На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Эхо давней трагедии


Человеческие останки, обнаруженные в районе одесской площади Толбухина, датируются 1941-43 годами. Об этом сообщил Юрий Загоруйко, заместитель начальника Одесского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. По словам специалиста, в настоящее время экспертиза еще не закончена. Однако уже сейчас можно говорить, что на исследовании находятся останки двух человек — мужчины и женщины, а датировка самого захоронения относится к периоду оккупации Одессы.

В октябре 1941 года на Люстдорфской дороге в районе нынешней площади Толбухина находились бывшие артиллерийские (пороховые) склады. В их девяти бараках в течение нескольких дней немецко-румынские оккупанты сожгли свыше 25 тысяч человек (тех, кто пытался спастись, расстреливали в упор или отрубали им конечности). В работе одного из первых историков Холокоста в Одессе Саула Борового "Гибель еврейского населения Одессы во время фашистской оккупации" приводится следующее свидетельство очевидицы: "Я лично видела, как румыны насосами качали горючее из этих бочек и через шланги поливали склады, в которых находились согнанные ими жители города. Когда склады были облиты горючим, румынские солдаты их подожгли… Подожженные румынами склады продолжали гореть несколько дней. Когда пожар прекратился, румыны к месту пожара пригнали жителей города, которые выкопали большие ямы длиною метров 100, шириною в 5-6 метров и глубиною около 3 метров каждый".

И — еще из воспоминаний очевидцев. Иосиф Каплер был одним из узников одесской тюрьмы, по приказу оккупационных властей пригнанных на место трагедии — закапывать трупы. "Пришли к артиллерийским складам. Вошли за колючую проволоку. От корпусов остались лишь прокопченные стены, потолков и дверей уже не было. Возле зданий валялись куски человеческих тел, трупы без голов, без ног, без рук. Одежда на них частично сгорела. Из помещений складов — удушливый дым с одуряющей вонью обуглившихся человеческих тел"...

Некоторые историки, основываясь на архивных документах, в частности, актах Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников, называют цифру в 28-30 тысяч жертв. Большую часть составляли евреи — как одесские, так и беженцы из Бессарабии; кроме того, здесь же уничтожались военнопленные, в том числе — около 3 тысяч моряков-краснофлотцев.

Массовые захоронения на Люстдорфской дороге были вскрыты Чрезвычайной комиссией после освобождения города. А уже вскоре после войны земельные участки в этом районе начали раздавать под частную застройку, вспоминает одессит Леонид Дусман, бывший узник гетто и концлагеря, исследователь истории Холокоста в Одессе и области (его старший брат, 17-летний юноша, погиб в пороховых складах). "Кости, на которые натыкались в процессе освоения территории, были вывезены. Куда? Доподлинно неизвестно, — говорит Леонид Моисеевич. И горько констатирует: — Одесса стоит на костях"…

Еще чуть позже, в середине 1950-х годов, на месте казни был построен военный городок — 44 одноэтажных и 12 двухэтажных домов. Как рассказала одна из местных жительниц — Валентина Бурденко, проживающая здесь с 1957 года, очевидцы событий времен войны и тогда говорили о том, что застройка проводится на месте, где были могилы. Одна из них была обнаружена, когда в микрорайон проводили канализационный коллектор.

Юрий Загоруйко, заместитель начальника Одесского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, уточнил, что он лично принимал участие в проведении экспертных работ по захоронению, на которое наткнулись в 1987 году. Тогда при изучении останков были обнаружены механические повреждения, резаные, резано-колотые отверстия в костях, позволяющие более точно установить причины и обстоятельства гибели людей. После окончания экспертизы останки были захоронены на одном из городских кладбищ. Сейчас же, по словам эксперта, работа затруднена тем, что найденные в районе площади Толбухина кости фрагментированы, к тому же, нет никаких "материальных следов", зачастую очень помогающих экспертам (это могут быть остатки одежды обуви, какие-то предметы, помогающие больше узнать о тех, чью историю жизни, а точнее — смерти — пытаются воссоздать)…

Он, как и Леонид Дусман, считает, что подобные находки на этом месте (как и на других местах массовых казней в Одессе или ожесточенных боев на подступах к городу в ходе его обороны) — не последние. "Я не исключаю, что местные жители могут сталкиваться с ними при проведении, например, хозяйственных работ, ремонте водопровода, однако, они это не афишируют", — говорит Юрий Загоруйко. Между тем Василий Пасулько, заместитель начальника Киевского райотдела милиции, рассказывает, что на месте обнаружения останков действует круглосуточный милицейский пост. И поясняет: "То, что некоторые СМИ приняли за "продолжение строительства на костях", на самом деле было работой фирмы-застройщика этой территории по анализу грунта — здесь взяли в нескольких местах пробы земли, чтобы отправить их на экспертизу". По его словам, эти меры необходимы для того, чтобы точно удостовериться — есть ли на этом месте другие захоронения.

Леонид Дусман уверен — найдены далеко не все останки жертв. А не найдены они просто потому, что их не искали… В течение полувека тема Холокоста и связанные с ней архивные материалы в СССР были практически закрыты, и поиском смогли заняться лишь тогда, когда из жизни ушли два поколения, — в том числе и в Одессе. История пороховых складов, как и многие подобные ей страшные страницы Катастрофы евреев Юга Украины, была не то что забыта. О ней просто предпочитали не вспоминать. До тех пор, пока эта история не напомнила о себе сама. Надолго ли?

Елена СВЕНЦИЦКАЯ.
Фото Евгения Волокина.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.