На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ

«Поступай справедливо и хорошо»


Продолжается пересказ речи Моше, которую тот произнес перед смертью и которой посвящена последняя книга Торы. В ней пророк, как и раньше, наставляет народ, напоминая ему, как происходило получение Торы у горы Синай, и заново перечисляет все Десять речений (Десять Заповедей), услышанных народом в тот памятный день. В конце Моше снова призывает евреев во всем держаться правды и справедливости.

Краткое содержание.
1) Моше просит Всевышнего дать ему войти в Эрец Исраэль. Всевышний отказывает в просьбе (Дварим 3:23-29).
2) Предупреждение о необходимости соблюдать Заповеди Торы, и в особенности запрет на идолопоклонство (4:1-24).
3) Существование еврейского народа в Израиле впрямую связано с тем, как он соблюдает заповеди (4:25-40).
4) Моше устанавливает три города-убежища по ту сторону Иордана (4:41-49).
5) Повторение рассказа о получении народом Десяти речений (Десяти Заповедей) у горы Синай (5:1-30).
6) Повторное предупреждение о необходимости соблюдать Законы Торы (6:1-3).
7) Первая часть молитвы Шма-Исраэль (6:4-9).
8) Указание о выполнении положений Торы и о воспитании детей в согласии с Торой (6:10-25).
9) Предупреждение о том, чтобы народ не потерял своей святости в общении с местными идолопоклонниками (7:1-11).

Ознакомившись с содержанием, давайте обратимся к некоторым высказываниям и замечаниям наших мудрецов относительно тех или иных стихов нашего раздела.

"Не прибавляйте к тому, что заповедую вам (сказал Моше), и не убавляйте" (Дварим 4:2). Комментатор (в данном случае Раши) поясняет: "Например, не увеличивайте число растений, поднимаемых на праздник Суккот", — их должно быть четыре: лулав, этрог, мирт, ветвь ивы. Но и этот комментарий нуждается в пояснении. Уменьшать, понятно, не надо, но почему нельзя увеличивать? Как говорится, маслом кашу не испортишь. На это прославленный раби Йонатан Айбешуц из Праги (начало 18-го века) приводит такой пример: больной, получив предписание врача, старается выполнить все, что написано в рецепте, — не прибавляя и не убавляя ни одной таблетки, ни одной капли горькой микстуры. Но если так поступает тот, кто беспокоится о физическом здоровье, то что делать людям, заботящимся о здоровье духовном? Тора говорит им: не прибавляйте и не убавляйте ни слова из сказанного Всевышним!

Десять речений. Они начинаются словами (5:6): "Я — Всевышний, Который вывел тебя из Египта". Написано тебя. Но разве Тора дана не всем евреям? Знаменитый Хозе из Люблина (раби Яаков Ицхак Гурвич, умер 9 ава 1815) ответил: все Десять речений были сказаны в форме единственного числа — "уважай", "соблюдай", "не укради", — чтобы каждый еврей знал, что даже если весь мир оставит Тору (не дай Б-г!), он не может перестать соблюдать ее. "Я вывел тебя из Египта". Тебя, а не кого-то другого. Поэтому соблюдай ее без оглядки на отступников.

Кстати, почему сказано "вывел из Египта", а не "создал землю и небо"? В чем больше проявляется Его величие — в создании мира или в выводе евреев из плена? Отвечает раби Йеуда Алеви (1075-1141), автор популярного по сей день философского трактата "Кузари": глаза человека не видели создание мира, мы в это только верим; но в Исходе из Египта принял участие весь народ, и все впрямую наблюдали чудеса, которые совершил тогда Творец. Поэтому для нас Он — Тот, Кто вывел нас из Египта.

"Поступай справедливо и хорошо" (6:18). Разве недостаточно сказать "справедливо"? Зачем добавлено "хорошо"? Мудрецы отвечают: старайся поступать в большей степени справедливо, нежели требуется по закону. В Талмуде (трактат "Бава Меция") рассказывается: один ученый человек нанял грузчиков для перевозки вина. Те нечаянно разбили бочки, а заплатить за ущерб им было нечем. Хозяин отобрал у них верхнюю одежду как залог в счет выплаты долга. Грузчики пожаловались Раву, великому мудрецу того поколения. Рав приказал нанимателю: отдай им одежду. Тот спросил: разве таков закон? — Да, ибо написано: "Чтобы ты ходил дорогой добрых людей" (Мишлей 2:20). Отдал тот одежду. Пришли грузчики и сказали: мы бедные люди, трудились целый день, нам нечего есть. Сказал Рав: заплати им. — Как?! Они разбили мне бочки, а я еще и плати! Разве таков закон? — Да, ибо в продолжение того же стиха написано: "И чтобы держался ты путей праведников". Отсюда мы учим: поступай не только справедливо, но и хорошо.

В сегодняшнем недельном разделе евреи слышат из уст Моше очень тяжелые слова. Именно здесь он объявляет о пророчестве, согласно которому в будущем их ждет тяжелейшее из наказаний — изгнание. Эту часть его речи трудно назвать благословением. Но тогда возникает вопрос — почему именно Моше было поручено так сурово говорить с народом? Вспомним, совсем недавно злодей Билам благословил еврейский народ, хотя и пытался выжать из себя проклятие (см. раздел Балак). Кажется, не разумней ли наоборот — дать Биламу возможность сказать тяжелые слова, ведь он же — злодей; а Моше — произнести одни благословения? Мидраш отвечает: если бы Билам принялся поучать евреев, они бы сказали: чему нас учит тот, кто полон ненависти? Если бы Моше ограничился благословениями, то сказали бы прочие народы: ну конечно, он же любит своих! Поэтому Всевышний решил: увещевания услышите от того, кто вас любит, а браху — от того, кто вас ненавидит. Тогда пойдет вам на пользу и то, и другое. Сказано в Мишлей (27:7): "Доверяй ранам (полученным) от любящего, и не верь поцелуям ненавистника". Как говорится, выговор — от праведника, браха — от злодея.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.