На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ

НЕ СПОРЬТЕ РАДИ СПОРА!


Сегодня у нас тяжелый урок. Тяжелый в смысле логики и выводов. Все по-настоящему! Как учат в ешивах, традиционных еврейских заведениях для юношей, а не на уроках для начинающих. Не знаю, что из этого получится, но пришло время попробовать.

Впрочем, сначала я познакомлю вас с темой и общим выводом, который последует в конце. Вы спросите - зачем я опережаю события? Да затем, чтобы любой читатель мог сразу определить, стоит ли ему вообще читать эту статью. Есть и вторая причина: так принято поступать в научных журналах, и я, выпускник Московского физико-технического института, давно хотел опробовать эту практику в статье о Торе. Разрешаете?

Тема и вывод. Принято считать, что евреи за свои плохие дела были изгнаны со Святой земли, после чего за ними "ушел" Всевышний, Который обещал не оставлять Свой народ. Оказывается, порядок был несколько иным: евреи своими плохими делами "изгнали" Всевышнего из Эрец Исраэль, после чего Тот "взял" их с Собой.

Приступаю к раскрытию темы. Есть в сегодняшнем разделе Торы совершенно бесподобный отрывок (книга Бемидбар, глава 35): "И не оскверняйте Страну, на которой вы (поселились). И не оскверняйте Страну, в которой вы живете и где обитаю Я, потому что Я, Всевышний, обитаю среди сыновей Израиля". Вопрос: почему несколько раз повторяется одно и то же: "живете", "обитаю", "обитаете", "в Стране", "в вашей среде"? Кто в ком обитает? Согласитесь, что стих требует комментария. И комментарий, который сейчас вам будет предложен, способен поразить буквально любого. По крайней мере, меня он в свое время поразил до крайности. Читайте внимательно.

Причем читать начнем с Талмуда (трактат "Псахим"): "Там, где принято зажигать свечи накануне Йом-Кипура, зажигают их. Там, где не принято, - не зажигают".

Вот мы прочитали фразу, а ведь она непонятна. Вы не находите, в ней нет никакой информации? Как хотите, так и поступайте со свечами накануне Йом-Кипура. Зачем тогда об этом говорить? Какое тут дано правило?

Ответ дает сам Талмуд: "Тот, кто говорит, что надо зажигать свечи накануне Йом-Кипура, и тот, кто говорит, что зажигать не надо, - оба правы! Сказал рав Йеошуа: есть стих в Торе: "Твой народ - все праведники, навечно унаследуют Страну", - его прокомментировал мудрец Рава: тот, кто говорит, что надо зажигать свечи накануне Йом-Кипура, и тот, кто говорит, что не надо зажигать, - оба правы!"
Вы еще не устали? Потерпите немного, самое интересное впереди.

Итак, мы прочли цитату из Талмуда. Согласитесь, почему-то из приведенного стиха Торы совсем не видно, что оба спорщика правы. И это не случайно. Спор двух высокоученых евреев относительно закона Торы направлен не на то, чтобы один опроверг другого, а на то, чтобы обнаружить истину. Ведь здесь, в нашей цитате, даже не приводятся аргументы ни одной из сторон. Кому не известно, что без аргументов спора не бывает? Вывод: каждый раз, когда евреи спорят ради истины, - они являют собой святой народ. Такое толкование стиха дает великий Рава.

Но должно же быть хоть какое-то ограничение в спорах! Скажите мне: когда спорщики называются праведниками? Лишь тогда, когда происходит нечто, похожее на пример из Талмуда: люди спорят по поводу свечей в Йом-Кипур; обе группы приводят аргументы, но никто не подозревает противников в том, что те (не дай Б-г) нарушают Йом-Кипур. Наоборот, каждая из сторон уважает другую и верит, что та соблюдает Тору в том же объеме и так же искренне, как она сама.

Но, к сожалению, есть в среде евреев споры другого толка, когда каждая из сторон заявляет: мы говорим одно, а те другое, следовательно: они Тору не соблюдают! А поэтому их надо заставить соблюдать ее так, как делаем мы, по нашим правилам. Спорщики указанного типа не просто далеки от праведности, они - злодеи. Те самые, что живя в Стране, оскверняют ее, делают нечистой.

Об этом написал выдающийся ученый Нового времени, раби Нафтали Цви Йеуда Берлин (1817-1893), сокращенно Анецив. Его слова напечатаны в сборнике ответов на вопросы, которые посылались ему из разных стран. Один из вопросов касался спора между двумя общинами. Мудрец написал:

Такие спорщики вносят зло, убивают душу и губят честь Израиля. Огонь их спора поднимает облако, застилающее глаза, которые теперь не могут различить правды. Это огонь уничтожения, или, другими словами, плохое начало в человеке. Именно оно уничтожило Первый и Второй храмы в Иерусалиме. И следует заметить, что врожденное стремление к злу не уговаривает человека совершить открытое нарушение или пойти на поводу у сердца, одержимого эгоистическими страстями, нет, оно толкает к заповеди Торы, в соблюдении которой оно, плохое начало, увидело скрытое зло.

Само по себе соблюдение заповеди является добром. Но и заповедь можно применить к злу. Например (не дай Б-г), заехать своим тфилином другу в лоб. Удачный пример? (Я не уверен.) Или как у нас в статье: уничтожить противника "ради торжества Торы" или просто идеи.

Так произошло, - продолжает Анецив, - во времена Храма, когда расплодились в Израиле убийцы. Причем одни убивали в силу открытого злодейства, другие - в рамках "борьбы за Тору". (Сейчас говорят: по идеологическим причинам.)
А теперь внимание. Ударная часть нашей статьи!

Об этом сказано в стихе Торы, приведенном нами в самом начале. Дважды сказано "не оскверняйте Страны". Первый раз - о первом сорте преступлений: не убивайте друг друга. Здесь употреблен глагол "осквернять" - в том смысле, что не делайте ее мерзкой. Второй раз - об "идеологических" убийствах. Тут употреблен другой ивритский глагол - с тем же переводом "осквернять", но значение которого - делать ритуально нечистым. Получается, что убийства "ради Торы" делают Страну нечистой. Но сказали мудрецы: Творец не "обитает" там, где нечисто. Значит, убийства такого сорта "изгоняют" Всевышнего из среды евреев.

С другой стороны, сказано: "Я, Всевышний, обитаю в среде евреев". Следовательно, когда евреи "изгоняют" Всевышнего из Страны, Он "забирает" с Собой евреев в изгнание.

Об этом и сказано: не оскверняйте Страну злодейскими убийствами и не оскверняйте Страну идеологическими убийствами, ибо "Я в ней обитаю". Иначе Мне придется ее покинуть. И вы пойдете за Мной - "потому что Я обитаю в среде сыновей Израиля".

Кстати, здесь лежит одно из объяснений удивительного еврейского феномена - почему в иудаизме нет сектантства. Секты и ереси бывают только там, где за истину не жалко чужого живота.

Тяжелый урок? Ну, так я вам и обещал. Не спорьте ради спора, не обижайте других ради полемики, не делайте из диспута ранящее оружие. И тогда Всевышний не покинет еврейскую Страну, прихватив с Собой ее жителей.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.