На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ

БЫТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ТРЕБУЕТСЯ


Давайте посмотрим, как "устроена" Тора. Говорить будем не теоретически, а на конкретном примере, подвергнув разбору недельный раздел, читаемый ныне по всем синагогам мира. Итак, "Экев", третий раздел книги Дварим.

Сначала статистика (куда теперь без статистики?): при объеме в 111 стихов в него включены 8 заповедей. Среди них одна из самых известных и исполняемых: необходимо читать специальное благословение после трапезы с хлебом. Если кто-то полагает, будто это благословение установлено не Торой, а мудрецами-раввинами поздних эпох, то ему надо открыть 8-ю главу на 10-м стихе: "Поешь и насытишься, и благословишь Всевышнего — за хорошую Страну, которую Он тебе дал"... А вот это уже и есть наша сегодняшняя тема: Кто нам дал Страну Израиля и на каких условиях? Вроде бы актуально, не находите?

Впрочем, сначала перечислим основные темы раздела:
1) Благословение и удача, которые будут сопутствовать еврейскому народу в случае соблюдения им Законов Торы. Замечание от составителя: ни один физик нам не объяснит, какова причинно-следственная связь между соблюдением и удачей. А если бы объяснил, мы бы изучали физику, а не Тору. Поверьте мне, дипломированному выпускнику Московского физико-технического института.
2) Обязанность покорить кенаанские народы при входе в Эрец Исраэль и разрушить их идолы.
3) Благодеяния Всевышнего, оказанные евреям при их блуждании по пустыне Синай и обещание ввести их в Эрец Исраэль.
4) Напоминание о грехе золотого тельца, первых разбитых Скрижалях Завета и о молитве Моше, по которой был прощен народ.
5) Вторые Скрижали Завета; посвящение левитов для службы в Храме. Замечание: вы не левит? Если да, то смотрите, посвящение в служители Храма ваше колено уже прошло. Вместе с вами. Так что, независимо от вашего личного отношения ко всей системе иудаизма, для вас уже готова роль храмослужителя. Придет Машиах — и стоять вам на ступенях в Святой чертог, распевая Теилим (псалмы) царя Давида. Поэтому пока не поздно: загляните в книгу, узнайте, о чем будете петь.
6) Напоминание о чудесах, произведенных Всевышним; достоинства Страны, в которую евреям предстоит войти.
7) Вторая часть молитвы Шма; повторное предупреждение о соблюдении Торы и ее Заповедей. Замечание: некоторым не нравятся повторные предупреждения и наставления Торы. Дескать, с первого раза все понятно. Ну так сознавайтесь-ка, вы своего мужа и детей по одному разу просите? И они вас всегда слушают?

А теперь погружение в текст.
Раздел начинается словами Моше, обращенными к евреям: "Благодаря тому, что будете слушать эти законы (Законы Торы), хранить их и исполнять, — сохранит для тебя Всевышний Союз и расположение, о котором поклялся твоим отцам".

Посмотрите внимательно на этот стих. Мы знаем, что в Торе нет ни одного слова или выражения, сказанного без особой причины. Но разве в этом стихе нет лишних слов? Чем бы надо было закончить предложение? — Сохранит для тебя Всевышний Союз. Зачем добавлено — "о котором поклялся твоим отцам"? Мы уже знаем из предыдущего текста, что Союз Торы был заключен на Синае с нашими отцами. Если каждый раз напоминать об этом, разве кто-то станет соблюдать свои обязательства более прилежно?

Ответ таков: когда приходит поколение праведников, соблюдающих Тору, как положено, нет нужды вспоминать наших праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова. Праведники из-за своих праведных дел получают помощь со стороны Всевышнего. Однако если поколение ведет себя не как положено, не по-еврейски, тогда оно просит Творца поддержать его хотя бы ради отцов, — собственных заслуг у него не хватает. Но и заслуги отцов не бесконечны. Если целое поколение живет только на них, ничего не добавляя от себя в "общую копилку", то тем, кто идет вслед за этим поколением, ничего не останется. Поэтому: если будете слушать Законы Торы — "Всевышний сохранит Союз для тебя (для твоего поколения)". Что касается "расположения (милости Всевышнего), о котором Он поклялся твоим отцам", то оно останется следующим поколениям. Но если не будете беспокоиться о Союзе, поддерживая его своим благими делами, и станете полагаться только на заслуги праотцев, — то что останется потомкам?

Приведем еще один в высшей степени любопытный стих из нашего раздела. Вернее, любопытным он может показаться тому, кто впервые открывает Тору; изучающие ее хорошо с ним знакомы (Дварим 11:10): "Ибо Страна, в которую ты входишь, чтобы овладеть ею, не как Египетская страна, из которой вы вышли".

Рамбан пишет: не похожа она на Египет, благополучие которого обеспечено регулярными разливами Нила и не зависит от духовного состояния его жителей. Израиль не орошается реками, урожай в нем зависит от воли Всевышнего, а Он обещал помогать только тем, кто заслуживает Его помощи. На ту же тему заметил раби Шмуэль бен Меир, внук великого Раши: Моше указал на необходимость соблюдения заповедей в Стране Израиля — ибо нет лучшей страны для тех, кто соблюдает Тору; но и нет худшей страны — для тех, кто Тору не соблюдает. (Кто-то может не согласиться с мнением Рамбана, но мудрецы всех поколений спорить не стали, настолько оно фундаментально.)

А в заключение одна история о святости еврейского народа, живущего на Святой земле. Рассказывают о раби Аврааме Йешаяу Карелице (1878-1953), великом авторитете Торы нашей эпохи, которого большинство людей знают под именем Хазон-Иш. Пришел к нему однажды человек, устроивший "гмах" (кассу еврейской взаимопомощи), и спросил, что ему делать с теми залогами, которые люди оставляют у него, чтобы взять под них денежные ссуды? Нельзя ли их продать? Должники не могут вернуть долгов, залоги остаются, и по закону, они давно перешли в его собственность.

Хазон-Иш посмотрел на владельца кассы и объявил: "Не было такого в нашем народе, чтобы кто-то продал залог бедняка!" Потом выдержал паузу и пояснил: "Представь себе, что ты взял ссуду у другого человека, оставив ему в залог последнее украшение своей жены. Долг вернуть ты не смог, и украшение было продано третьему лицу. Идет твоя жена по улице, и что она видит? Ее украшение — на другой женщине! Что вылечит ее от такого удара? Какие объяснения? Какие ссылки на закон? Украшения она не продавала, ты до сих пор пытаешься выкупить их у владельца ссуды.

И вдруг конец всем надеждам! Если мы хотим остаться святым народом и владеть той Страной, которую дал нам Творец, мы должны поступать сверх закона Торы. Другого пути у нас нет".

"Если хотим владеть своей Страной". Важные слова. Особенно в наши дни, когда многие оспаривают право евреев на владение Эрец Исраэль. Будем лучше, чем от нас требуется! Это единственный способ остаться здесь навсегда.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.