На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Очерки о биологии в Торе

ЧИТАЯ КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ


Евгений ПЕРСКИЙ "Истоки" вестник Народного университета еврейской культуры в Восточной Украине

(Продолжение. Начало в № 628.)

«НА РУКУ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА КЛАДЕТ ОН ПЕЧАТЬ»

Сегодня анализ кожных узоров на руках позволяет диагностировать более 50 наследственных и врожденных патологий. Многие из них сопровождаются снижением интеллекта, трудностями социальной адаптации и различными аномалиями поведения. Поэтому такой анализ еще в раннем детстве, а часто уже при рождении позволяет судить о некоторых личностных качествах человека — об особенностях его характера и поведения. А это дает возможность (в определенных пределах, конечно!) предсказывать и его судьбу.

Такой прогноз возможен не только в случае болезней. Уже сегодня анализ кожных узоров позволяет связать их с некоторыми физическими и психологическими характеристиками здоровых людей.

Человек, у которого на всех 10 пальцах петли, как правило, физически силен, интеллектуально развит, чаще всего прямолинеен и может успешно заниматься самой разнообразной деятельностью. Если же у человека все узоры на пальцах — только завитки, он достигает профессионального успеха более гибким и дипломатичным поведением. У людей с примерно равным числом петель, завитков и дуг на пальцах психические возможности превышают физические. Поэтому они способны на очень мощные, но кратковременные вспышки активности. Наиболее жизнеспособны люди с 6-7 петлями и 3-4 завитками на пальцах. Умные, физически выносливые, они обладают устойчивой психикой и способны максимально реализовывать свои возможности.

А тонкие детали рисунка самих узоров позволяют более глубоко оценить психофизиологические особенности и физические возможности человека. Вот еще один пример, на этот раз из области спорта.

В конце 70-х годов прошлого столетия в детских спортивных школах изучили отпечатки пальцев нескольких сот мальчиков 11-13 лет, занимавшихся легкой атлетикой.

У мальчиков, показывавших средние результаты в беге на короткие дистанции и прыжках в длину, ульнарные петли на пальцах правой руки встречались в 55 процентах, а на пальцах левой — в 48 процентах случаев. У тех же, которые бегали быстрее и прыгали дальше всех, частота этих узоров на правой и левой руке составляла в среднем 70 и 78 процентов соответственно. Многие из этих подростков достигли впоследствии высоких результатов в профессиональном спорте.

Таким образом, специально подготовленный врач-генетик, изучив руку здорового человека, может многое сказать и о нем.

Несомненно, наши любознательные предки обнаружили, что рисунок линий на руках человека неповторим, задолго до появления научной дерматоглифики. А это повлекло за собой и появление одного из самых распространенных способов предсказания судьбы — гадания по руке — хиромантии. Правда, профессиональные гадатели — хироманты — проводят, в основном, анализ формы руки, размеров ее частей и сгибательных борозд, информационная ценность которых относительно невелика.

В то же время они практически не используют богатую информацию, заключенную в кожных узорах папиллярных линий. К тому же хироманты в подавляющем большинстве случаев гадают здоровым людям, у которых связь между папиллярными узорами и поведением выражена все же слабее, чем у больных. Так что абсолютная предсказательная ценность хиромантии намного ниже, чем дерматоглифики.

Но сейчас главное для нас — не различие между наукой и хиромантией. Главное — это то, что уже очень давно люди узнали: между неповторимостью рисунка линий на руках и индивидуальными свойствами человека — его характером, интеллектом, нравственными качествами, поведением — должна существовать связь.

Но что это значит — очень давно? В Европе гадание по руке широко распространилось лишь в ХV веке. По словам французских хронистов, его занесли пришедшие сюда цыгане. Первая книга, посвященная линиям руки и предсказанию судьбы, — "Искусство хиромантии" — вышла в Аусбурге в 1475 г. А до этого предсказание судьбы по руке было известно и в Древней Греции, и в классическом Риме. Пифагор, Демокрит, Аристотель, упоминая в своих сочинениях о гадании по руке, считали это занятие достойной внимания наукой.

А вот Цицерон был настроен более скептически. Он писал, что люди, которые по руке угадывали будущее, делали это "с таким успехом, что при всем своем искусстве были близки к голодной смерти".

Из этих ученых, философов и писателей раньше всех жил Пифагор — в VI веке до н. э. Так что обычно считают: самые ранние письменные свидетельства о гадании по руке, известные нам, относятся именно к этому времени.

Но вот перед нами книга Иова. И там, где речь идет о всемогуществе Б-га, о созданном Им на Земле, об отношениях между Б-гом и человеком, написано: "На руку каждого человека кладет Он печать для вразумления всех людей, сотворенных Им" (Кетувим (Писания), Иов, 37.7-8).

По традиции, книга Иова была записана Моше (Моисеем) в 1272 году до н. э. Как я уже упоминал, библейская критика не признает авторство Моше. Но и она считает, что это сказание относится ко времени более древнему, чем VI век до н. э. И важное подтверждение этому — другое сказание, шумерская поэма, относящаяся к концу III — началу II тысячелетия до н. э. По мнению шумерологов, она старше книги Иова примерно на 1000 лет. Как и в книге Иова, в ней рассказывается о страданиях и смирении человека. И так же, как книга Иова, эта поэма пытается разрешить проблему человеческих страданий — одну из наших вечных и до сих пор неразрешимых проблем.

Правда, С. Крамер, ученый, который первым прочитал записанный на глиняных табличках текст поэмы и перевел его с шумерского языка на английский, писал: "Шумерскую поэму нельзя даже сравнить с библейским текстом, настолько она уступает последнему по широте кругозора, глубине проникновения и красоте слога". И конечно, в ней ничего не говорится о печати, которую Б-г кладет на руку каждого человека.

Как и многие другие биологические закономерности, представление о том, что индивидуальность человека запечатлена на его руке, впервые в явном виде сформулировано в Танахе (Библии).

ЗНАЛ ЛИ ЯАКОВ О ЗАКОНАХ МЕНДЕЛЯ?

Критики Библии очень любят приводить в качестве образца суеверия, несовместимого с научными представлениями, один из эпизодов рассказа о праотце Яакове — родоначальнике еврейских племен-колен. Суть этого эпизода в следующем.

Яаков хитростью получил у отца — Ицхака — право первородства и благословение. После этого он, опасаясь мести Эйсава, обманутого старшего брата — первенца Ицхака, бежал из дома и скрылся у своего дяди Лавана. Здесь Яаков прожил много лет, занимаясь разведением скота. Первые 14 лет он отрабатывал стоимость Леи и Рахели — дочерей Лавана, которых тот отдал Яакову в жены. На 15-й год Яаков потребовал у Лавана плату за свою дальнейшую работу.

"И сказал ему Яаков: "Ты знаешь, как я работал на тебя, и каким стал скот твой при мне: что то малое, которое было у тебя до меня, возросло многократно, и благословил тебя Г-сподь благодаря мне, когда же сделаю я что-то и для своего дома?" И сказал тот: "Что же дать тебе?" И сказал Яаков: "Ты не дашь мне ничего, если сделаешь мне вот что: вернусь-ка я к скоту, буду пасти овец, стеречь их, пройду сегодня по всему твоему стаду и отделю от него всех овец пятнистых и крапчатых, и всех бурых ягнят, и также всех пятнистых и крапчатых коз — это и будет моя плата". (Берешит, 30.29-32).

Лаван согласился. Отобрав предварительно из своих стад всех пятнистых и крапчатых животных, он отдал их своим сыновьям, а Яакова оставил пасти остальной скот. "И тогда взял себе Яаков сочную ветку березы, а также ветки миндаля и каштана, и снял с них полоски коры, обнаружив белизну их древесины. И в ручье, к которому козы и овцы приходили на водопой и где они обычно спаривались, приходя на водопой, выставил он у них на виду прутья, с которых снял полоски коры. И спаривались овцы и козы перед этими ветками, и рожали они приплод — пятнистый и крапчатый" (Берешит, 30.37-39).

Постепенно пятнистых и крапчатых животных в стадах Лавана становилось все больше, а одноцветных — все меньше. Яаков неуклонно богател, а Лаван беднел. Это, естественно, привело к конфликту. Сыновья Лавана возмутились: "Забрал Яаков все, что есть у отца нашего, и из того, что принадлежит нашему отцу, собрал себе все это богатство" (Берешит, 31.1). Отношение Лавана к Яакову также ухудшилось. Боясь потерять нажитое, Яаков собрал принадлежащие ему по уговору стада, все имущество и вместе с семьей отправился на родину.

Именно способ, которым пользовался Яаков, для того чтобы разводить пестрых и с крапинами овец и коз, вызывает недоумение и, соответственно, критику разумных людей, не видящих здесь ничего, кроме суеверия. А отсюда — и отрицание всех событий, связанных с эпизодом взаимоотношений Яакова с Лаваном.

Представление о том, что внешний вид предметов или живых существ, на которые часто смотрит будущая мать, может влиять на потомство (т. н. теория заглядывания), еще 150 лет назад было не только распространено в широких слоях населения, но признавалось и специалистами — врачами, физиологами, скотоводами.

Да и сегодня некоторые люди считают, что физические недостатки или уродства новорожденного объясняются тем, что во время беременности женщина имела дело с некрасивыми, уродливыми предметами или же просто была напугана. Для того же, чтобы ребенок родился красивым, беременная должна быть окружена изящными вещами, прекрасными произведениями искусства, общаться с добрыми приятными людьми и т. д.

И действительно, ведь на первый взгляд, особенно для человека, не знакомого с законами генетики — законами передачи потомству наследственных признаков, все это кажется таким естественным!

Поэтому неудивительно, что представление о роли заглядывания есть в Торе. Более того, именно авторитет Священного Писания долгое время поддерживал это заблуждение.

Как же все-таки Яаков смог разорить Лавана? Ведь совершенно понятно, что используя только заглядывание, он никогда бы не достиг своей цели.

Несколько лет назад я познакомился в Иерусалиме с человеком, глубоко знающим Тору и комментарии к ней, но не знакомым с генетикой. По его мнению, дело обстояло так. Во сне Яакову явился ангел, который рассказал ему о законе генетики, до сих пор не известном современным селекционерам. Используя этот закон, Яаков и сумел вывести большое количество животных с пятнами и крапинами.

В том, что решение проблемы, над которой человек упорно работает, может прийти к нему во сне, нет ничего необычного. История знает множество подобных случаев. Например, английскому поэту Сэмюэлу Колриджу летом 1797 г. приснились около пятидесяти рифмованных строк его поэмы "Кубла Хан"; строение молекулы бензола химик Кекуле увидел, когда в один из дней 1865 г. в полудреме ехал в омнибусе, и т. д. и т. п.

Что же увидел во сне Яаков? Действительно ли это было нечто необычное, неизвестное современным селекционерам и генетикам? Или же он использовал методы селекции, основанные на хорошо известных нам законах генетики? Для того чтобы ответить на это, проведем что-то вроде небольшого детективного расследования.

Но прежде следует вспомнить некоторые термины и понятия генетики, которые для этого понадобятся. В предыдущих очерках уже было сказано, что ген — это участок ДНК, определяющий какое-либо свойство организма — характерный для него признак. Во всех клетках (кроме половых) имеется двойной набор хромосом. За исключением половых, хромосомы каждой пары называются гомологичными и содержат минимум по два альтернативных гена, определяющих вариацию одного и того же признака (например, цвет глаз, волос, кожи). Эти гены называются аллельными или же просто аллелями. В аллельной паре доминантный ген подавляет действие второго, рецессивного гена и определяет, таким образом, конкретную вариацию признака.

Генотип — это весь набор генов организма, а фенотип — все его свойства и признаки, определяемые генотипом. Но часто оба понятия используют в более узком смысле — для обозначения конкретных генов и возникающих в результате их действия отдельных признаков, например, особенностей внешнего облика.
Гетерозиготный по какой-либо аллельной паре организм содержит в хромосомах и доминантный, и рецессивный гены этой пары, а гомозиготный — либо два доминантных, либо два рецессивных гена. Из сказанного понятно, что внешнее (фенотипическое) проявление рецессивного гена происходит в соответствии с правилом: "Рецессивная аллель влияет на фенотип, только когда генотип гомозиготен".

Итак, Яакову приснился сон, который он так описывает женам — Лее и Рахили: "...приснилось мне, что гляжу и вижу: все самцы, что случаются с самками, — крапчатые и пятнистые. И сказал мне ангел Б-жий во сне: Яаков! И я ответил: Вот я! И сказал он: Взгляни и смотри: Все самцы, что случаются с самками, — крапчатые и пятнистые! Ибо я вижу все, что Лаван тебе делает" (Берешит, 31.10-11).

А теперь, зная, какие масти были у животных вначале, первые шаги Яакова по выведению животных с нужной ему мастью и конечный результат, мы можем, в принципе, восстановить возможный ход действий, приведших его к цели.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.