На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

САМ СЕБЕ АРХИВАРИУС

О хранении резервных копий и архивов компьютерной информации

Михаил КОРДОНСКИЙ "Тиква"

(Окончание. Начало в № 630.)

Краткое содержание предыдущей серии. Наверное, каждый начинающий пользователь прошел через неприятную ситуацию, когда из-за неисправности компьютера пропали файлы с нужной информацией. Практически единственный метод спасения потерянной информации — восстановление из резервной копии, а значит, ДО ТОГО — дублирование.

Самый распространенный на сегодняшний день способ резервного копирования — запись на "болванки" CD и DVD. Несколько лет назад, когда пишущие приводы CD и DVD стали массовыми и доступными по цене, на какое-то короткое время стало казаться, что проблема хранения архивов решена. Впрочем, еще с середины 90-х годов, когда приводы были дороги, их покупали фирмы и оказывали населению услуги записи на диск. В том числе в Одессе таких фирм было много, и по цене это было доступно тем, кто ценит свою информацию. В середине 90-х запись CD 600 Mb вместе со стоимостью болванки стоила 20 долларов, потом все дешевела... Теперь 25 долларов стоит пишущий привод DVD, а болванка емкостью 4,7 гБ — до 50 центов. Запись этого огромного количества информации занимает 15-20 минут. Гораздо больше времени уходит на то, чтобы разобраться, какие файлы нужны, какие не очень. В результате проще всего записать в резервную копию все гамузом. Проблема вовсе не в этом.

Проблема в том, что, как выяснилось, одновременно с удешевлением диски стали недолговечными.

Когда-то реклама утверждала, что срок хранения дисков составляет десятки лет. Как они могли об этом узнать, если столько не прошло с момента изобретения? Не стоит валить все на лгунов-рекламщиков. Есть научно-технические способы прогнозирования надежности. Образцы дисков подвергают различным химическим и физическим воздействиям — держат в разной атмосфере, влажности, температуре облучают электромагнитными излучениями в широком спектре и т. д. Вероятнее всего, сначала так оно и было. У меня есть диск, записанный в начале 1997 года, он до сих пор прекрасно читается. Но в то же время есть диски, которые записаны два-три года назад, и уже не читаются.

Это не значит, что я потерял архивы! Не дождетесь! У меня всегда несколько копий, да и... вообще, для того чтобы рассказать, как не терять архивы, я пишу эту статью.

Как определить при покупке, какие болванки более долговечны? Абсолютно точного ответа на это вопрос нет. Есть несколько эмпирических правил.

Диски, которые не читаются сразу после записи, отсеять проще всего: в программах записи дисков есть функция проверки, то есть сначала диск записывается, а потом то, что на нем записано, сверяется с оригиналом. Если проверка не прошла — выкидываем этот диск и пишем новый. А еще лучше выкинуть или использовать для менее важных записей все одинаковые болванки из этой партии — видимо, они ненадежны.

Конечно, есть хорошие бренды — фирмы с репутацией, например Verbatium, TDK, Sony, Samsung. Проблема в том, что если название хорошей фирмы написано (напечатано, оттиснуто) на поверхности болванки, это еще ничего не значит. Как в том анекдоте про сарай, в котором лежат дрова. Надписи эти подделывают... ну, это упрощенно, нет смысла вдаваться в подробности. Есть другая надпись, электронная, которую простым глазом не видно. Мы покупаем болванку, на которой 4,7 гигабайта пустого места, но несколько килобайт в служебных секторах на ней уже занято, — там-то записаны сведения о настоящем производителе. Чтобы их прочесть, нужны простенькие, но специальные программы, их можно скачать из Интернета. В Интернете же можно посмотреть обзоры и качества болванок. Солидные компьютерных журналы, например, "Компьютерра" www.computerra.ru, регулярно проводят испытания и публикуют их результаты. Хорошая статистика успешных испытаний различных дисков есть на сайте www.videohelp.com, увы, на английском языке.

Сложновато все это, да? Давайте вместе подумаем о принципиально другом методе. Как мы, например, покупаем настоящую, а не паленую водку? Вообще, хорошие продукты? Ну, понятно — кошерные, пусть они и дороже, но выбор основан на нашем доверии к продавцу. К сожалению, кошерных болванок DVD не бывает. Но продавцы, которым мы доверяем, могут быть. Если еще нет — советую искать среди знакомых, да хоть в тех же еврейских кругах. Квалифицированные продавцы и имеют программы для чтения служебных секторов, и читают обзоры в Интернете. А может, и не продавцы, а просто люди, которые пишут много дисков и имеют собственный опыт.

Получив такую информацию, не стоит экономить на цене болванки, — она колеблется в пределах от 30 до 50 центов. Напоминаю, что мы сейчас говорим только для болванки для записи ценных для вас личных данных, например, собственного архива фотографий. Вы не нафотографируете столько, чтобы болванок требовалось много, а на одной-двух, и сэкономите копейки.

И все-таки даже самый квалифицированный и добросовестный продавец не даст вам гарантии такого уровня, чтобы семейный фотоархив дожил до ваших внуков. Что же делать? Да есть что.

Хранение и пользование

Записанные диски становятся нечитаемыми по двум принципиально разным группам причин.

1. Старение материала болванок, химические и физические изменения, происходящие в нем с течением времени.
С этим мы почти ничего поделать не можем, кроме банального — хранить в сухом темном прохладном месте. Не в холодильнике (там бывает влажно), но и не у отопительного радиатора. Солнечный свет и температура ускоряют любые химические и физические процессы.

2. Физические повреждения поверхности болванок. Вот это в значительной мере в нашей власти. Хотя диск похож по виду и пользованию на грампластинку, но при проигрывании он не изнашивается — читается лазерным лучом, подвешен на магнитных подшипниках. Поверхность диска нельзя трогать руками — остается жировой след. Но это как раз не так страшно, можно вытереть мягкой фланелью. Только не спиртом! И не пишите на нерабочей, внешней поверхности диска обычным — спиртовым — фломастером. В магазинах дисков и канцтоваров продаются специальные фломастеры для надписей на CD.

При этих условиях главным врагом дисков является пыль. Еще герой Достоевского заметил: "Щетки сукно не боится, говорю достоверно, а боится пыли и сору. Пыль — это те же камни, если смотреть в микроскоп, а щетка, как ни тверда, все та же почти шерсть". В пыли всегда содержатся частички абразивные и липкие, а бывает, что одни прилипают к другим. Не кладите диск даже на чистую в бытовом смысле поверхность. Если положите рабочей стороной вниз — налипнет та пыль, что на поверхности. Если рабочей стороной вверх — налетит из воздуха.

Прямо из коробки — в привод, прямо из привода в коробку. И желательно в "толстую" коробку, где диск гарантированно висит над пластмассой, а не касается ее. Конверты — бумажные и пластиковые — стоит использовать лишь для дисков не личного архива. Ну, например, у меня несколько сотен дисков с художественными кинофильмами, если бы я хранил их в коробках, они бы заняли много места. Храню в конвертах, альбомах. Но фильм, если диск испортится, можно купить или скачать из Интернета заново. А личный архив — увы, невосстановим.

Дублирование

Все личные архивы желательно иметь в нескольких экземплярах. В Интернете, на разных болванках разных фирм. Часто бывает, что неисправный диск неисправен не весь — не читается какой-то один файл или несколько файлов (царапина от той самой абразивной пылинки в том самом месте поверхности, где эти файлы записаны). В этом случае весь архив можно восстановить из двух копий. Есть даже специальные программки для этого.

Перезапись

Наконец, борьба с самым, казалось бы, неодолимым — старением материала болванок. А очень просто: каждые два-три года я все свои диски переписываю на новые болванки. "Все" — громко сказано. Хотя мой стаж пользователя компьютера уже близок к 20 годам, а последние 10 лет я только у компьютера и работаю, причем с графикой, хотя у меня уже много лет цифровой фотоаппарат и я снимаю, не жалея (правда, фото, а не видео), но все мои архивы помещаются на 3-4 диска. Поместились бы и на один, но кроме собственно хранения надо еще думать об удобстве пользования архивами, — чтобы не валить все навалом.

Ложная ностальгия

Когда вот то, что я сейчас написал, рассказываю друзьям, которые спрашивают у меня совета, то нередко слышу: "Ох, сколько хлопот! То ли дело старая добрая бумага. Лежит себе тысячи лет, и не надо каждый год переписывать...".

Увы, это ложное впечатление. Мы привыкли пользоваться бумагой, и нам кажется, что она хранится без хлопот. Наверное, тысячу лет назад еврейские мудрецы так же критически воспринимали эту самую бумагу — новомодную китайскую штучку. И они таки были правы — Тора до сих пор пишется на пергаменте. Еще более древняя, чем пергамент, полиграфическая технология — высечение надписей на камнях — до сих пор пользуется спросом в соответствующих местах, как сейчас говорят — "нише рынка".

И бумагу никто не отменяет. Осмелюсь только напомнить, что если в помещении не топить, если не чинить крышу, если не защищать жилище от солнца, ветра, домашних и диких животных, то и бумага, и даже пергамент далеко не вечны.

В современных бумажных библиотеках и архивах действуют специальные системы вентиляции и кондиционирования, их стоимость составляет значительную часть архивных расходов. Чтобы эти системы действовали, их постоянно обслуживают и ремонтируют квалифицированные инженеры и рабочие.

Вот и компьютерные архивы тоже требуют постоянной заботы. Наши дети и внуки к этому привыкнут, и диск будет казаться им ничуть не хуже бумаги. Пока не изобретут что-нибудь новенькое...

Тексты колонки "Интернет для детей и родителей" адресованы читателям бумажной версии газеты "Тиква" — не пользователям Интернета — и, соответственно, адаптированы, то есть информация упрощена и искажена.
Мы будем рады услышать от опытных пользователей Сети предложения и советы по улучшению качества адаптирования. Пишите нам на
tikvaodessa@ukr.net.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.