На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПИСЬМА ИЛЬФА... ПИСЬМА К ИЛЬФУ...


"Многоуважаемая Маруся, помните ли Вы еще меня? Я теперь живу на Сенной улице. Чтоб я пропал, если я не люблю Вас!"...
"Я могу только сильно сжимать руки и говорить - Г-споди, как можно быть таким хорошим!"...

Недавно во Всемирном клубе одесситов состоялась творческая встреча с автором документального фильма, имеющего самое непосредственное отношение к истории нашего города. Лента "Иля + Маруся, или Письма о любви" ("Фишка-фильм", режиссер Владимир Непевный) представляет известного писателя с неожиданной, но от этого не менее привлекательной стороны. Илья Ильф, написавший совместно с Евгением Петровым романы "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", - насмешлив и остроумен. Илья Ильф в переписке с Марией Тарасенко, своей будущей женой, - нежен и застенчив. Полторы сотни писем о любви были обнаружены и опубликованы спустя много лет дочерью писателя Александрой Ильф. Среди них не только те, что были написаны в период разлуки, когда Ильф уже жил в Москве, а юная Маруся - еще в Одессе. Оказалось, что переписка продолжалась и после смерти писателя, вдова продолжала свой диалог с ним в письмах...

Александра Ильинична присутствует на экране, комментирует историю знакомства и недолгого счастья своих родителей очень тепло и проникновенно. Звучат и письма, напоминая о любви, непохожей на то, что сегодня называют этим прекрасным словом. "Как можно быть таким хорошим?" - удивлялась Маруся Тарасенко, думая о своем возлюбленном Иле Файнзильберге. И правда, как можно? Но если тогда еще было хоть как-то можно, то в наши дни уж и совсем нельзя... О том и фильм, где многое сказано между строк и кадров.

Конечно же, автору этих строк очень хотелось не только познакомиться с фильмом, но и пообщаться с Владимиром Непевным, - все театроведы знают друг друга, профессия эта штучная, а наш земляк, хоть и отошел в последнее время от театрального мира в кинодокументалистику, интересоваться сценическим искусством не перестал. Хотя и раньше, помнится, была наряду с театром у него любовь к кинематографу, он усердно посещал все киноклубные показы, например, нашумевшую ретроспективу Жан-Люка Годара... Володя с удовольствием вспоминал проведенные в Одессе юношеские годы. Питер, ставший местом проживания с 1989 года, изменил его в чем-то, сделал суше и строже, но теперь наш герой сам стал творцом, критиковать чужие творения уже неинтересно...

- Чтобы воссоздать в фильме облик Одессы двадцатых годов, я использовал кадры кинохроники, которой было не так уж много, - рассказывает Владимир. - Но удалось найти Одессу тех лет в художественном фильме Дзиги Вертова "Человек с фотоаппаратом", думаю, ход получился удачный...

Действительно, одесский зритель получает во время просмотра двойное удовольствие - и от знакомства с сюжетом, и от эффекта узнавания красивейших мест родного города. Но все-таки фильм одесской тематикой себя не исчерпал, он дает срез эпохи, в нем мелькают кадры кинохроники, запечатлевшие Москву и Среднюю Азию. А камерную атмосферу воссоздают семейные фотографии, сделанные Ильфом. "Как можно быть таким хорошим?.." - оказывается, можно. И эпоха тут ни при чем, она лишь служит обстоятельствами для главных героев, созданных друг для друга.

Показательно обращенное к автору высказывание директора московского Музея кино Наума Клеймана: "Фильм дает новый подход к якобы уже познанной эпохе: он приподнимает, по-моему, завесу над личной жизнью людей, которые за кратчайший исторический период прожили и каким-то чудом выдержали совсем не идиллические (даже у "классово привилегированных" семей) предреволюционные годы, гражданскую войну, нэп и сталинизацию. Одно дело - "Окаянные дни" Бунина или дневники Чуковского: тут более или менее понятно (и тоже, кстати говоря, взывает к кинофикации). Но не менее, а по мне - и более интересно понять таких людей, как Ильф и Петров, Багрицкий и Луговской, Ольга Берггольц и Павел Васильев, Евгений Шварц и Игорь Терентьев, - и все это поколение "романтиков-сатириков-трагиков". Оно меня давно интересует в связи с их сверстником Эйзенштейном, у которого, правда, было много индивидуально неповторимых обстоятельств и черт характера - но ведь у каждого из них были свои обстоятельства. Особый интерес начинается там, где все они образуют единое поколение, обреченное на единую трагическую судьбу (которая, конечно, у каждого проявилась по-своему). Ваш фильм - кусочек драгоценной смальты в будущей "конкретно исторической" (а не абстрактно политической, ныне опять торжествующей и в кино, и в литературе) мозаике, через которую воскрешается жизнь этого поколения".

Фильм был показан на фестивалях FIFA-2007 (Монреаль), Docu-Art (Берлин), "Послание к человеку" (Санкт-Петербург), Punto de vista (Памплона). Сделан он, как и другие ленты режиссера, с кажущейся простотой, отличается полным отказом от броских ходов, нарочитой эффектности, эпатажа, вот и обойден значительными призами. Зато искренности и трогательности у фильма не отнимешь.

Авторству Владимира Непевного принадлежат также резонансные документальные ленты "Сны об Альфеони" (2002), "Все Вертовы" (2002), "Кира" (2003), "Братья Васильевы" (2003), "Курехин" (2004), "Веселый сантехник" (2004), "Александр Володин. Печальный марафон" (2006). Проявляя интерес к ярким творческим личностям (Илья Ильф, Кира Муратова, братья Вертовы, братья Васильевы, Сергей Курехин), Владимир не смог отказать себе в удовольствии выбрать своим героем человека, вроде бы далекого от широкой известности и публичной деятельности, то есть слесаря петербургской городской службы "Водоканала" Зиновия Тенненбойма. Однако этот человек в начале семидесятых рискнул бороться с ЦК Компартии Украины, протестуя против цензурных запретов, налагавшихся на фильмы Киры Муратовой...

Внимание к творчеству Киры Георгиевны было одним из факторов, довершивших "перемену участи" молодого математика. Да, Володя Непевный в свое время окончил механико-математический факультет Одесского университета, театроведческий факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства, затем приобрел опыт режиссерской работы на телевидении. Мы еще не раз о нем услышим.

И будет замечательно, если он не утратит интереса к одесским персоналиям, продолжая создавать свое документальное кино.

Раиса КРЕЙМЕРМАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.