На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

КИ ТЕЦЕ


Глава называется по первому слову первой фразы: "Когда выйдешь на войну на врагов своих...". Когда выйдешь на иврите - ки теце. Как мы можем убедиться, слово ки в Торе часто предваряет различного рода указания. И переводится оно не только словом "когда", но и союзом сослагательного наклонения - "если". Возьмем, например, первую фразу нашей главы: "Если (ки) пойдешь на войну на врагов своих...". Что это значит? В этой части предложения содержатся указания, выдвигаются условия. И все остальное имеет смысл, только если человек (на этом уровне толкования) пойдет на войну против недостатков, которые есть в нем, если он сделает выбор: будет улучшать себя и мир или же станет плыть по течению, "загребая", пока жив, все, что окажется доступным.

Но у дурного начала (йецер а-ра) - свои отговорки. Оно старается убедить человека, чтобы он отказался от военных действий, в которых ему грозит поражение, оно "нашептывает", что победить его можно и без борьбы. Тора безнадежно устарела, - твердит йецер а-ра. И сказанное в ней имело значение в далекие времена, а теперь, в наши дни, все это неактуально и в силу появившихся новых обстоятельств - невыполнимо...

Однако мы знаем: Тора дана на все времена. И комментарии, которые мы приведем, написаны в разных странах и относятся к разным периодам тысячелетней истории. Их создали наши Учителя. На их примере легко убедиться: меняются обстоятельства, но не меняется суть, и то, что было сказано в глубокой древности, не менее актуально сейчас и непосредственно касается нас. Нравственный императив высшей этики не должен меняться. Он просто осуществляется, в зависимости от ситуации, от социальных и прочих условий, по-разному. Изучая Законы Торы, как и исполняя их, мы приобщаемся к Высшей Мудрости, и это, изменяя человека к лучшему, приближает нас к Творцу, к нашему народу и к самим себе.

Итак, наша глава рассматривает галаху (от слова лалехет - идти) - еврейский закон (путь). Важно подчеркнуть, что галаха комплексно определяет поведение человека, связывая его поступки с его духовной сутью. Ведь это вещи - неразделимые. Попытки отдельно анализировать потребности тела и побуждения души отрывают человека не только от традиции своего народа, но и от Творца.

Наши Учителя, выводя галахические правила, основывали их на постижении тайн мироздания, и эти тайны обретали конкретную форму, чтобы войти не только в сознание, но в плоть и кровь человека, а "в крови - душа".

В нашей главе читаем: "Если увидишь осла или быка брата твоего, которые упали на дороге (под ношей), не отворачивайся от них: подними их (вместе) с ним" (22:4). Хошен Мишпат (раздел Шулхан Аруха, написанного великим законоучителем и вдохновенным знатоком тайного учения Йосефом Каро в Цфате, - впервые вышел в свет в Венеции в первой трети XVI-го века) учит нас: если вы увидите человека, которому нужно помочь навьючить или разгрузить животное, вы обязаны ему помочь. Не сделать это - нарушение Закона Торы.

Какое, казалось бы, это имеет отношение к нам, например, к горожанам? В своей обыденной жизни с подобными ситуациями мы не сталкиваемся. Но посмотрим, что говорит нам Сефер ахинух ("Книга воспитания" - работа автора, жившего в Испании до изгнания в конце XV-го века, объясняющая, каким заповедям учит каждая недельная глава Торы). Из этой книги мы узнаем, что помочь встать упавшему на дороге животному - это мицва (заповедь), которая распространяется и на людей. Если вы видите, что человек несет тяжесть или выполняет нелегкую работу, вы обязаны ему помочь.

Но что делать, если вы одновременно видите двух людей, занятых тяжелой работой: один навьючивает на животное груз, другой - разгружает упавшее животное. Кому в первую очередь необходимо оказать помощь? Наши Учителя объясняют: тому, кто разгружает. Чтобы животное меньше страдало. Понятно, о чем идет речь, в приложении этого правила к современному человеку...

Может возникнуть вопрос: сколько раз мы должны помогать одному человеку? И ответ краток и прост: сколько потребуется. Есть здесь, однако, некий нюанс. Не станет ли в таком случае этот человек нас просто эксплуатировать, пользуясь заповедью и нашей безотказностью? Снова обратимся к Торе. В нашей главе сказано: "Если увидишь осла или быка брата твоего, которые упали на дороге (под ношей), не отворачивайся от них: подними их (вместе) с ним".

Почему тут подчеркивается - "на дороге"? С одной стороны, это исключает вариант, что человек рассчитывает в сложной ситуации именно на тебя: неизвестно, кто пройдет по этой самой дороге и пройдет ли кто-то. В том-то и дело. Если подобное случилось не на дороге, а у дома хозяина животных, по Законам Торы, мы не обязаны ему помогать. Он должен позвать рабочих или обратиться за помощью к родственникам. В заповеди речь идет о "случайности". И следует рассматривать эту случайность как испытание, которое посылает тебе Всевышний, предоставляя возможность пройти его с честью и получить награду.

Сказано: "не отворачивайся". В современной жизни нередко случаются подобные ситуации: стоит, например, старик в автобусе, а перед ним сидит молодой парень и "не замечает" старика... Видно, не знает или забыл, что тем самым совершает дурной поступок, противоречащий Законам Торы.

В Торе, как известно, глубокий смысл имеет каждое слово. Обратим внимание и на окончание фразы. Зачем в ней акцентируется - "подними их (вместе) с ним"? Учителя в комментариях дают такое объяснение: чтобы помощь не напоминала "эксплуатацию", пострадавший и вызвавшийся помочь должны работать вместе. Если хозяин животного не хочет прилагать усилия, так и ты не обязан делать что-либо за него. Это правило имеет и другой смысл, предусмотренный Торой: когда люди работают вместе, невольно приходит взаимопонимание: здесь один подставил плечо, там другой протянул руку... Люди даже без слов начинают чувствовать побуждения другого.

А из этого рождается дружба и взаимное уважение.
Тора учит, что о ближнем следует вспоминать не только в момент, когда он со своей бедой встречается нам "на дороге". В нашей главе сказано: "Когда построишь новый дом, сделай ограду вокруг крыши, чтобы никто с нее не упал, и ты не навлечешь кровь на свой дом" (22:8). И снова на этом примере Тора учит нас принципу, который приложим к очень многим жизненным ситуациям. Эта заповедь обязывает нас убрать из наших владений все, что представляет опасность и может причинить людям физические страдания.

Если у вашего дома плоская крыша (такие дома и по сей день принято строить на Востоке и в Израиле), ее следует обнести оградой, высотой не менее метра. При этом ограда должна быть достаточно прочной, чтобы на нее мог облокотиться взрослый человек и не упасть. Перед началом строительства такого ограждения полагается произнести особое благословение: ...ашер кидшану бемицвотав вецивану лаасот маакэ (...Который освятил нас своими заповедями и повелел нам делать ограду). Кто не делает такой ограды на крыше, не выполняет заповедь и нарушает запрет.

Если вы роете в своем владении колодец или яму, вы обязаны их окружать оградой или закрывать, чтобы никто туда не упал. Но особого благословения при этом не произносят - это не сама заповедь, а как бы ее следствие. Из владений нужно убрать все, что представляет смертельную опасность. Например, оголенный электрический провод под током. По той же причине, чтобы не доставить людям неприятности, во дворе дома запрещено держать злого пса, оставлять надолго без ремонта сломанную лестницу. И пусть не покажутся нам излишними все эти предосторожности. Ки теце - если ты вышел на войну, чтобы стать лучше и шаг за шагом приближаться к Творцу, не стоит жалеть усилий. И тогда внутренний враг будет побежден.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.