На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ

Еврейское оружие - речь


Когда-то, очень давно, я работал в молодежной газете. Помню, редактор просил от авторов каждую статью начинать с лозунга, который наиболее точно отражает ее суть. Лозунг помещался под заглавием и был призван привлечь внимание читателя, чтобы тот не пропустил статью. Причем требовалось сочинить обязательно что-нибудь меткое, легкое и запоминающееся. С тех пор у меня осталась эта неистребимая привычка - сочинять лозунги, речевки и слоганы на все случаи жизни: к статье и книге, над которой работаю, письму, которое пишу другу, и даже стишкам, которые сочиняю своим детям на ночь. А рассказываю я все это к тому, что сегодняшнюю статью можно было бы сопроводить сразу тремя лозунгами: "Не ври своему электорату", "Воюя, бей, но не добивай", "У каждого еврея есть разящее оружие; надо уметь им пользоваться". Ну а теперь, как учили нас на уроках литературы и языка, приступаем к раскрытию этих трех тем.

Сегодня у нас война. Война с Мидьяном. О ней написано в недельном разделе Торы. Впрочем, раздел начинается вполне мирно - темой выполнения обетов и клятв. Первый стих раздела: "И обратился Моше к руководителям колен сыновей Израиля, сказав: Вот что повелел Всевышний: человек, давший обет..." - и дальше по тексту.

Обратите внимание - "обратился к главам колен". Почему к главам? Разве заповедь исполнять все, что обещано, все, что вышло из уст, касается только руководителей? За ответом обратимся к знаменитому раби Моше Соферу (1769-1839), автору сборника "Хатам-Софер", известнейшему талмудисту, главному раввину Пресбурга, в те времена венгерского города с немецко-еврейским населением, ныне Братислава, столица Словакии. Раввин пишет: "Так заведено в мире: руководители, призванные быть примером для подданных, не скупятся на обещания народу, но не всегда их выполняют, а подчас вершат дела, прямо противоположные тому, в чем недавно клялись. Поэтому Тора особым образом обращается к ним, чтобы "не нарушали своих слов и выполняли все, что вышло из их уст".

Как видим, природа власти не изменилась со времен дарования нашему народу Торы. Вернее, не изменилась природа человека. (Но с момента дарования Торы изменился подход к природе человека. Иудаизм учит: знайте, люди, что вам свойственно не во всем держать свое слово, особенно это касается руководителей. Но теперь крепитесь - не изменяйте своим обещаниям и посулам. Отныне такова заповедь Всевышнего, не нарушайте ее.)

Теперь несколько слов о войне с Мидьяном. Написано: "И ударили войском по Мидьяну, как было заповедано". В оригинале употреблен глагол, который можно перевести по-разному: пошли войной, начали воевать, осадили. Мидраш (запись Устной Торы) сообщает: "Разделились мнения толкователей стиха. Мудрецы сказали, что осадили каждый город в стране Мидьян с четырех сторон, чтобы не убежали. Но по мнению раби Натана, осадили только с трех сторон - чтобы убежали и не было лишнего кровопролития".

Добавим от себя, что еврейский закон согласился с раби Натаном, а не с мудрецами, его оппонентами. Действительно, у Рамбама, составителя кодекса законов, находим в "Законах о царях": "При осаде города надо оставить одну сторону для выхода защитникам - чтобы спаслись те, кто хочет спастись. Это мы учим из Устной Торы".

Итак, если ты вынужден воевать, то и на войне не будь излишне жестоким. Правда, тут возникает вопрос: почему Рамбам добавил слова про Устную Тору? Где в ней мы встречаем это правило?

Ответ находим в замечательном комментарии "Тора Тмима" рава Баруха Эпштейна из Пинска (убит немцами в 1942 году; да отомстит Всевышний за кровь праведника). Известно из Иерусалимского Талмуда, что перед завоеванием Страны Кенаан послал Йеошуа бин Нун (по-русски Иисус Навин), ученик пророка Моше, такой ультиматум народам той страны: "Кто хочет уйти - уйдите; кто хочет жить с нами мирно - живите (отказавшись от идолопоклонства); кто хочет воевать - воюйте". Племя Гиргаш ушло на юг, племя Гивьон поспешило заключить с евреями мир, остальные три десятка племен вышли на войну и были разбиты.

Но откуда Йеошуа бин Нун знал, что надо дать шанс желающим спастись? Из Торы, которая пишет: "И ударили войском по Мидьяну, как было заповедано". Посмотрите на последние три слова, речь идет не о заповеди ударить по Мидьяну, а о том, как ударить по Мидьяну, то есть какую использовать тактику. Письменная Тора намекает, что есть специальные правила ведения войны. Устная Тора конкретно нас с ними знакомит.

И еще добавляет рав Эпштейн: мнение раби Натана о том, что при осаде надо оставлять "форточку", основывается на здравом смысле, согласно которому не следовало осложнять евреям завоевание Кенаана. Запертый в тесной осаде противник всегда сражается с особым отчаянием. Никто не отдает свою жизнь без боя.

Мораль сегодняшнего урока: наш народ не любит воевать. Нам во всех случаях дорога заповедь "не убивай" - даже когда мы вынуждены брать в руки оружие. Но и в этих случаях мы стараемся избежать лишних жертв. Так велит нам Тора...

И еще несколько слов на военную тему. Написано в недельном разделе: "Билама, сына Беора, убили мечом". Воюя с мидьянскими царями, евреи лишили жизни попавшего в эпицентр битвы Билама, того самого, что в свое время пытался их проклясть, но против воли благословил (о нем мы вели речь две недели назад).

Великий комментатор Раши дает интересное толкование: "Билам выступил против евреев и применил их оружие. Поскольку они побеждают словом - то есть молитвой и просьбой, - пришел он и захотел проклясть их словом. Тогда и они поднялись против него, применив оружие, принятое у других народов, - то есть убили мечом. Ведь сказано про Эсава (про другие народы мира): "Своим мечом будешь жить".

На это заметил учитель и мудрец Хафец-Хаим: из слов Раши учим, что наше оружие - речь, ею мы воздействуем на материальный мир и достигаем глубин мира духовного. Поэтому каждый из евреев должен быть осторожен в обращении со своим грозным оружием - с речью и словами, - чтобы не нарушить запрещенное, разнося хулу, злословие, сплетни или разбрасываясь невыполнимыми обещаниями. Кстати, именно темой освобождения от невыполнимых обещаний начинается наша глава.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.