На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Эффективное еврейское воспитание


Мирьям ЛЕВИ
(Продолжение. Начало в № 536.)

Что делать с жалобами на учителя?

Если к вам приходит ребенок с жалобой на учителя, не входите с ним в обсуждение, кто прав и кто виноват. Вначале выслушайте ребенка, помня, что мы не имеем права принимать все, что он говорит, за чистую монету. А выслушав ребенка, спросите его: "Ты мне рассказал это, потому что думаешь, что я тебе могу помочь? Тогда я хочу об этом знать. Но если ты мне про это говоришь только потому, что злишься на учителя и хочешь, чтобы я знала, какой он плохой, тогда это лашон а-ра, и тебе запрещено мне это рассказывать".

Мы должны помочь ребенку понять, что гнев всегда возникает от негативного суждения о другом человеке, и научить его судить поступки учителя благожелательно. В то же время мы можем помочь ребенку в большей мере принимать ситуацию, демонстрируя свое сочувствие. К примеру, можно сказать: "Мне очень жаль, тебе сейчас тяжело, но тебе нельзя рассказывать мне лашон а-ра о своем учителе". Даже если мы уверены, что учитель неправ, мы все-таки можем сказать: "Может быть, учитель ошибается, но...".

Родители должны поощрять детей обсуждать возникающие проблемы с самим учителем. Они могут попросить об этом учителя. Если ребенок не решается, потому что боится, что учитель это воспримет как хуцпу (наглость), обсудите с ним, что именно следует сказать, и убедитесь, что это будет сказано в уважительной форме.

Трудности в учебе

Многие педагоги сегодня все еще верят, что если предоставить ребенку свободу выбора, то он непременно предпочтет игру, а не учебу, и поэтому считают необходимым всячески поощрять ребенка оценками и другими способами. Чтобы убедиться в том, насколько это неверно, можно посетить детский сад Монтессори и посмотреть на детей трех-четырех лет за работой, которую они выполняют без всяких внешних стимулов. (Одна мать забрала своих детей из этого сада, потому что, как она говорила, "Все, что они хотят делать, когда приходят домой, это мыть стены и окна!".) Итальянка Мария Монтессори, основательница этой системы образования, утверждает, что дети чувствуют огромную потребность в полезной работе: "Очевидно, что желание ребенка работать выявляет жизненный инстинкт" (Мария Монтессори, Тайна детства, Нью-Йорк, 1939). Когда Б-г создал первую пару людей и заповедал им: "Наполняйте землю и управляйте ею", — Он наделил их потребностью и стремлением контролировать и формировать свое окружение, и этот инстинкт проявляется в маленьких детях.

Выражение "Ревность софрим (мудрецов) увеличивает познание" часто используют, чтобы оправдать конкуренцию. Но слово софрим здесь относится к учителям, а не к ученикам. Правильное понимание этого высказывания, которое представляет собой просто наблюдение за природой человека, а вовсе не рекомендацию, заключается в том, что ревность между учителями побуждает их становиться лучшими наставниками (Бава батра, 21а).

Система оценок, которая, по мнению многих, стимулирует старание учеников и их стремление к достижениям, на самом деле причиняет много боли и вреда. Она порождает в сознании ребенка ложное представление о зависимости между оценками (признанием) и его достоинствами. Объективно оценка удостоверяет только уровень знания ребенка в определенном аспекте. Но учителя обычно придают ей совершенно иной смысл. Высокая оценка становится предметом гордости; она показывает, что ученик слушал внимательно и учился хорошо, — следовательно, он "хороший" ученик и достоин похвалы. А низкой оценки, с другой стороны, нужно стыдиться, она свидетельствует о недостаточных усилиях ученика, — следовательно, он "плохой" ученик, и такова его собственная оценка. Но успехи ученика зависят и от его интеллектуальных способностей, и от его прилежания, а на последнее часто не обращают внимания.

К несчастью, нередко тот же подход к ребенку разделяют и дома. Родители довольны и гордятся хорошо успевающим учеником, но демонстрируют разочарование и недовольство ребенку, который плохо учится в школе. И это противоречит еврейскому подходу, который оценивает человека не в соответствии с его достижениями, а в соответствии с его праведностью. Только так и должно быть, потому что Всевышний наделил всех нас разными способностями. Лишь в аспекте праведности у всех нас равные возможности, потому что праведность определяется в отношении к нашему личностному потенциалу. "Каждый человек способен стать таким же праведным, как наш учитель Моше" (Рамбам, Мишнэ Тора, Гилхот тшува, 5:2), разумеется, не обладая его мудростью.

Есть, конечно, дети, которые плохо учатся в школе не потому, что у них нет способностей, но потому, что им не хватает самодисциплины; мы должны не забывать также и о том, что у некоторых детей действительно есть неспособность к учению. Но чаще всего у плохого ученика средние интеллектуальные способности, и как он ни старается, не может достичь большего. К несчастью, в большинстве случаев это совершенно не принимают во внимание. Родители и учителя побуждают ребенка больше стараться. Но ребенок, который старается, но не может достичь большего, в итоге приходит к заключению, что это его вина, и это унижает его в собственных глазах. В результате ребенок теряет значительную часть мотивации к учению и больше не хочет бесполезно напрягаться. А тогда уже можно, торжествуя, указать ребенку, что он не старается, и в этом причина его неуспеваемости.

Но даже хорошему ученику можно нанести вред системой оценок. Некоторые успевающие студенты так стремятся добиться высокой оценки, что прилагают для этого совершенно непомерные старания и не удовлетворены до тех пор, пока не доберутся до самого верха. Но такой перфекционизм (неутолимая потребность сделать все наилучшим образом) часто делает детей слишком напряженными и недовольными своими занятиями.

Идеальным решением этих проблем была бы такая система оценки детских успехов, которая бы давала возможность каждому ученику продвигаться по мере его сил, и если уж выставляла бы ему отметки, то только относительно его способностей. (Разумеется, оценки, по которым ученика принимают в высшие учебные заведения, должны быть основаны на абсолютных стандартах.)

Учитель может помочь каждому ребенку установить собственные стандарты продвижения в соответствии с тем, что тот будет учить, и воздавать каждому ребенку в зависимости от приближения к поставленной ему цели. Тест — не только способ выяснить, что ребенок знает, и наградить его за это, но и способ понять его трудности, чтобы узнать, что еще нужно учить.

Интересно, что в старое время в хедере (еврейской школе) ребе (учитель) экзаменовал каждого ребенка отдельно. Письменные контрольные, журналы и аттестаты с оценками тогда не существовали.

В еврейском образовании всегда подчеркивали важность индивидуального подхода: "Учи юного в соответствии с его природой" (Мишлей, 22:6). В Талмуде есть рассказ о раве Прейда, у которого был ученик, которому приходилось повторять урок 400 раз (Эйрувин, 54б). Магарша рассматривает это не только как пример необычного терпения и преданности, но и как исполнение обязанности всех учителей повторять и повторять урок до тех пор, пока ученики не будут знать его в совершенстве (Хидушей агада, Сангедрин 9160, слова коль гамонеа). Более того, сказано в Шулхан арухе (Своде еврейского закона): "Учитель не должен сердиться на учеников, если они его не понимают, он должен повторять свои объяснения столько раз, сколько потребуется, пока они не поймут" (Шулхан арух, Йорэ деа, 246:10).

Сегодня родителям тяжело найти школу, в которой бы придерживались этих идеалов. Но они могут воспитать в детях серьезное отношение к учебе, при этом не создавая у тех зависимости от высоких оценок. К примеру, не следует говорить ребенку, который получил на экзамене четверку: "Ты мог бы и лучше". В общем, правильнее поощрять ребенка за старание, а не за высокие оценки. Детей следует побуждать учиться, чтобы обрести знания, а не чтобы получить признание или похвалу.

Если ребенок со средними способностями к учению расстраивается из-за низкой оценки, мы можем сказать ему: "Для нас неважно, какие ты получил оценки. Главное, ты сделал все, что мог". Мы должны подчеркивать, что заслуга в изучении Торы определяется не уровнем успеха, а затраченным трудом и искренностью усилий. "Достигающий больше равен достигающему меньше, если у обоих намерения выполнить волю Неба" (Брахот, 5б). Чем больше усилий мы прилагаем, тем больше воздаяние (Авот, 5:22).

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.