На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Молодежный сленг в Интернете и в реале


Михаил КОРДОНСКИЙ "Тиква"
(Окончание. Начало в № 623.)

Заключение

О том, насколько верить Интернету и как его, в отличие от телевидения и других СМИ, проверить.

Если набрать в любой поисковой системе "молодежный сленг" то несколько первых страниц (то есть самые часто посещаемые и/или цитируемые сайты) заполнены словарями жаргона наркоманов, ненормативной лексики, в лучшем случае - "сленга падонкафф" ("в лучшем", так как несмотря на странное самоназвание, "олбанский язык", по сути, - безобидное озорство и своеобразный, но не злой юмор).

Такой беглый и поверхностный взгляд дает искаженное представление о современной молодежи как о социальной группе, несмотря на то, что пользователи Интернета давно уже не являются маргиналами. В развитых странах их большинство, например, в США - 75 процентов населения, а у нас, хотя общий процент по населению меньше, но в молодежной среде очень высок.

К счастью, в Интернете же, в отличие от других видов СМИ (телевидения, бумажных изданий), есть средства, чтобы проверить и опровергнуть это предположение.

Серьезная "Википедия", авторы которой не клюют на поверхностные сведения, а исследуют предмет досконально, определяет так:

Молодежный сленг - социальный диалект людей в возрасте 13-30 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодежи и в отдельных замкнутых референтных группах.

Поверхностная трактовка понятия "молодежный сленг" существует не только в Интернете, но и в реале - в массовом сознании. Это каждый из нас может проверить, побеседовав со своими знакомыми - родителями, бабушками и дедушками молодых людей. Даже если они не пользуются Интернетом, - ведь точно такое же впечатление создают у них телевидение, радио, бумажные газеты. Это словосочетание вызывает у телезрителя ассоциации с наркоманами, гопниками (уличные хулиганы) и другими асоциальными молодежными сообществами. Несомненно, это часть молодежного сленга. Вопрос в том, какая по величине - не столько по количеству слов, сколько по количеству употребляющих эти слова людей.

Не только в Интернете, но и в быту, не только в разговоре с неспециалистом, но и с ученым-социологом нередки именно такие ассоциации. Я изучал молодежные сленги в Интернете несколько месяцев. Кроме этой серии популярных статей я написал (или еще напишу) наукообразные статьи. Для этого мне требовался какой-то наукообразный принцип классификации, и я избрал такой: по принадлежности к сленгам разных молодежных неформальных сообществ. Из других опубликованных источников - результатов социологических исследований в реале - можно узнать численность этих сообществ.

Так вот, как только я об этой работе рассказывал кому-то из друзей или знакомых, то чаще всего первый вопрос был: "Ну, и какой же сленг у скинхедов?". Еще более-менее понятна такая реакция от евреев, обеспокоенных скинхедами как проявлением антисемитизма. Но то же самое спросила, например, Татьяна Ричардсон - профессор социальной антропологии одного из канадских университетов... Ни в Канаде, ни в Англии, где училась (в Кембридже) Ричардсон, такой проблемы нет (скинхеды - есть, они, собственно, родом из Англии, а проблемы - нет). Ну ладно, раз народ интересуется, я на этот вопрос отвечу.

У скинхедов есть крайне ограниченное число визуальных символов - стиль одежды, татуировки, эмблемы (например, стилизованные свастики), но нет никакого особого лингвистического сленга, что является одним из важных свидетельств слабости и неразвитости их субкультуры. У всех без исключения массовых и развитых субкультур и неформальных молодежных сообществ сленги есть. При сем прошу не путать понятия "(суб)культура" с понятием "то, что противоречит нашей культуре". Наука не пользуется эмоциональными метафорами, и в научном смысле у немецких фашистов культура была. Она нам враждебна, но отрицать ее существование - это "политика страуса". Изучать ее необходимо, хотя бы для того чтобы с ней бороться. Вот в угоду остро озабоченным этой проблемой читателям - подборка словарных статей о скинхедах:

Скинхед - бритоголовый, агрессивный радикал левой (антифашист) или правой группировки. || От англ. skinhead дословно - кожаная голова, в смысле бритая. Скинхеды устроили погром в футбольном баре. Син.: нацик, бритый, скин.
Скинхед - представитель скинхедовской субкультуры. Скинхед-движение зародилось в Англии в конце 60-х. Это молодежь из рабочего класса, музыка - ska, skinhead reggae, Oi! streetpunk; развлечение - пиво, футбол; стиль одежды - одна из составных (напр. Levi's джинсы, рубашка Ben Sherman, ботинки Dr. Martens). || От англ. skinhead - бритая голова.
Скинхед Traditional - Традиционные, или "подлинные", короче, те, кто стоит на позициях самых первых скинов
из далеких шестидесятых. "Центристы". Аполитичные тусовщики и футбольные хулзы.

Скинхед White Power, Nazi Skins, Boneheads. - ультраправые скинхеды. Как они себя понимают: скинхед - это солдат четвертого рейха. Идеи: расизм, превосходство арийской расы, "уничтожим всех уродов" (под уродами понимаются все, кто не похож на них, это могут быть и индоарийцы - пакистанцы, и чистейший русак Вася Пупкин из своего класса - как же, ведь он же слушает рэп!).

Скинхед SHARP - cкинхеды-антирасисты. Боевая альтернатива наци-скинхедам. Идеи: Нацисты не имеют права искажать первоначальные идеи скинхедства. Расизм не пройдет. Дружба с красными скинами, но без поддержки их левых идей, объединение только под знаменем антифашизма и антирасизма.

Скинхед RASH (Red-&Anarchist Skin Heads) - левые и анархоскинхеды. Социалистическое, коммунистическое, анархистское крыло скин-движения. Идеи: Во всех бедах человечества повинны буржуи и капиталисты. Капиталистический путь развития - тупик для цивилизации. Государство - инструмент подавления личности. Все люди равны, независимо от цвета кожи, убеждений и так далее. Расистов и фашистов - на рею.

Скинхед Straight Edge - сторонники аскетичного, "чистого" стиля жизни, без наркоты, болезней, нечестности, несправедливости. Подобие религии: да весь Straigh Edge - это практически религиозное течение! Одежда: для скинов - как обычно. Шнурки вот только не белые, а синие...

По официальным данным национальных министерств внутренних дел, в России 15 тысяч скинхедов, а в Украине 500 (не тысяч, а просто - единиц человек). Некоторые неофициальные источники (чаще всего общественные организации, в том числе еврейские, кавказские землячества, ассоциации иностранных студентов) утверждают, что эти данные занижены. Другие неофициальные источники, которых тоже трудно заподозрить в любви к правительству, - из кругов политической оппозиции - утверждают, что данные завышены, чтобы нашим доблестным правоохранителям было удобнее выбивать из бюджета средства. Кому верить? А никому! Не стоит применять понятие "вера" нигде, кроме как в религии. Верить надо в Б-га, а данными, в том числе "научными", надо пользоваться - как компьютером или туалетной бумагой. Крайние оценки отличаются от МВД-шных втрое-впятеро, то есть говорят о 5 тысячах или 75 тысячах скинов. Точно такая же ситуация с наркоманами: их в России 300 тысяч по официальным и полтора миллиона по самым крайним антиофициальным данным.

У наркоманов сленг, несомненно, есть, то есть эта субкультура весьма развита. Словарь сленга наркоманов (http://www.teneta.ru/rus/aa/argotrava.htm) занимает 45 средних книжных страниц, хотя значительную часть из них составляют синонимы - повторы, разные названия одного и того же наркотика или состояния наркотического опьянения.
Конечно, все данные не высосаны из пальца, они базируются на каких-то исследованиях, вопрос только в методах подсчета. В социологии принято публиковать методики вместе с результатами исследований, только мало кто это читает - мелким-то шрифтом. Если считать скинхедом того, кто побрил голову, купил в секонд-хенде за 70 долларов военные ботинки и "бобмерс" и пару раз прошелся в этом прикиде по Соборной площади... Именно так и считают крайние оценщики и, с одной стороны, - не без оснований: человек, который так поступает, имеет какие-то сознательные тенденции. Такими же статистическими методами к наркоманам причисляют любого, кто хоть раз в жизни попробовал наркотик. Тоже не без оснований.

Но хватит о грустном.

Сколько в России и Украине молодых людей, которые хоть раз в жизни сыграли в ЧГК или брейн-ринг? Словарь сленга участников интеллектуальных игр составляет 41 страницу почти без повторов и синонимов. А сколько молодых же людей играют в ролевые игры, участвуют в турнирах исторической реконструкции, оттягиваются на флэшмобах, ездят в скаутские лагеря, катаются на роллерах и скейтах, играют в сокс? Перечень молодежных субкультур и движений, не имеющих антисоциальной направленности, можно продолжить на много страниц. У всех них есть свои развитые сленги, а пересечения их по персоналиям со скинами и наркоманами почти отсутствуют. Сведения об их численности тоже несложно найти в Интернете. По усредненным из разных источников подсчетам и опросам экспертов, число только активистов интеллектуальных игр - тех, кто играет более-менее регулярно, составляет около полумиллиона человек. Счет тех, кто сыграл хоть разок, идет на единицы миллионов. Ненамного меньше по численности, но менее известно (благодаря политике СМИ) сообщество участников ролевых игр и исторической реконструкции. В обоих этих сообществах практически не употребляются наркотики, употребление алкоголя значительно ниже, чем в среднем по населению, в лексиконе как игровом, так и бытовом не в ходу матерные выражения, а общий культурный уровень значительно выше среднего.

Увы, стереотипы массового сознания о нашей молодежи формируются не социологическими исследованиями, а информационной политикой СМИ, прежде всего - телевидения. Более половины пресловутых скинхедов узнали о существовании скинхедов... из ящика (по телевизору). Из этого не следует, что их существование и опасность следует замалчивать. Но если бы число телеминут, рассказывающих о неформальных увлечениях молодежи, было пропорционально массовости и мощности молодежных субкультур и движений, то иным было бы не только информационное поле, но и само общество.

Тексты колонки "Интернет для детей и родителей" адресованы читателям бумажной версии газеты "Тиква" — не пользователям Интернета — и, соответственно, адаптированы, то есть информация упрощена и искажена.
Мы будем рады услышать от опытных пользователей Сети предложения и советы по улучшению качества адаптирования. Пишите нам на
tikvaodessa@ukr.net.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.