На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

КИ ТАВО


В первой фразе главы сказано: "И будет, когда придешь в страну, которую Всевышний дает тебе..." (когда придешь на иврите — ки таво). Как вы помните, предыдущая недельная глава называлась "Ки теце" — "когда выйдешь". И в ней говорилось о путях совершенствования души человека — для того чтобы осуществлять служение Творцу, ибо одно неотделимо от другого. Мы выяснили, что "путь", Закон Творца, сотворившего нас и вдохнувшего в нас душу, — единственная дорога к Нему.

Если "вышел" человек и "дошел"... Мы знаем, что сыны Израиля "дошли" до страны, "которую Всевышний тебе дает". А из предыдущих обзоров известно, что достичь пределов Страны удалось не всем. Напомним: не удостоились этого большинство мужчин, несмотря на то, что у горы Синай сыны Израиля поднялись до необычайных пророческих высот, увидели великие чудеса и получили Тору.

Почему так случилось? Почему человек, которому столько было дано, мог "упасть" по дороге? Можно назвать много причин. Но выделим лишь одну из них: потому что, вопреки обещанию у горы Синай: "сделаем и поймем", которое евреи дали Творцу, за что и удостоились Торы, они решили проверить, самостоятельно выяснить, так ли хороша земля, которую Всевышний обещал им. Они получили бесценный дар и не сумели его оценить. А вместо этого заподозрили, что сей дар вообще не имеет никакой цены. Ведь они его не заработали. "Из свободы шубы не сошьешь"... И они вспоминали с тоской о чем-то осязаемом — о луке и чесноке в Египте. Кстати, чеснок на иврите называется шум, а в выражении шум давар его значение — ничто, пустота. В этом и проблема: человеку подчас свойственно шелуху принимать за суть. За шелухой человек способен вообразить содержимое, которого и в помине нет.

Но дело тут не столько в самообмане, сколько — в неблагодарности. Акарат атов — признание, что тебе сделали добро, — основополагающее качество еврейской традиции. Это — фундамент, без которого не устоит ни одно здание. Все мы знаем, что ребенка, прежде всего, следует учить говорить спасибо родителям и Творцу, произнося благословения. Без этого воспитание не принесет видимой пользы. Недаром, согласно еврейской традиции, с благодарности Творцу мы начинаем день. Открывая глаза, говорим модэ ани... — "благодарю Тебя... за то, что Ты вернул мне жизнь". В Пасхальной агаде мы говорим: Дайену — "хватило бы нам и этого"... Того, что мы получили величайший дар — жизнь...

Итак, в нашей главе говорится о благодарности Творцу в виде особой заповеди. Придя в Эрец-Исраэль и вырастив бикурим (первые плоды урожая), сыны Израиля должны были через коэна с благодарностью принести их Творцу, вспомнив то добро, которое Он сделал евреям, даровав им эту землю. И эта земля — особенная. В Торе написано: "И пробудился Яаков ото сна, и сказал: истинно — это место, где открывается Творец, а я и не знал!" (Берешит, 10:16). Тора рассказывает, что Яаков находился в таком месте, где были "врата Небес" и ощущалась максимальная близость к Творцу. Здесь, на этом месте, располагалась потом Святая Святых Иерусалимского Храма.

Но что означают слова Яакова — "а я и не знал"? Устная Тора уточняет. Малах (некая духовная субстанция в духовных мирах, осуществляющая определенные функции) обратился к Творцу, и сказал Ему: "Доколе будет страдать Твой народ в изгнании? Не пора ли ему вернуться?" Творец согласился. Но тут вмешался другой малах — обвинитель (так, кстати сказать, "в спорах", осуществляется принцип справедливости Небесного суда). И стал возражать: народ, мол, все еще не раскаялся, не вернулся на пути Творца, и то ли еще будет, когда он окажется на своей земле.

Стороны в результате пришли к соглашению: народу позволят вернуться в Эрец-Исраэль, но при условии, что он "не узнает этого места" — не оценит всего величия дара Творца (людям вновь давалась свобода выбора, чтобы они поступали по Его воле, не вполне сознавая Его благодеяний). Это и проявилось во всей полноте в последние сто лет. Большинство евреев восприняли дарованную им землю как территорию для создания национального государства — чтобы все было "как у людей", как у других. Интересно, что и теперь у большинства прибывающих в страну иммигрантов множество претензий к этой земле: чего-то слишком много, чего-то слишком мало.

Обратим внимание на очевидный факт: никто из жителей других стран не жалуется с таким постоянством, скажем, на условия жизни в Америке или Австралии. Неужели в этих странах нет недостатков? Дело, оказывается, вовсе не в этом.

А в том, что евреи, получив возможность жить в Эрец-Исраэль, обретают "синдром выхода из Египта в Святую Землю". А ведь две тысячи лет подряд после последнего изгнания до провозглашения независимости Государства Израиль те немногие, кто, преодолев все трудности и опасности, достиг этой земли, припадали к ней и целовали дорожную пыль. И с чувством благодарности они продолжали жить на ней, благословляя каждый день Творца за то, что Он дал дожить, довел и поддерживал их.

Бикурим — первые и самые желанные плоды. Это понятно. Человек посадил деревья и годы (не менее трех лет) ждал, когда фрукты будут разрешены для еды. Особенность этой заповеди и в том, что в благодарность Всевышнему люди приносят самое лучшее, самое желанное для них. И это дает человеку власть над своими чувствами, наделяет его силой. Обретенная таким образом сила способна помочь человеку стать лучше, если он не забудет о необходимости благодарить. Если будет благодарить изо дня в день, это изменит его, сделает мягким и любящим. Даст постоянное ощущение счастья и радости, удовлетворения тем, что человеку дано. Дайену...

Ки таво (если придешь), — сказано в нашей главе. И мы знаем, что жизнь дана нашему народу на определенных условиях. Когда душа приходит в этот мир, к ней тоже предъявлены некие условия. Но потребности тела мешают душе помнить об этом, и она забывает о своем договоре с Творцом. Она получает свободу выбора. Однако нашему народу за заслуги наших праотцев дана привилегия: нам напоминают об условиях нашего существования. Правда, и здесь дана свобода. Напоминание обращено ко всему потомству Авраама, Ицхака и Яакова в целом, а не к каждому человеку в отдельности. И любой еврей может сказать: "Я не помню, не слышал, не понял... Я — сам по себе, и никому ничем не обязан".

Это — идеология египетского фараона. Тело обманывает человека, оно имеет видимые границы и создает ощущение, что человек существует отдельно от всего, сам по себе. И вот Адам забывает о духовной связи с Творцом, благодаря которой продолжается его жизнь… Да, нам дана привилегия. Но это подразумевает и большую ответственность. Тут-то и возникает проблема. Перед нами выбор: быть как все или иметь больше обязанностей; получать больше наказаний (но и заслуг) или меньше.

Словосочетание ки таво содержит цель, которую Творец поставил перед нашим народом. Гематрия союза ки — 30. А это — числовое значение буквы ламед, название которой — корень слов лилмод умеламед (учиться и учить). И наша задача — учиться у Всевышнего и учить других людей, как приблизиться к Нему. Именно для этого пройден весь трудный путь в Землю Израиля. Для этого она нам дана. Поэтому евреи три раза в день читают "Шма, Исраэль". Чтобы не забывать, что заповедал Творец всему нашему народу и каждому еврею в отдельности.

Намек на это дается в самом начале нашей главы: "И возьми первинки всех плодов земли, какие получишь в стране твоей, которую Творец дает тебе, положи их в корзину и пойди на место, избранное Всевышним, чтобы воцарилось там имя Его" (26:2). Какое же место Он избирает? Земля Израиля — вершина, сердцевина земли. Иерусалим — квинтэссенция ее. На еще более высоком духовном уровне — Храмовая гора. И наконец, — Святая Святых в Храме, где был ковчег Завета со Скрижалями. Наши Учителя говорят, что вся земля, и в особенности — Земля Израиля, — и есть "место, которое изберет Всевышний". А кроме того, Израиль (страна) и населяющий эту страну народ (и каждый еврей, в частности), по замыслу Небес, — носители Его имени, Его представители на земле.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.