На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

НИЦАВИМ


В начале нашей главы читаем: "Все вы стоите (ницавим) сегодня перед Всевышним...". Глагол "стоять" на иврите — лаамод. Слово ницавим, которое дает название этой главе, в обыденной языковой практике не встречается. Как часто бывает, в русском языке нет слова, которое бы адекватно могло передать специфическое значение этого глагола: ницавим означает не просто "стоите", а — "стоите прямо, выпрямившись".

Почему Тора подчеркивает, как именно все стояли? Ответ прост: нужно лишь вспомнить, что люди стоят так, например, в строю, перед высшими по рангу, ожидая приказа. В этом и заключается смысл этого глагола. Вчитаемся в эти слова — "Все вы стоите, выпрямившись, сегодня". Это — особый день, момент, когда каждый еврей, ощущая себя частью народа, принимал на себя вечные обязательства перед Творцом вселенной.

Именно это принятие, соблюдение Его Закона — Заповедей Торы, сделало нас народом, позволило нам развиваться духовно и постоянно поддерживает наше единство и жизнь. Служение Творцу не разделяет нас, оно делает нас равными перед Ним. И это — высший социальный и психологический идеал, путь решения проблем в отношениях между людьми.

В нашей главе мы читаем, что заключение союза с Творцом дает всему народу ощущение единства, независимо от сословий. В главе сказано: "Чтобы вступить тебе в союз с Творцом твоим и принять строгое заклятие, которое заключает с тобой сегодня Всевышний твой, чтобы сделать тебя сегодня народом Своим, а Он будет тебе Защитой, как Он обещал твоим отцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову. И не с вами одними Я заключаю этот союз... но и с теми, кто стоит здесь с нами сегодня перед Творцом, и с теми, кого нет здесь с нами сегодня" (29:11).

Теперь речь идет о единстве с предками и потомками. А это уже — вступление в вечность, в которой нет времени. Это — реальное преодоление смерти. Как часть "тела" народа, часть духовного союза с Источником Жизни, человек обретает физическое и духовное бессмертие, вечную юность. Юность — это, прежде всего, пора наивысшей эмоциональности, когда чувства особенно обострены и человек способен всем сердцем горевать вместе с народом о разрушении Храма и других потерях, которые мы отмечаем постами. Но это — и способность радоваться в дни праздников. И от всей души верить, что скоро все изменится к лучшему. Это и есть вечность…

Итак, в нашей главе написано: "Все вы стоите сегодня перед Творцом вашим, руководители ваши, колена ваши, старейшины ваши и исполнители ваши, все люди в Израиле" (29:9). Устная Тора — мидраш Ялкут Шимони дает к этим словам такой комментарий: "Когда может выстоять еврейский народ? Когда все вместе. Тростинку сломает даже малый ребенок. Но пучок стеблей тростника не сломать... Пока еврейский народ не объединится, спасения не будет". Эти слова мидраша актуальны во все времена. Они обращены и к нам, евреям, живущим в современном обществе.

Слова Торы в процитированном отрывке просты и понятны. Но возникает вопрос: зачем здесь дается перечисление? Разве Моше не мог сказать просто: "все вы"? Моше перечисляет: "руководители ваши, колена ваши, старейшины ваши и исполнители ваши". И подчеркивает этим важность задачи, чтобы руководители были едины с коленами, чтобы не отрывались от рядовых представителей своих колен. Ведь если они перестанут понимать и разделять народные нужды, некому будет защитить народ. Однако пророки предупреждали, что настанут времена, когда у еврейского народа не будет настоящих лидеров. Такое не раз случалось в еврейской истории…

И еще говорили пророки, что в такие смутные времена во главе народа встанет эрев рав — люди, примкнувшие к евреям. Так было перед разрушением Второго Храма, когда Иудеей правили идумеи, например — Ирод Антипа. Чтобы ни делали такие правители, их деяния не способны возвеличить народ, ибо в основе их власти — духовная пустота. Именно так комментируют наши Учителя ошибку разведчиков, которые увидели в Кенаане укрепленные города. Они, разведчики, не сумели понять, что возведение стен — признак не силы, но — слабости.

Следует отметить, что слово "руководители" в нашем отрывке точнее было бы перевести как "главы". Ибо здесь подразумевается и второе значение этого слова, глава — "голова". То есть руководители должны вести за собой народ, руководствуясь умом, мудростью (на иврите — хохма). Но чем отличается мудрость от сообразительности? Мы уже не раз говорили о том, что поистине мудрый человек способен предвидеть будущее, его "глаза" направляются разумом.

Что же такое хохма? Выделим несколько моментов. Прежде всего, произведем морфологический разбор. Слово хохма состоит из четырех букв: хет, каф, мем, гэй. Переставляя две первые буквы, комментаторы прочитывают новое образование как два слова: коах (сила) ма (что). На этом и строится комментарий: для того чтобы обрести мудрость, надо, прежде всего, иметь желание и способность задавать вопросы. Хороший вопрос, говорят мудрецы, — половина ответа. Классическая система еврейского обучения, изучение Талмуда развивают способность человека задавать глубокие значимые вопросы.

Еврейская традиция свидетельствует: мудрый еврейский царь окружает себя советниками, к которым обращается с самыми разными вопросами. И пример тому дает сам Всевышний, когда Он, например, намереваясь сотворить человека, обращается к духовным силам. Советы, разумеется, Ему не нужны, и все же Он делает это, чтобы научить нас, как нужно поступать, чтобы в мире воцарилось единство.

О Моше сказано, что он отличался необыкновенным качеством, за которое и удостоился стать главой народа. Это его исключительная скромность. Скромность научила его говорить с любым человеком на его языке. Но главное — мудрость приходит к человеку из высшего источника. С этого начинают учить детей: начало мудрости — страх перед Всевышним.

Развивается мудрость в процессе изучения Закона Творца — Письменного и Устного. Эта идея заключена в словах нашей главы, где сказано о старейшинах и исполнителях. Разум старейшин, их знание Закона Торы должны реализовываться в жизни. И эта реализация — задача "исполнителей". Но все это возможно, и единство — достижимо, когда весь народ стоит перед Всевышним…

В нашей недельной главе говорится также о благословениях и проклятиях. При этом перечисляются конкретные заповеди. А после этого сказана странная, казалось бы, вещь. Прочтем этот отрывок: "И сбудутся на тебе все проклятия эти, и будут преследовать тебя, и настигнут тебя... за то, что не служил ты Творцу твоему с радостью и с веселым сердцем, когда было у тебя изобилие во всем" (2845-47). По еврейской традиции при исполнении заповедей чрезвычайно важна кавана (правильно сформулированное намерение). В нашей главе мы читаем, что помнить — ты исполняешь мицвот (заповеди), чтобы реализовать волю Творца, еще недостаточно. Важно испытывать чувство радости, что Он, как мы говорим в благословениях, избрал нас из всех народов для служения Ему. Тогда исполнение каждого из законов Торы становится нитью, которая связывает нас с Творцом. Это приближает нас к Нему, дает жизненные силы.

В этом заключается смысл "благословения перед изучением Торы". Всевышний дал нам Тору, руководство, которого лишены даже мелахим (некая духовная субстанция, осуществляющая связь между Землей и Небесами). Как же нам не благословлять Его за это, как же не благодарить? Вправе ли мы использовать этот высочайший дар, источник нашей мудрости, лишь извлекая из него удовольствие или того хуже — повергать его в рутину? Наши Учителя говорят, что истинная радость приходит к человеку, только когда он исполняет заповеди. И это понятно. Творец — источник всех благ. Следовательно, и жизнь в соответствии с Его Законом дает ощущение, что твоя жизнь наполнена смыслом, что у тебя есть цель. А это, безусловно, приносит радость.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.