На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

КАК ПОЛИТИКА ПОБЕДИЛА ИСКУССТВО ГОСЕТа


Раиса КРЕЙМЕРМАН "Тиква"

Большой резонанс в театральной России имела вышедшая в прошлом году книга известного историка театра Владислава Иванова "ГОСЕТ: политика и искусство. 1919-1928" (Москва, ГИТИС). Значительная часть истории ГОСЕТа связана с его создателем, режиссером Алексеем Грановским, о котором мы знаем куда меньше, чем о возглавившем театр после эмиграции Грановского Соломоне Михоэлсе.

Рецензент Илья Смирнов обращает внимание читателя на следующие моменты: "Сначала семью Алексея Михайловича Грановского, вполне буржуазную и лояльную, выселили из Москвы за неправильную национальность. Но нет худа без добра, в германизированной Риге будущий режиссер вырос с прекрасным знанием немецкого и потом, получив театральное образование в Петербурге, стал помощником и учеником немецкого классика Макса Рейнхардта. Так что ГОСЕТ, первоначально — Государственный еврейский камерный театр — создавал в 1919 году человек трех культур. Третья, собственно еврейская — местечек в черте оседлости, где говорили на своем языке (точнее, на двух), отмечали отдельные праздники, ходили не в церковь и не в кирху, а в синагогу. Кто не верующий, все равно был с ней связан обычаем, семейным воспитанием. Важное уточнение: говоря об эпохе Николая Второго, когда родилась ваша бабушка, и, например, об эпохе Брежнева, мы можем употреблять одно и то же слово "евреи", но оно имеет разный смысл. Во втором случае это не совсем этноним с точки зрения строгой науки, которая определяет этнос по языку и связанной с языком культуре. Возвращаясь к Грановскому: главное невезение его, с точки зрения Клио, состояло в том, что в 1929 году он не вернулся в СССР с европейских гастролей ГОСЕТа.

И таким образом выпал из официальной летописи советского искусства".
Действительно, в Театральной энциклопедии Грановский не упоминается, в Кинословаре хотя и упомянут снятый им фильм "Еврейское счастье", но без указания имени создателя. И это уже в годы, когда Мейерхольд, Михоэлс и Зускин были посмертно реабилитированы. А по силе таланта Грановского следовало бы поставить в один ряд с Вахтанговым, Таировым, тем же Мейерхольдом. Владислав Иванов видит глубокую внутреннюю связь между ГОСЕТом и "Габимой", хотя в первом театре играли на идиш, а во втором — на иврите. Каждый коллектив избирал не просто язык, но "разное понимание культурной традиции". "Молиться на иврите, торговать на идише", — гласит народная мудрость. По мнению Иванова, в творческом соперничестве ГОСЕТа и "Габимы" никто не выиграл, но проиграли оба театра. Первый — теряя величие, второй — уходя от реалий жизни простых людей. Интересные факты приводит автор, рассказывая о том, как Вахтангов помогал "Габиме", а мхатовцы — ГОСЕТу. Вместе с тем трагедию еврейской сцены он видит в ассимиляции, смене имен и фамилий, поиске общероссийских триумфов или новых возможностей в эмиграции. С одной стороны, еврейский театр, выйдя за пределы местечек, получил широкое признание и толчок к творческому росту, с другой — медленно, но верно пошел навстречу своей гибели…

Для театроведа знакомство с книгой Иванова просто необходимо, для широкого читателя — весьма желательно. Очень эффектно смотрится ГОСЕТ на фоне сезона 1922 года, когда возникли "Ревизор" Станиславского и Михаила Чехова, "Гадибук" в "Габиме", "Принцесса Турандот" Вахтангова, "Федра" Таирова, "Великодушный рогоносец" Мейерхольда. "Показанные в этом сезоне премьеры во многом определили лицо театра ХХ века", — пишет Владислав Иванов.

Но не только ХХ века, ведь Грановский ставил спектакли, во многом предвосхитившие опыты уже ХХI столетия, не останавливающегося перед необходимостью ярко показывать теневые стороны жизни ("Б-г мести", "Ночь на старом рынке"). По меткому замечанию Ильи Смирнова, эти постановки можно слегка осовременить наподобие того, как Иехескель Добрушин перерабатывал старые пьесы для Грановского.

Автор книги отнюдь не пытается представить режиссера каким-то ярым антисоветчиком, даже когда цитирует документы, свидетельствующие о финансовой петле, в которой оказался ГОСЕТ практически сразу после открытия, — но ведь во времена голода и разрухи совсем не удивительно, что случаются перебои с государственным финансированием театров… Однако крайне запутанное юридическое и финансовое положение театра на европейских гастролях, сомнительный контракт, вынужденно подписанный Грановским в Париже, привели к опале и эмиграции выдающегося режиссера.

Инна Вишневская, одна их немногих сегодня живущих, кто видел в ролях Михоэлса и Зускина, восторженно пишет о книге: "Работа Иванова многофигурна. Это коллективный портрет актеров, режиссеров, политиков, художников, чиновников, гонителей, почитателей, зрителей, финансистов, дилетантов, профессионалов, историков, самых разных слоев общества, и каждый выписан зримо, со своим характером, лицом, должностью, которую занимал. Между интеллигентностью и большевизмом мечется Луначарский. Сгорает от забот и восторгов вдохновитель ГОСЕТа, его создатель Грановский. Пишет зеленоликого скрипача Шагал. Кроит волшебные декорации Альтман… Слышны голоса Ленина, Сталина, Молотова… всех не перечислишь. Словно монография в монографии возникает рассказ о сценографах ГОСЕТа; много здесь новых сведений, наблюдений, дерзких соотношений, живописного искусства и актерского творчества, серьезных мыслей о том, что ГОСЕТ был колыбелью для блестящей плеяды советского живописного авангарда".

В качестве очевидца Инна Вишневская дает самую высокую оценку главе "Случай Вениамина", в которой подробно реконструируется спектакль-легенда "Путешествие Вениамина III" с Соломоном Михоэлсом и Вениамином Зускиным в главных ролях. А в целом перед читателем книги последовательно разворачивается история, судьба, расцвет и гибель одного из самых загадочных театров России, Государственного Еврейского театра. Именно в ГОСЕТе были созданы величайшие образцы театрального искусства, спектакли "Колдунья", "Король Лир", "Блуждающие звезды". Именно звезды ГОСЕТа, Михоэлс и Зускин, погибли от рук советской власти страшной смертью. Многие пробелы в нашей сегодняшней памяти восстанавливает талантливо написанная и хорошо оснащенная документальным материалом новая книга о ГОСЕТе.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.