагогической деятельности П. Столярского, исполнив впервые с оркестром ля-минорный концерт Баха.

Через год состоялся первый сольный концерт скрипача. С этого времени начинается исполнительская деятельность Давида Ойстраха, которая продолжалась 50 лет. (Афиша того концерта много лет хранилась в его доме.)

В студенческие годы Д. Ойстрах выступает как солист перед широкой рабочей аудиторией, выезжает в гастрольную поездку с симфоническим оркестром в Херсон и Николаев. Огромное значение в его творческой судьбе имело знакомство с музыкой С. Прокофьева, скрипичный концерт которого Д. Ойстрах исполнил на выпускном экзамене.

В этот период Давид Федорович знакомится с творчеством композитора Б. Бартока. "Мое знакомство с музыкой Бартока началось с его фортепианных пьес. Я сейчас не помню, какие именно это были пьесы и в чьем исполнении я их услышал, но до сих пор храню в памяти ощущение необычайной свежести колорита, которым повеяло от этих оригинальных миниатюр", — писал Д. Ойстрах. Много лет спустя Д. Ойстрах сделал переложение для скрипки Первого концерта Б. Бартока и часто его исполнял.

Огромное впечатление на юного Ойстраха произвело выступление в Одессе талантливого венгерского скрипача Й. Сигети, исполнившего концерты Мендельсона и Прокофьева. "Сигети первый из зарубежных артистов показал в своем искусстве какие-то новые черты: смелость в решении творческих задач, полет фантазии, романтическую одухотворенность и искренность передачи, свежесть красок, тонкость стиля".

Большую роль в артистическом развитии Ойстраха сыграло искусство Ф. Крейслера, которое вызвало у него бесконечное восхищение.

Четыре года, проведенные Д. Ойстрахом в Муздрамине, обогатили его творчески. Он стоял на пороге больших свершений и серьезных побед на всесоюзных и международных конкурсах. А ведь ему было только 17 лет.

Весной 1926 года Давид Ойстрах блестяще окончил Одесский муздрамин имени Бетховена, исполнив сложную программу. К слову, певое исполнение скрипичного концерта Бетховена, которое состоялось в оперном театре в сопровождении симфонического оркестра под управлением Г. Столярова, принесло Ойстраху огромный успех.

Период пребывания в Одессе, с 1926 по 1928 год, ознаменовался удивительно быстрым творческим развитием скрипача, расширением и обогащением репертуара, гастрольными поездками и интересными творческими встречами, а также организацией струнного квартета, в котором участвовал талантливый скрипач, друг Д. Ойстраха В. Мордкович.

Сильное влияние на Ойстраха оказала артистическая игра выдающихся скрипачей Натана Мильштейна и Мирона Полякина, интерпретация и одухотворенное исполнение ими концертов Чайковского, Брамса, Бетховена, Глазунова. Большое влияние на творческое формирование Давида Ойстраха оказала встреча с А. Глазуновым осенью 1927 года.

"С большим подъемом я стал готовиться к выступлению… играть с Глазуновым было необыкновенно приятно и легко. От него веяло каким-то душевным уютом и спокойствием", — вспоминал Д.Ф. Ойстрах.

Два концерта в Киеве, куда Ойстрах выехал вместе с Петром Соломоновичем Столярским, прошли с большим успехом, и А. Глазунов пригласил Д. Ойстраха исполнить концерт в Одессе. Это было очень почетное приглашение — накануне этот концерт исполнял в Одессе М. Полякин.

После выступления Д. Ойстраха были аплодисменты композитора, а также портрет А. Глазунова с нотным автографом и трогательной надписью: "Высокоталантливому молодому виртуозу — художнику и превосходному музыканту Давиду Ойстраху в память наших концертных выступлений на Украине. Искренне преданный почитатель его дарования А. Глазунов. 17 ноября 1927 года". Портрет А. Глазунова много лет украшал кабинет Д. Ойстраха.

Большую роль в творческом становлении Д. Ойстраха сыграл дирижер Н. Малько — главный дирижер оркестра Ленинградской филармонии. Услышав игру молодого скрипача в Одессе, маэстро пригласил его в Ленинград на открытие очередного симфонического сезона с исполнением концерта П.И. Чайковского. Через месяц, в ноябре 1928 года, Д. Ойстрах получил приглашение от А. Глазунова выступить с исполнением его концерта. Замечательным Ленинградским симфоническим оркестром из-за болезни композитора дирижировал Вячеслав Сук.

Фантастическая техника, кристальная чистота интонации и юношеская одухотворенность в исполнении концерта произвели огромное впечатление на слушателей, особенно на оркестр Ленинградской филармонии.

"Я должен признать, что играл я тогда достаточно свободно, бегло, интонационно чисто", — говорил о том времени
Д. Ойстрах. Но впереди были годы упорного труда, расширения и обогащения репертуара, работа над звуком, ритмом, интерпретацией, мастерством, виртуозностью, артистизмом.

В конце 1928 года Давид Ойстрах с женой Тамарой Ротарёвой, выпускницей Одесского муздрамина по классу фортепиано, оставляет Одессу и переезжает в Москву. Никому не известный скрипач из Одессы должен был покорить столицу, которая жила тогда бурной театрально-концертной жизнью.

И он это сделал. 22 января 1929 года в Моцартовском зале состоялось первое выступление Д.Ф. Ойстраха перед московской публикой.

Большим успехом начинающего артиста явилась победа на Всеукраинском конкурсе в 1930 году в Харькове и присуждение ему Первой премии. Через пять лет — Второй Всесоюзный конкурс в Ленинграде. И снова Первая премия. А впереди еще два международных состязания — имени Г. Венявского в Варшаве (Вторая премия) и Э. Изаи в Брюсселе, где Давида Ойстраха ждала триумфальная победа. Успех на этом конкурсе принес Д. Ойстраху мировую известность.

Таковы основные вехи продолжавшегося двадцать лет периода жизни Давида Федоровича Ойстраха в Одессе. Это был важный этап формирования артистической индивидуальности выдающегося скрипача.

Д.Ф. Ойстрах безмерно любил Одессу. Часто приезжая сюда на гастроли, он посещал детище своего учителя — музыкальную школу имени профессора П.С. Столярского, которая в этом году отмечает свой 75-летний юбилей, и консерваторию имени А. Неждановой, встречался с друзьями-коллегами, преподавателями, слушал их учеников, многие из которых продолжали учебу
в Москве, в классе Д. Ойстраха: Эдуард Грач, Валерий Климов, Ольга Каверзнева, Роза Файн, Семен Снитковский и др.

Одесса была той стартовой ступенью, с которой начался великий путь Давида Федоровича Ойстраха к славе и бессмертию.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.