На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НАШИ ЗАКОНЫ

ЛАШОН А-РА


Сегодня в соседней рубрике рассказывается о сборнике законов раби Исраэля Меира Акоэна "Мишна-Брура". Известна другая книга того же автора, посвященная законам чистоты речи, точнее говоря, соблюдениям заповедей Торы, запрещающим "плохую речь", лашон а-ра, под которой понимаются любые разговоры, приводящие человека к ущербу. Труд, названный "Хафец-Хаим", в свое время "сделал имя" автору — причем в буквальном смысле, поскольку с тех пор мудрец из Радина стал известен именно как Хафец-Хаим. Но его книгу учить непросто, поэтому она вызвала море толкований, пересказов и интерпретаций. Приведем несколько отрывков из книги "Нецор Лешонха", основанной на труде Хафец-Хаима и переведенной на русский язык в издательстве ешивы "Швут-Ами". "Нецор Лешонха" означает — "Береги свой язык". Название взято из известного стиха (Теилим 34:14): "Береги свой язык от плохого, а свои уста — от лживых разговоров".

Сначала эпиграф книги:

Написано: "Смерть и жизнь — во власти твоего языка" (Мишлей 18:21). "Сила языка не только в том, что он может убить, — его удар сильнее удара мечом. Ведь меч поражает только того, кто стоит перед ним, но язык способен убить и того, кто от него далек". (Трактат Арахин 15)

А теперь два отрывка из книги.

1. Неважно, как говорится лашон а-ра — по желанию или под принуждением. Если, допустим, человек уговаривает другого съесть что-нибудь некашерное, разве тому можно будет оправдать свое нарушение? То же самое с лашон а-ра. Например, Давид сгорает от любопытства, пытаясь выяснить, кто совершил некий поступок. Он пытает товарища: "Смотри, я знаю, что тебе известно, кто этот человек. Мы с тобой близкие друзья. Уверяю тебя, что не расскажу никому. Дай мне только намек. Если не скажешь, то пожалеешь об этом. Не сдвинусь с места, пока не узнаю!" Как видим, Давид пробует все способы, чтобы развязать язык товарищу. Несмотря на такое упрямство, его товарищ обязан проявить выдержку и не пойти на уступку.
2. Запрет на лашон а-ра касается как разговоров наедине, так и публичных высказываний. Оговор на людях является даже большим грехом, чем те же слова, высказанные в частной беседе. Потому что в грехе участвуют и слушатели: чем больше компания, тем больше участников проступка (если они позволят этому греху совершиться). И еще, в компании уровень "падения" оговоренного человека прямо пропорционален числу участников оговора. Например, господин Гринфельд, участвуя в собрании на выборах правления фирмы, напомнил в своем выступлении о нескольких недостатках господина Левина. Никто его не остановил. В какой степени его проступок серьезнее аналогичного, но совершенного в приватной беседе? Ровно настолько, сколько на собрании присутствовало слушателей.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.