На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Он — разный…


Мария ГУДЫМА "Тиква"

Утомленный бизнесмен, которому надо в очередной раз появиться на работе, когда все нормальные люди давно разошлись по домам и залегли у телевизора с пивом, помыкая домочадцами… Растерянный интеллигент, недоумевающий, почему представители богемы ведут развеселый образ жизни не только в два часа ночи, но и в два часа дня… Истинный одессит, при всей внешней респектабельной флегматичности порой выдающий себя неким озорством в походке, уголке глаза, редкой шутке… Элегантный господин, с обезоруживающей самоиронией балансирующий между крайностями, которые его кумир (и соученик по "водному институту") Михаил Жванецкий обозначил выражением "и есть хочется, и худеть хочется"…

Взволнованный драматург, незаметно (так ему кажется!) прислушивающийся к реакции публики на каждую реплику (мизансцены не в счет)… Все это лишь некоторые ипостаси Александра Евгеньевича Марданя, чья первая книга вышла в издательстве "Зодиак". Название книги "Я — разный…" продиктовано эпиграфом, в качестве которого целиком взято одноименное стихотворение Евгения Евтушенко. Помните: "Я — разный, я натруженный и праздный, я целе- и нецелесообразный…"? Это эпиграфическое название автор предисловия к книге журналист Евгений Голубовский охарактеризовал как лаконичный автопортрет Александра Марданя, кратчайший манифест.

В стихотворении "Алгоритм" чуть менее лаконично сформулирована жизненная позиция автора:

Если хочешь умереть — родись,
Хочешь тост сказать — накрой стол,
Напечатать рассказ — издай журнал…

Именно так и поступает Александр Евгеньевич, помогая существовать, например, альманаху "Дерибасовская — Ришельевская", театральному фестивалю "Встречи в Одессе". Ему незачем искать покровителей, чтобы найти путь к своему читателю или зрителю, он пришел в литературу и театр состоявшимся и состоятельным человеком. Не самое плохое, согласитесь, явление в природе.

Меня всегда настораживают избыточно юные, напрочь лишенные жизненного опыта писатели. Тем более драматурги. Писать для театра, не прожив сколько-нибудь значительный отрезок жизни, на мой взгляд, невозможно. Иначе это будет нечто выморочное, картонное, не имеющее никаких точек соприкосновения с реальностью. А вот пьесы Александра Марданя, наоборот, явно реальностью продиктованы. В этом их сила. Нельзя же оставить театральные подмостки только для иллюстрирования проблем древних греков либо французских вельмож при дворе какого-нибудь Людовика. Все это может быть более или менее занимательно, однако в любом случае очень далеко от нас, сегодняшних. Даже бесконечно далеко. Ну, можно ли отказать публике в удовольствии увидеть на сцене театра злободневную пьесу, герои которой, например, риэлторы?

Истории самых громких театральных успехов всегда связаны с новейшей на момент премьер драматургией (взять хотя бы того же Чехова). Одесса знала в начале двадцатого века феномен Семена Юшкевича, чьи драмы шли по всей Российской империи, отвечая либо пытаясь ответить на болезненные вопросы того времени. Нечто подобное повторяется сегодня с Александром Марданем. Его пьесы идут во многих театрах Украины и России.

В книгу "Я — разный…" вошли не раз прочитанные театрами комедия "Лист ожиданий" и трагедия положений "Уравнение с одним неизвестным" ("Очередь").

А еще под одной обложкой встретились литературный киносценарный "Бартер" ("Зеркала"), рассказы "Разгрузочный день" и "Меню" (сюжеты вроде бы окологастрономические, но как философски, тонко, проникновенно, с ностальгией по нашему недавнему общему прошлому!). И вдобавок — лирические стихотворения, "сюжетинки", "странности", "обрывки строчек". К забавным мелочам автор питает особую слабость. Александра Евгеньевича нередко упрекают в том, что герои его пьес как-то уж очень навязчиво каламбурят. С другой стороны, можно заметить, что актеры далеко не всегда умеют оправдать каждую реплику, не в том ли причина кажущейся навязчивости? Одесские типажи, проглядывающие в героях Марданя, узнаваемы; это именно такие краснобаи обоего пола, у которых остроты от зубов отскакивают. Конечно, если произносить эти каламбуры формально…

"Трудно быть женой известного актера, а неизвестного — еще труднее"… "Сердце не единственный человеческий орган, которому не прикажешь…". Или так: "Бесценные вещи приобретаются, как правило, за бесценок". Все это и многое другое еще надо суметь подать со сцены. А глазами читается весело и жадно.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.