На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ


(Продолжение. Начало в № 499.)

ЙОСЕФ НАЗНАЧЕН НАМЕСТНИКОМ ЕГИПТА

Царский двор был в смятении и негодовании: "Раб, купленный за двадцать серебряных монет да еще только что вышедший из тюрьмы, будет править нами?"
Фараон решил успокоить всех: "Этот человек вовсе не раб. Посмотрите, он выглядит, как свободный гражданин, принадлежащий к великому и благородному народу. Неужели вы не видите его изящества и аристократичности? По-моему, он похож на человека, привыкшего повелевать".
И в самом деле: трудно было не обратить внимания на царскую осанку Йосефа. Это видел Потифар, это понимал начальник тюрьмы — все чувствовали, что Йосеф был рожден, чтобы стать великим правителем.
Тем не менее, министры продолжали возражать: "Его нельзя наделять властью! Тебе, о царь, известны законы. Правитель Египта, а также его заместитель, второй человек в государстве, должны владеть семьюдесятью языками. На каких языках, кроме еврейского, может изъясняться твой Йосеф?"
С этим возражением фараон не мог не согласиться. И он пообещал, что проверит Йосефа при первой же возможности.
Ночью Йосеф увидел удивительный сон. Ангел Ашема пришел к нему и сказал: "Я должен обучить тебя семидесяти языкам". Йосеф тут же начал учить их, но это было невозможно. Тогда Ашем сказал ему: "Пришло время — и Я награжу тебя за Кидуш Ашем, который ты совершил, отказавшись от притязаний жены Потифара. Я добавлю к твоему имени букву из Своего Б-жественного Имени, и тебя будут звать — Йеосеф". Как только Йосеф получил новое имя, он сверхъестественным образом смог запомнить все, что ему преподал ангел.
На следующее утро, когда фараон призвал его для испытания, Йосеф мог отвечать ему на любом языке, на котором тот к нему обращался. С каждым положительным ответом Йосеф поднимался на ступеньку вверх по лестнице трона, пока не дошел до самого верха. И вот теперь — настала очередь Йосефа, и он обратился к фараону на иврите... Фараон был смущен, ибо оказалось, что он не знает этого языка.
— Обучи меня еврейскому, — приказал он Йосефу.
И они начали занятия. Но фараону не давался трудный язык (ибо иврит — лашон акодеш, святой язык; он не входит в нечистый ум).
Фараон перепугался: что, если министры, узнав о его неспособности выучить язык, решат свергнуть его?
— Поклянись, что никто не узнает от тебя, что ты знаешь на один язык больше меня, — сказал он Йосефу. И Йосеф дал ему такое обещание.
— Он доказал свое высокое происхождение, — заявил фараон своим министрам. — Если бы он был рабом, откуда ему знать семьдесят языков?
Обрадованные тем, что над ними не будет поставлен вчерашний раб, министры стали делать Йосефу комплименты, а фараон сказал им: "Даже если б мы обошли весь свет в поисках мудрого человека, подобного Йосефу, мы бы не смогли такого найти!" А Йосефу он сказал: "Нигде нет такого мудрого и проницательного человека, как ты. Ты будешь назначен управляющим над моим домом, чтобы заботиться обо всех нуждах народа. Но не забывай: хотя я и сделал тебя властителем Египта, ты должен по-прежнему уважать и почитать меня — как своего царя!"
С этими словами он снял с пальца перстень и надел его на руку Йосефу в знак того, что назначил его своим наместником. После чего Йосефу были выданы тончайшие одежды и золотое ожерелье на шею.
Затем решили провести торжественное посвящение Йосефа в должность. Его посадили в особую колесницу и торжественно повезли по столице в сопровождении триумфального шествия. Перед колесницей шел оркестр из тысячи барабанщиков и тысячи трубачей, а пять тысяч жонглеров показывали свое мастерство, искусно манипулируя мечами. Справа и слева от него шли двадцать тысяч царских вельмож. Впереди бежали двадцать человек, которые кричали: "Смотрите на этого человека! Фараон избрал его своим наместником! Падайте перед ним на колени! Ему будет вверена вся страна! Всякий, кто окажет ему неповиновение или не падет перед ним ниц, должен умереть!"
Ашем сказал: "Йосеф, все эти почести — награда за твои поступки". Что это за поступки?
— Йосеф сумел победить свои желания и удержаться от связи с женой Потифара — за что Ашем даровал ему владычество;
— он отказался даже слушать ту женщину — теперь весь Египет будет слушать его приказы;
— он оставил в ее руке свои одежды (хотя знал, что может подвергнуться за это клевете и насмешкам) — теперь его почтили царскими одеждами;
— он не согнул свою шею перед грехом — теперь она украшена золотым ожерельем;
— он не ходил путями греха — теперь его везут в царской колеснице;
— его помыслы оставались чисты — за это его провозгласили мудрецом.
Фараон дал Йосефу имя Цафнат Панэах — Делающий Тайное Явным. Все египтяне приветствовали Йосефа. Женщины, даже из самых знатных родов, вышли встречать царского фаворита — они бросали ему свои драгоценности, надеясь получить за это хотя бы один благосклонный взгляд. Но цадик Йосеф ни на одну из них не посмотрел. Он знал, Кто поставил его в такое положение. "Как велик Ты, Ашем, — молился Йосеф. — Ты поднимаешь бедняков из пыли и спасаешь отчаявшегося в минуту беды. Счастлив тот, кто надеется на Тебя".
Фараон выделил в услужение Йосефу сто рабов и отдал приказание выстроить для него роскошный дворец, который возводили около трех лет. Специально для Йосефа воздвигли трон из золота и серебра, отделали его драгоценными камнями и высекли на нем изображение Нила.

ЖЕНИТЬБА ЙОСЕФА. РОЖДЕНИЕ СЫНОВЕЙ

В конце концов египетский народ стал выражать недовольство тем, что им стал править бывший раб. Чтобы успокоить египтян, фараон решил выдать замуж за Йосефа дочь Потифара — Аснат. Кроме всего прочего, это событие еще раз доказало всем, что Йосеф не согрешил с женой Потифара, ибо в противном случае вряд ли Потифар отдал бы ему в жены свою дочь.
На самом деле Аснат была не родной, а приемной дочерью Потифара. Ее настоящей матерью была Дина, дочь Яакова, родившая ее от насильника Шхема. Яаков привязал девочке на шею табличку с именами ее родителей и отдал ее на воспитание. Текст таблички завершался такими словами: "Тот, кто женится на этой девушке, должен знать, что она из рода Яакова". Ашем послал ангела, который перенес Аснат в Египет, затем она оказалась в доме Потифара, где и жила до встречи с Йосефом. Ашем щедро наградил Йосефа за то, что он не преступил ни одного из важнейших законов Торы и не вступил в связь с женой Потифара, — именно за это он удостоился получить из дома Потифара законную жену. Виленский Гаон утверждает: "Удовольствия от жизни, которые злодей получает запрещенным образом, даруются праведнику законным путем".

Существует распространенное мнение о том, что те, кто соблюдает предписания Торы, лишают себя многих "радостей жизни". На самом деле Ашем именно для того и создал человека, чтобы удостоить его радостями и благословениями. Что это значит? Все те удовольствия, которые можно получить недостойным путем, могут быть получены путем праведным, если делать все в соответствии с определенными правилами, которые не ограничивают наши возможности, а лишь легализуют их. Любому действию можно придать характер служения, стоит только однажды задуматься над тем, Кто создал этот мир и для чего мы в него пришли!

Еще до того, как в Египте наступили голодные годы, Аснат родила Йосефу двоих сыновей. Старшего Йосеф назвал Менаше, сказав: "Ашем заставил меня забыть выученное в Торе" (имя Менаше происходит от слова "нашани" — "заставил забыть"). Однако не надо думать, что Йосеф не занимался Торой во время своего изгнания. Напротив, он все время вспоминал то, чему его обучал Яаков, однако, большую часть не мог вспомнить из-за страданий, которые перенес за это время.
Когда родился второй сын, Йосеф назвал его Эфраимом, сказав: "Ашем помог мне стать плодовитым в краю нищеты" (корень этого имени имеет значение "плодовитый").
Имена, которые Йосеф дал своим сыновьям, — свидетельства того, что его гораздо больше волновало духовное состояние, чем материальное. Имя старшего сына — грустное напоминание об утраченной мудрости Торы, а имя младшего — признательность Ашему за то, что Тот одарил Йосефа еще одним наследником.

ГОЛОД

В течение семи лет у египтян не было никаких забот с продовольствием. Они могли брать из амбаров зерна, сколько хотели, и запасы не уменьшались. В каждом доме был полный достаток. Все эти годы Йосеф скрупулезно отделял пятую часть урожая, собираемого со всех египетских земель. Так создавались запасы на предстоящие голодные годы.
Но вот закончились плодородные годы, и наступил голод. Даже в тех домах, где еще оставался хлеб, он вдруг начинал плесневеть и становился негодным для еды.
— Все вышло так, как предсказывал Йосеф, — говорили египтяне. — Давайте спросим его, как нам достать зерна.
Все шли к Йосефу за советом, как и где получить какую-либо еду.
— Я дам вам хлеб при условии, — сказал Йосеф. — Откажитесь от идолопоклонства и говорите следующие слова: "Благословен Ашем, Который дает пищу всякой плоти!"
Известно, что египтяне, будучи идолопоклонниками, не хотели признавать власти Ашема. Поэтому они отказались выполнить требование Йосефа и ушли ни с чем. Но вскоре они вернулись, и на сей раз Йосеф потребовал от них, чтобы они сделали обрезание. Возмущенные египтяне пошли к фараону, чтобы пожаловаться ему на избаловавшегося фаворита и потребовать от фараона снабдить их продовольствием.
— Ступайте к Йосефу, он вас обеспечит едой, — сказал фараон.
— Мы только что от него. Он предъявил нам невозможные требования, — пожаловались египтяне.
— Чего он захотел? — удивился фараон.
— Он потребовал, чтобы мы сделали себе обрезание! Видишь, не зря мы говорили тебе, чтобы ты не ставил над нами этого еврея!
— Глупцы, — сказал фараон. — Именно Йосеф предсказал, что за годами изобилия наступят годы голода. Почему вы не запаслись едой заранее, чтобы сейчас ни от кого не зависеть?
— Мы запаслись! Но все наши запасы сгнили. Даже хлеб на столах покрылся плесенью, — жаловались египтяне.
— Так чего же вы хотите от меня? Разве вы не видите, что происходит? Если в его власти сделать так, что сгнил урожай, запасенный впрок, значит, в его власти и погубить нас. Выбора нет — идите и делайте то, что он говорит!
Египтянам не оставалась ничего другого как пойти и сделать себе обрезание.
Зачем Йосеф добивался от египтян, чтобы они совершили обряд брит-мила?
Все, что Йосеф делал, было подготовкой к египетскому изгнанию. Он опасался, что в изгнании его будущие потомки оставят мицву обрезания и захотят, не дай Б-г, раствориться среди египтян. Поэтому он приказал и египтянам делать обрезание, чтобы в будущем изгнании евреи не стыдились исполнять эту важнейшую мицву.

Голод поразил не только Египет, но и окружающие его страны: Финикию, лежащую на северо-востоке от Египта, Аравию, которая находилась на юго-востоке от Египта, и Эрец Ханаан. Были и другие страны, которые пострадали в это же время от голода. Но в Египте голод был настолько сильным, что египтяне уже были готовы поступиться своими религиозными догмами и выполнить все требования Йосефа, лишь бы получить от него зерно и не умереть с голоду.

Рабби Моше ВЕЙСМАН.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.