На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ

СУРОВАЯ РЕЧЬ ПРОРОКА МОШЕ


Весь еврейский мир на этой неделе начинает читать пятую книгу Торы — Дварим. С первых слов "Вот речи, которые произнес Моше всему Израилю за Иорданом, в пустыне", и до конца — она посвящена прощальному наставлению, которое дал Моше евреям перед своей смертью.

Сначала пророк напоминает о том, как он установил суды, чтобы все свои споры евреи разрешали на основе Законов Торы. Вспоминает он и про "грех разведчиков", посланных народом в страну Кенаан через год после Исхода из Египта (см. главу Шлах). Тут же с горечью отмечает, что ему самому не дано войти в Святую Землю, ибо наказан Всевышним, — и именно по этой причине вынужден обратиться к народу, который отныне без него будет бороться с местными племенами. Народ должен укрепиться в своей вере в помощь Творца!

Сорок лет блужданий по пустыне — таково было наказание вышедшим из Египта за строптивость и нежелание войти в землю, которую Всевышний обещал их праотцам. Но вот вымерло первое поколение, родились новые люди, не знавшие рабства, настало время входить в Землю.

Моше пересказывает события последней поры, говорит о том, как без войны прошли колена через владения Эсава и мимо пределов Моава, после чего разгромили двух грозных эморейских царей — Сихона и Ога.

Заканчивается первая недельная глава книги Дварим обращением Моше к Йеошуа бин Нун (Йеошуа, сыну Нуна), который должен был вести народ дальше: "Своими глазами ты видел все, что сделал Всевышний с этими двумя царями. Так Он поступит со всеми царствами, через которые будешь проходить. Не бойтесь их, ибо Всевышний сражается за вас!".

Из года в год глава Дварим читается на неделе, которая предшествует посту Девятого ава (в этом году пост начинается на исходе субботы вечером 9 августа и завершается с появлением звезд вечером 10-го).

Но какая связь между нашей главой и постом? — В начале главы Моше рассказывает о "разведчиках", после похода в Страну заявивших, что войти в нее нельзя. Случилось это девятого числа летнего месяца ав. Сказал евреям Всевышний: сегодня вы плачете зря (не поверив в то, что Я помогу вам завоевать Кенаан), но отныне будут у вас весомые причины для слез (то есть если придут беды, то придут именно в этот день). С тех пор много раз так и случалось в нашей истории: многие трагедии — среди них уничтожение Первого и Второго храмов — произошли Девятого ава.

Комментаторы отмечают суровость выступления Моше. На это у него были основания. Прежде всего, отметим, когда он говорил. Простой подсчет показывает, что речь, приведенная в книге Дварим, говорилась пророком в течение тридцати шести дней. Действительно, из третьего стиха нашей главы видно, что начал он речь первого числа одиннадцатого месяца (это месяц шват), а умер, как сообщает наша традиция, седьмого адара в том же году. Тридцать дней в швате плюс шесть в адаре, получаем 36.

Кстати, намек на это число содержится в первом слове книги — эле — "вот они", "эти", "вот какие" слова сказал Моше. Если вспомнить, что за каждой еврейской буквой скрыто определенное число, то можно подсчитать "вес" (т. н. гиматрию) слова эле: алеф — 1, ламед — 30, эй — 5, в итоге 36.

Так или иначе, свои увещевания Моше высказал, находясь буквально на пороге смерти. Этому он научился у нашего праотца Яакова, который тоже произнес критические слова своим двенадцати сыновьям, лежа на смертном одре.

Мудрецы учат, что речи с критикой в адрес других людей по нескольким причинам стоит отодвинуть поближе к часу своей кончины (если их вообще произносить!), но в другое время жизни надо уклоняться от предъявления претензий окружающим, — даже если они обоснованы. Вот эти причины: чтобы провинившийся не испытывал каждый раз чувство стыда, встречаясь с тем, кто его отчитал; чтобы он не испытывал чувство неприязни к нему; чтобы он вообще дослушал до конца тот выговор, без которого, как вы считаете, ваш визави не обойдется. Некоторые говорят, что только завершая жизнь, имеет смысл предъявлять претензии другим, — по той причине, что лишь в этом случае человек сам не совершит грехов. Ибо если ты учишь, а потом грешишь, то будь готов выслушать от своего вчерашнего ученика выговор покруче того, что он получил от тебя.

С другой стороны, нам известен закон: "Увещевай своего ближнего и (тогда) не понесешь за него греха" (Ваикра 19:17). То есть не проходи мимо нарушителей, делай им замечания, учи их! Противоречие между двумя приведенными правилами снимается так. Оказывается, есть два вида увещеваний: отчитать человека за конкретные дела — или поговорить с ним в общем плане, без деталей. В первом случае провинившийся испытывает стыд. (Если он ничего не испытывает, кроме раздражения, то какой смысл вступать с ним в пререкания?) Испытавший стыд человек способен скорее к повторению греха, чем к исправлению. И лишь когда ты не колешь глаза человеку его проступком, он может выслушать тебя. Об этом говорит стих: "увещевай ближнего" — даже несколько раз, пока он не поймет, о чем идет разговор.

И еще: чтобы остановить человека на пути к греху, к которому он, как ты полагаешь, направляется, стоит начать педагогический разговор; но о том, что уже совершено, хорошо говорить в очень мягкой форме. Не надо раздражать людей излишними поучениями. От этого мало кто исправляется. Пророк Моше высказал свои резкие упреки евреям только в конце жизни.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.