На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Очерки о биологии в Торе

ЧИТАЯ КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ


Евгений ПЕРСКИЙ "Истоки" вестник Народного университета еврейской культуры в Восточной Украине
(Продолжение. Начало в № 628.)

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТОРОННЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ

Со временем количество ДНК на Земле увеличилось настолько, что свободных ресурсов для создания новых копий стало не хватать. Вот тут-то и начала приобретать все большую и большую роль конкуренция между различными молекулами ДНК, заключенными в разные оболочки и применяющими неодинаковые способы успешного копирования. Они были самыми разными. Например, некоторые молекулы ДНК стали строить свои копии и оболочки-конструкции из очень простых молекул, используя для этого энергию солнечного света. Другие стали хищниками - начали вырабатывать химические вещества, разрушающие их конкурентов, то есть одновременно устранять их и при этом еще получать необходимые для копирования строительные компоненты. Третьи увеличивали продолжительность жизни, повышая свою структурную стабильность, четвертые ускоряли воспроизведение, пятые улучшали точность копирования... Были и такие молекулы, которые одновременно использовали разные способы, повышающие эффективность размножения. Это значит, что отдельные участки когда-то единой ДНК в рамках общей программы воспроизведения стали выполнять разные функции. Так появились гены.

Конкуренция между разными типами молекул ДНК положила начало процессу, который много позже люди назовут естественным отбором - борьбой за существование. В результате этой борьбы одни молекулы ДНК становились многочисленнее, а другие исчезали с лица Земли. И оболочки, в которых находились успешно выжившие молекулы ДНК, были уже не просто оболочками. Они стали машинами выживания для спрятанных в них молекул ДНК со всеми их генами. И дальнейшее существование молекул ДНК уже прямо зависело от совершенства этих машин и возможности к еще большему их совершенствованию.

Все мы, живущие сегодня на Земле, одноклеточные и многоклеточные, растения, животные и люди, - это разнообразные, неузнаваемо изменившиеся машины выживания. А наши гены - это потомки самых первых молекул ДНК, создавших некогда прототипы таких машин.

И если наш наблюдатель продолжает следить за судьбой молекул ДНК, то с его точки зрения, ничего принципиально нового для себя он не увидит. Правда, за время наблюдения на Земле появился человек, который создал цивилизацию и стал изменять свой мир, невероятными темпами приспосабливая его к себе. Но для наблюдателя все это - лишь новые, хотя и чрезвычайно тонкие и хитроумные способы, с помощью которых ДНК продолжает выживать и еще более эффективно увеличивать свое количество. А делать она это может единственным способом - через размножение машин выживания. Вот и получается, что смысл и цель нашего существования - это сохранение и размножение содержащихся в нас генов. Еще в XIX веке, когда не было самого слова "ген", английский философ Г. Спенсер сформулировал это представление довольно образно: "Курица - это всего лишь способ, с помощью которого одно яйцо производит другое".

Несомненно, для многих взгляд на себя, на свои тело и душу, - всего лишь как на способ, как на инкубатор, машину выживания каких-то генов, должен быть, по меньшей мере, неприятным, отталкивающим и даже неприемлемым. Неужели величайшие достижения человеческого духа - религия, наука, искусство, неуемная жажда знаний, преобразование природы и величайшие трагедии, такие, как мировые войны, - все это сводится, в конечном счете, к физико-химическому процессу копирования ДНК?

В отличие от этого естественнонаучного, но крайне формального подхода, Тора рассматривает человека как уникальное явление. Она подчеркивает его величие - он был создан последним из всех творений; его особое положение в мире - он был сотворен "по образу Б-жественному", является личностью и способен установить связь с Б-гом; его роль - он получил право владеть землей и властвовать над всеми остальными существами.

И при этом взгляде на человека, абсолютно противоположном предыдущему, первая из 613 заповедей Торы гласит: "Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю..."

Это не сходство. Это - совпадение. Совпадение современных научных взглядов с представлением о цели и смысле жизни, которое почти 3,5 тысячи лет назад было сформулировано в Торе.

НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРИЛИ СТРОИТЕЛИ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ?

Как и многие другие библейские сюжеты, рассказ о Вавилонской башне знают даже люди, никогда в жизни не державшие в руках Тору. Смысл рассказа в том, что научные и технические достижения человека могут обернуться его моральным падением. Строя башню, "уходящую вершиной в небеса", башню, которая должна прославить их ("создадим себе имя" - говорили они), люди превратились в фанатиков - автоматы, потерявшие нравственные начала. Об этом образно рассказывает мидраш: "Если кто-нибудь падал и разбивался, на это не обращали внимания, но если падал кирпич - садились и плакали: "Ой, горе нам! Когда еще принесут другой кирпич вместо этого!". Для того чтобы предотвратить духовное вырождение человечества, Б-г сделал так, что строители стали разговаривать на множестве разных языков и перестали понимать друг друга. Строительство башни прекратилось, а люди рассеялись по всей Земле.

Но кроме нравственного в этом сюжете есть еще один важный момент - биологический. В глубокой древности у людей был один язык! Тора совершенно определенно говорит об этом: "На всей земле был один язык, одни и те же слова" (Берешит, 11.1).
Это утверждение абсолютно логично. На Земле живут 8 миллиардов людей, которые разговаривают более чем на 6 тысячах самостоятельных языков. И это не считая огромного количества диалектов. А у некоторых народов существуют даже мужские и женские варианты языка! Но это сегодня.

А когда-то, очень давно, людей на Земле было намного меньше. В какой-то момент времени, например, 5913, в другой - 6017. Это столько людей, сколько сейчас - языков. А еще раньше людей было еще меньше. А перед этим... И т. д. Понятно, что и языков тогда было совсем мало. Ведь не могут же несколько десятков человек разговаривать на тысячах языков. Естественно, что у первичной человеческой группы до того, как она разделилась на популяции, которые стали развиваться обособленно, должен был быть единый праязык.

В соответствии с толкованием Раши (р. Шломо Ицхаки, 1040-1105), язык, на котором вначале говорили люди, Б-г дал Адаму и Хаве. Это был священный язык, естественный только для человеческих существ.
А может ли в принципе существовать естественный язык, отличный от всех известных, язык, специфичность которого определялась бы биологической природой человека?

Над этим вопросом задумывалось множество исследователей. Ответ пришел с неожиданной стороны. Его дала история колоний. Начиная с XVI века англичане, французы, голландцы, испанцы и португальцы, а несколько позднее и арабы стали создавать в своих колониях на малонаселенных тропических островах и в изолированных прибрежных районах Америки и Африки сельскохозяйственные плантации. На них выращивали, в основном, монокультуры, чаще всего - сахарный тростник, и для работы здесь нужна была как можно более дешевая рабочая сила.
Вначале это были рабы, которых захватывали или покупали, как правило, в Западной Африке. Но в XIX веке европейские страны запретили работорговлю. И на плантации стали завозить наемных рабочих, которые, в сущности, мало чем отличались от рабов. Их вербовали все в той же Западной, а затем и Восточной Африке, Индии, Китае, Малайзии и других странах Востока.

Попав на плантации, эти люди должны были решать сложную задачу словесного общения - они говорили на множестве различных языков, а языка хозяев не знали. Плантаторы же держались обособленно и не стремились обучать рабочих своему языку. Поэтому в качестве средства общения друг с другом и с хозяевами представители разных языковых групп изобрели примитивные языки, получившие название "пиджин" (искаженное английское слово "бизнес").
Языки пиджин предельно упрощены. Их словарный запас формировался на основе языков плантаторов, а грамматическая структура была крайне несовершенна. Порядок слов в предложениях не подчинялся какому-либо постоянному принципу: каждый иммигрант строил предложения в соответствии с правилами своего родного языка. В этих языках часто отсутствуют вспомогательные глаголы, артикли, предлоги. Простые предложения вообще обходятся без предлогов. Придаточных предложений в этих языках нет.

Поэтому человек, говорящий на пиджин, находится в трудном положении. Простые понятия, касающиеся быта, работы, здоровья и т. п. можно легко выразить на этом языке. Но для того чтобы сказать на пиджин что-либо более сложное, приходится конструировать неуклюжие громоздкие фразы, смысл которых иногда трудно понять. Отвлеченные же понятия часто вообще невозможно выразить на пиджин.

В течение почти 300 лет потоки иммигрантов поддерживали существование этих примитивных языков в колониях. Но постепенно, начиная со 2-й половины XIX века, европейские колонии в Африке, Америке и Азии либо сами становились самостоятельными, либо входили в состав самостоятельных государств. Потоки наемных рабочих резко уменьшились, и население бывших колоний стало постоянным. Именно в это время наряду с пиджин у потомков рабов и завербованных рабочих (их стали называть креолами) возникла и развилась новая группа языков - креольские. Многие из них имеют и собственные названия. В конце XIX - начале XX века там, где раньше говорили на пиджин, господствующими стали креольские языки.
Сегодня филологи относят к креольским около 30-ти вполне развитых и совершенных языков. На любом из них можно выразить те же сложные и отвлеченные понятия, что и на каком-либо европейском языке. Так же, как и в пиджин, словари креольских языков основаны на языках колонизаторов. Но в креольских языках есть особенности, которые еще в начале прошлого века заинтересовали исследователей-филологов. Оказывается, ни один из этих языков не позаимствовал грамматическую структуру того языка, словарный запас которого он использует. Значительные различия имеются и между грамматикой любого креольского языка и родных языков иммигрантов. Это же относится и к языкам местного населения. А ведь носители и тех, и других языков все время контактировали! При этом независимо от географического положения и словарной основы правила грамматики во всех креольских языках одни и те же.

Что же определило это невероятное единство креольских языков? Ведь они возникали и развивались независимо друг от друга, в разное время, да еще и в условиях географической разобщенности - в районах, часто на десятки тысяч километров удаленных друг от друга.

Проясняться это стало тогда, когда лингвисты заинтересовались англо-креольским языком Гавайских островов. Этот язык интересен тем, что после аннексии островов США в 1898 году, он сформировался в среде рабочих-иммигрантов в удивительно короткое время - за 25 лет.

Исследователи обнаружили, что предложения, которые строят англоязычные дети в возрасте от 2-х до 4-х лет, удивительно похожи на структуру предложений этого языка. Более того, оказалось, что те характерные ошибки в расположении частей речи, использовании глагольных форм и т. д., которые эти дети систематически делают при построении фраз, в любых креольских языках уже не ошибки, а правила грамматики. Они полностью совпадают с особенностями речи 2-4-летних детей, независимо от того, на каких языках говорят их родители.

Эти поразительные факты объясняют однородность лингвистической структуры креольских языков и прямо указывают на тот исходный язык, от которого они все произошли.

Это - естественный язык детей.

Сегодня филологи единодушны во мнении - креольские языки были созданы детьми иммигрантов. Так же, как и для родителей, язык хозяев был недоступен этим детям. Родители же, принадлежащие к различным этническим группам, общались, в основном, на пиджин, и дети практически не слышали языка предков. В отличие от детей, родители которых владеют полноценным языком, ребенок, родившийся в такой среде, не получает точной и последовательной языковой модели. Он не может ориентироваться на речь старших - ведь особенность пиджин в том, что этот язык сильно варьирует в зависимости
от говорящего. По этой же причине и родители не могут исправлять ошибки речи ребенка.

И ребенок поступает единственным возможным для него образом - он начинает разговаривать так, как может. Это умение предопределено биологически, как и другие сложные формы поведения человека, отличающие его от животных, например, способность ходить на ногах, а не на четырех конечностях. Физическая основа, позволяющая ребенку заговорить, это, кроме голосового аппарата, три участка коры больших полушарий мозга - центры, заведующие речью современного человека. Они носят название центров Брока, Вернике и угловой извилины и представляют собой, в сущности, вычислительное устройство на нейрологической основе. Его строение задается генетически и содержит программу, которую исследователи называют "базовой детской грамматикой". Именно эта грамматика в силу исторических событий и легла в основу креольских языков. Правда, для того чтобы врожденная грамматическая модель реализовалась, ее, как и любую программу, нужно включить. Такой "включатель" - речь окружающих ребенка людей.

Итак, эксперимент, поставленный историей на сотнях тысяч рабов, подтвердил, что уже при рождении люди обладают грамматической моделью, которую смело можно назвать естественным языком. По-видимому, его структура во многом сходна с языком первых заговоривших людей. Если бы язык строителей Вавилонской башни был достаточно древним, то независимо от словарного состава, его грамматика была бы близка к грамматике креольских языков.

Почему же дети говорят на креольском, а взрослые - на других языках? Почему вообще на Земле не все языки - креольские? На первый вопрос ответить просто. Потому что взрослые непрерывно поправляют речь детей до тех пор, пока те не изменят грамматику своего базового языка, приведя его в соответствие с принятым в данном обществе. На второй ученые, занимающиеся исследованием эволюции языков, окончательного ответа не дали. Ясно лишь, что многоообразие языков как-то связано с расселением людей по всей Земле и независимым историческим развитием расселившихся групп.

Но ведь Тора, говоря о том, что в глубокой древности у людей был один язык, тоже связывает возникновение множества языков с расселением людей по Земле! - "Перемешал Г-сподь язык жителей всей Земли, и... рассеял их Г-сподь по лицу всей Земли" (Берешит, 11.9).

Идеология эволюционного развития человеческих языков, впервые высказанная в Торе, не изменилась со времени ее написания до наших дней.

"НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО"

В двух местах в книге Шмот (Исход, 23.19, 34.21) и в одном - в книге Дварим (Второзаконие, 14.9-10) Тора предписывает: "Не вари козленка в молоке матери его". В соответствии с традицией, троекратное повторение заповеди означает не один, а три запрета: на одновременное приготовление, на использование в пищу и на любой другой вид использования смеси молока с мясом.

Запрет на смешение мясных и молочных продуктов входит в кашрут - свод законов о разрешенной пище и правилах ее употребления. Молочную пищу разрешается есть после приема мясной только через определенный промежуток - время полного переваривания мяса. В древности мудрецы оценили его в 6 часов. Но в Германии и Франции раввины разрешают сократить перерыв до 3, а в Голландии - даже до 1 часа. Мясное же повсеместно можно употреблять уже через полчаса после молочного.

Иудаизм не дает объяснения этой заповеди; она относится к числу иррациональных законов (хуким), которые следует выполнять не рассуждая, поскольку их смысл непостижим для человеческого разума. Тем не менее, некоторые из этих законов вполне объяснимы. Более того, многие раввины считают, что такие объяснения полезны, так как способствуют большему душевному подъему при исполнении заповеди.

Рамбам (раби Моше бен Маймон, Маймонид), один из величайших еврейских мыслителей и законоведов, был и выдающимся врачом своего времени (1135-1204). Он пытался объяснять законы кашрута, в том числе и запрет смешивать мясное с молочным, с точки зрения медицины. По его мнению, запрещенная пища вредит здоровью, а правила приема разрешенной наиболее полезны для его поддержания. В свое время Рамбам не мог привести конкретные факты, подтверждающие его взгляды. А существуют ли они сейчас?

Запрет на смешение молока с мясом был дан вначале нашим далеким предкам. Почему? В чем мог быть смысл этой заповеди в то время?

Попытаемся заглянуть в прошлое. Несомненно, заповедь адресована, в первую очередь, животноводам, людям, у которых важную часть пищи составляют молоко и мясо. Естественно, такой рацион мог появиться только после появления домашнего скота. Археологические находки свидетельствуют, что первыми были одомашнены козы и овцы. Это произошло между 10-ю и 8-ю тысячами лет назад на территории современных Ирака и Ирана. А спустя примерно 2 тысячи лет здесь же был одомашнен и крупный рогатый скот.

И тогда человек стал единственным млекопитающим на Земле, которое во взрослом состоянии регулярно употребляет молоко в пищу. Правда, не свое, а молочного скота. И вот тут-то возникла проблема: физиологически человек не был подготовлен к этому.

Дело в том, что в молоке млекопитающих содержится так называемая лактоза - молочный сахар, который практически нигде больше не встречается. Это единственный источник углеводов для детеныша (и младенца!) в период вскармливания молоком матери. Лактоза - это дисахарид, ее молекула состоит из двух меньших молекул: моносахаридов глюкозы и галактозы. Лактоза непосредственно не усваивается организмом, так как ее молекулы из-за больших размеров не всасываются кишечником. Всасываться в нем могут только глюкоза и галактоза. Поэтому для усвоения лактозы ее необходимо предварительно расщепить. Происходит это под действием специального фермента - кишечной лактазы.

Однако активность этого фермента у людей любой популяции и расы изменяется с возрастом. У новорожденных и грудных детей она достаточно высока для усвоения лактозы. После отнятия от груди, при переходе к "взрослой" пище, активность фермента начинает снижаться. У старших детей, подростков и взрослых она уже зависит от происхождения.
Только в Центральной и Северной Европе у большинства людей высокая лактазная активность сохраняется во взрослом возрасте. В среднем способностью усваивать лактозу обладают здесь около 80 процентов жителей, а в некоторых популяциях, например, в Дании - даже 97 процентов.

В Южной Европе - Испании, Италии, Греции - количество таких людей меньше, не более 60 процентов. Естественно, что значительная доля белого населения других континентов - потомки выходцев из Европы - тоже усваивают лактозу.
А вот в большинстве популяций аборигенов Америки - индейцев и эскимосов, Австралии, Меланезии, тропической Африки, у монголоидов Юго-Восточной Азии взрослые с высокой лактазной активностью встречаются редко или не встречаются вообще. Например, у эскимосов, таитян, таиландцев, банту Центральной и Южной Африки их количество не превышает 1-2 процента. Мало взрослых, усваивающих лактозу, и среди семитов - арабов и евреев.

Люди с низкой лактазной активностью страдают непереносимостью лактозы. Поэтому они не могут пить цельное молоко. Не расщепленная в тонком кишечнике лактоза вызывает сильный приток жидкости в него. Затем лактоза попадает в толстый кишечник, где ее сбраживают постоянно находящиеся там бактерии. Скапливающиеся в кишечнике газы приводят к вздутию живота, возникают сильные схваткообразные боли, тошнота, судороги и неудержимый понос. Достаточно такому человеку выпить 2-2,5, а иногда и 1 стакан коровьего молока, как у него проявляются эти симптомы.

Если же человек с непереносимостью лактозы вздумает во время еды запивать молоком, например, жареное мясо, которое вообще у многих переваривается довольно трудно, расстройство пищеварения будет у него намного тяжелее, болеть он будет дольше, да и последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Даже в наши дни все это довольно неприятно. А в древности в отсутствие медицинской помощи такое пиршество могло для кого-то закончиться и смертью.

Гены, ответственные за сохранение лактазной активности, дают ее носителям явное преимущество, - они получают доступ к продукту с огромной пищевой ценностью. Несомненно, что начиная с момента одомашнивания молочного скота и до наших дней эти гены распространялись во всех популяциях животноводов. Поэтому, когда наши предки впервые занялись молочным животноводством, среди них было не больше, а наверняка намного меньше людей, усваивающих лактозу. А вот заранее определить (как это делается сегодня - с помощью биохимических тестов), кто может, а кто не может употреблять цельное молоко, в то время было невозможно. Для этого нужно было попробовать его.

А ведь одна-единственная проба могла закончиться плачевно. Так что заповедь "Не вари козленка в молоке матери его" имела совершенно четкий биологический смысл - сохранение здоровья.

Любопытно, что евреи - не единственный народ, у которого существует запрет на смешение мясной и молочной пищи. Этот запрет известен в истории большинства кочевников-скотоводов, а в наши дни широко распространен у многих африканских скотоводческих племен и часто имеет более строгий характер, чем у евреев.

Сегодня среди евреев много взрослых людей, у которых лактазная активность достаточно высока. Молоко им не страшно. Более того, появившиеся в молочном животноводстве с течением времени кисломолочные продукты - простокваша, йогурт, кефир - не вызывают явлений непереносимости у тех, кто пить молоко не может, так как в процессе брожения молочнокислые бактерии разрушают лактозу. И в других широко распространенных молочных продуктах - масле, сметане, твороге, сыре - лактозы нет совсем или же она присутствует в незначительных количествах. А с конца 80-х годов прошлого века некоторые производители обрабатывают молоко лактазой - после этого оно легко усваивается всеми и даже становится вкуснее. Так что любой человек с непереносимостью цельного молока может выбирать молочные продукты по своему вкусу и употреблять их только с пользой, даже в смеси с мясными.

Получается, что в современном мире биологические основы заповеди "Не вари козленка в молоке матери его" потеряли смысл. Почему же она оказалась такой стойкой?

Почти 8 веков назад на этот вопрос ответил другой знаменитый ученый раввин, врач Рамбан (рабби Моше Бен Нахман, Нахманид, 1194-1270). По его мнению, запрещенная пища и несоблюдение законов кашрута вредят, прежде всего, здоровью души, а не тела.

В несколько ином варианте рассматривают законы кашрута более поздние еврейские философы, считая, что эти законы - один из мощнейших факторов сохранения индивидуальности народа.

ГЕН, КОТОРОМУ 3300 ЛЕТ

Этот очерк не только, и даже не столько о биологии в Торе, сколько о биологии для Торы. Это иллюстрация того, как идеи и методы современной биологии подтверждают традиционное представление об исторической судьбе еврейского народа.
После смерти в 928 г. до н. э. третьего израильского царя Соломона (Шломо), еврейское государство распалось на два царства. В маленькую южную Иудею вошел надел колена (племени) Иегуды вместе с особым участком, который был отведен в этом наделе для малочисленного колена Шимона, и часть надела колена Биньямина. Остальные израильские колена - Эфраима, Менаше, Реувена, Гада, Иссахара, Звулона, Нафтали, Ашера, Дана и оставшаяся часть колена Биньямина объединились в самостоятельное северное царство - Израиль. Первый царь северного государства - Иеровам - создал в противовес Иерусалимскому Храму свои святилища, изменил Б-гослужение и учредил новое сословие священников. Тогда левиты - традиционные служители Иерусалимского Храма, принадлежащие колену Леви, которое не имело собственного надела, - стали покидать Израиль и поселяться в Иудее.

Спустя два столетия, в 722 году до н. э., Ассирия нанесла поражение Израильскому царству. Столица Израиля - Самария - была разрушена, а большую часть населения, принадлежавшую к северным коленам, ассирийцы выселили из страны. Часть израильтян бежала в Иудею. Изгнанников вначале поселили в северной Месопотамии, в горах Ирана, в Мидии и в других местах: "...царь Ашшурский... изгнал... Исраэйльтян в Ашшур, и поселил их в Халахе, и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мадайских" (Пророки, Мелахим II, 17.6-7). В Израиль пригнали на поселение амореев и вавилонян, которые, смешавшись постепенно с оставшимися израильтянами, образовали новую народность, родственную евреям, - самаритян.
Дальнейшая судьба потомков десяти северных колен, выселенных из Израиля, неизвестна. Тайна этих десяти исчезнувших племен всегда будоражила и волновала умы не только ученых - историков и библеистов, но и людей, от науки далеких. И время от времени возникали предположения: тот или иной народ - потомок какого-либо из потерянных десяти колен. Чаще всего такие предположения основываются на сходстве некоторых ритуалов, совпадениях отдельных слов или географических названий у этих народов с древнееврейскими. Раньше к ним относили хазар, некоторые племена американских индейцев, мормонов, а недавно заговорили о еврейском происхождении пуштунов - 19-миллионном народе горцев, живущих в Афганистане и Пакистане. Сегодня, однако, уверенно можно говорить лишь об одном народе, действительно имеющем еврейское происхождение. Это - фалаши (на эфиопском - изгнанники) - чернокожие евреи Эфиопии, которые были репатриированы в Израиль в 1985 г. В 1973 г. главный раввин Израиля признал их возможными потомками колена Дана.

В действительности большинство потомков десяти колен были либо ассимилированы, либо влились в сохранившиеся южные колена. Например, в Месопотамии часть изгнанников, перемещенных сюда ассирийцами, не была ассимилирована местным населением и сохранила национальный облик. Когда в 586 г. до н. э. под ударами Вавилона пал Иерусалим, был разрушен Храм, и Иудея перестала существовать, они слились с изгнанниками из этого царства, которых вавилоняне переселили в Месопотамию. К этому времени, по-видимому, немногочисленное колено Шимона было поглощено коленом Иегуды, и на свете остались только евреи этого колена, слившиеся с членами других колен, и колено Леви.

В нем существовал род Когенов - духовной аристократии, происходящий от первосвященника Аарона - брата Моше (Моисея). Эта же ситуация сохранилась и в диаспоре, и после возвращения из вавилонского плена, в Иудее.

Поэтому, в соответствии с традицией, среди живущих сегодня евреев прямые потомки есть только у Аарона и Леви. Считается, что евреи с фамилиями Коган (Каганович, Кагановский и т. д.), Каплан (капеллан - в переводе на русский язык - священник), а также с фамилиями-аббревиатурами - Кац (коген-це-дек), Раппопорт (раби-о-порте) - происходят непосредственно от Аарона. Большинство же евреев с фамилиями Леви, Левин, Левинский, Левитан и т. д. - левиты, потомки Леви. Все остальные современные евреи, независимо от фамилии, произошли от смешения представителей разных колен и называются израильтянами (Исраэль).

Насколько эта традиция, основанная на библейском повествовании, соответствует действительности? Археологические находки последних десятилетий и документы из ассирийских и вавилонских архивов подтверждают достоверность исторических событий, описанных в Танахе. Но сами по себе эти события не могут пролить свет на изменения племенного состава еврейского народа, которые при этом произошли.

А вот в молекулярной биологии есть метод, который позволяет это сделать. Идея метода проста. В молекулах ДНК каждой клетки многоклеточного организма закодирована вся информация о его строении и свойствах. Поэтому, чем теснее родственные связи между организмами, чем ближе они друг к другу по происхождению, тем больше сходство их ДНК. Например, различия между ДНК любых двух растений или животных намного меньше, чем между ДНК растения и ДНК животного. Сравнивая между собой молекулы ДНК различных организмов, можно по степени их отличия друг от друга построить родословное древо этих молекул. Такое древо отражает историю группы родственных организмов, происходящих от одного предка, и даже позволяет частично охарактеризовать его.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.