На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ОСНОВЫ ИУДАИЗМА

НАШ ПРАОТЕЦ АВРААМ


(Продолжение. Начало в № 620.)

Прервем на минуту ход рассуждений Авраама и зададимся таким вопросом: если единственный путь к бесконечному наслаждению лежит через уподобление Творцу, то почему Он не сделал Свои творения подобными Себе? Ведь тем самым Он обеспечил бы им высшее благо и достиг бы цели, ради которой создавался мир. Действительно, посмотрим на самих себя, на окружающих нас людей: как далеки мы от Всевышнего! Конечно, Тора говорит, что человек создан по образу Б-га, то еcть какой-то намек на подобие несомненно есть; но, согласитесь, уж слишком этот намек далек от Оригинала.
Поставленный вопрос можно сформулировать жестче: если цель Творения - в максимальном благе, почему мир полон страданий? Почему в жизни человека так много боли, откуда в нем самом столько зла? В свое время европейская философия - еще до полного разрыва отношений с теологией - вопрошала: почему от совершенного Творца происходит такой несовершенный мир? Та же проблема поднимается в Талмуде. Правда, талмудический текст, как и принято в еврейском традиционном учении, скрывает вопрос за аллегорией. Рассказывается, как обидели одного уродливого человека, намекнув ему, что он не очень красив; на что он ответил: "Все претензии - к тому гончару, что слепил такой горшок!". Тем самым Талмуд как бы вопрошает: неужели "Гончар нашего мира" непрофессионально справился со Своей задачей? Отсюда следует одно из двух: либо мир совершенен, а мы этого не замечаем, либо он создан несовершенным создателем, чего быть не может по определению самого понятия "создатель" (см. наши рассуждения выше), а значит, мир не создан, - а возник и развивается сам по себе.
Ответ лежит на поверхности. Если бы Творец создал нас подобными Самому Себе - пусть не бесконечными, но во всем остальном совершенными, - Он не достиг бы Своей цели. (Кстати, такие создания у Него есть - это ангелы. Они поступают всегда именно так, как Он хочет, - для того и созданы.) Совершенство таит в себе одну опасность: не имеющее пороков создание, конечно же, может получить благо, но - даром, не заслужив его, не заработав; а незаслуженный подарок вызывает не только удовольствие, связанное с обладанием им, но и неприятное ощущение собственной неполноценности. Ученые каббалисты назвали такой подарок "хлебом стыда". Бедняк, получающий пожертвование, прячет глаза. Об этом надо знать, когда раздаешь бедным деньги, - чтобы не ущемить их достоинства.
Сознание, что тебе вручают подачку, портит все удовольствие. Рассказывают об одном лондонском богаче, которому в одно пасмурное утро захотелось кого-нибудь облагодетельствовать. Долго он искал на покрытых смогом улицах самого несчастного бродягу, пока не нашел какого-то побирушку - грязного, опустившегося, оборванного. Богач привел его в свой роскошный дом, приказал вымыть его в ванной самыми дорогими шампунями, его побрили, побрызгали одеколоном, облачили в белоснежное белье и фрачную пару. Потом накормили сытым завтраком, на десерт дали фрукты, сыр и вино, усадили в кресло перед пылающим камином, а рядом поставили поднос с бокалом горячего глинтвейна и коробкой источающих тонкий аромат сигар. Довольный богач долго ходил вокруг гостя, потирая руки и, наконец, спросил: "Ну как, ты доволен?". Стряхивая пепел в мраморную пепельницу, бродяга ответил: "В общем-то, да. Претензий у меня нет. Хороший завтрак и хорошая сигара". Хозяин, ожидавший море восторга и умиления, удивился: "Это все, что ты можешь сказать? Чего тебе не хватает для полного счастья?". Гость посмотрел на хозяина и вздохнул: "Вот если б они были мои...".
Черта недовольства в нас не случайна. Для того чтобы насладиться близостью к Творцу, нам нужно хоть в какой-то мере быть подобными Ему. В нас это изначальное подобие образу Б-га существует уже от рождения, с ним мы приходим в этот мир. Оно-то и проявляется в стыде, ощущаемом в момент получения незаслуженного подарка. Всевышнему несвойственно желание получать что-либо от кого-либо, - поэтому и мы чувствуем свою неполноценность, получая что-то за чужой счет. Но раз так, возразят нам, то максимального блага нам не получить!
Еврейский ученый и философ Рамбам, кодифицируя законы, в главе, названной "Законы благотворительности" ("Илхот Ацдака"), перечислил несколько степеней выполнения заповеди помощи бедным, несколько уровней ее реализации. Тора повелевает помогать человеку, попавшему в тяжелое экономическое положение. Как это повеление выполнить? Самый примитивный способ - вручить деньги из рук в руки. Но мы знаем, что при этом бедняк, если у него есть чувство собственного достоинства, чувствует себя как бы не в своей тарелке. Чуть более высокий уровень - передать деньги через кого-то, не называя себя. Еще более высокая степень - пожертвование в фонд помощи бедным; при этом благодетели не знают, кому пошли их деньги, а нуждающиеся не ведают, от кого пришла помощь. Выполнение заповеди в чистом виде! Но существует самый высокий уровень - дать нуждающемуся человеку заработать самому. Тогда он вообще не будет испытывать чувства стыда и неполноценности; он будет чувствовать, что помог себе сам, честно заработав то, в чем он и его семья нуждаются.
Проведем аналогию. Если Всевышний хочет дать человеку максимальное благо, то надо сделать так, чтобы у того была возможность заработать это благо самому, а не получать его даром. Иными словами, близость к Творцу должна быть плодом усилий человека. А следовательно, он должен быть создан достаточно несовершенным и далеким от Него, ибо только в таком случае существует возможность приблизиться к Нему. Причем человеку должны быть известны те поступки, которые приближают его к Создателю. Или удаляют от Него.
Разговор идет о таком достижении нами близости к Абсолютному Благу, которое является исключительной заслугой нас самих, поскольку пришло в результате наших собственных усилий. Здесь все дозировано. Если бы желания приблизиться к Нему в нас было мало, мы бы не распознали его в себе. С другой стороны, если бы Творец, создавая людей далекими от Себя, вложил в них неодолимое желание приблизиться и тем самым жестко запрограммировал их приближение, никакой заслуги с нашей стороны здесь бы не было. Люди превратились бы в роботов; пусть со встроенной программой самосовершенствования, но тем не менее, механизмы...
Итак, дар Всевышнего нужно заслужить. Причем заслугой человека являются только те его действия, которые он совершает добровольно, к которым его не принудили, которых он мог бы и не совершать. Строго говоря, любое вынужденное действие (не зависящее от человека) не может рассматриваться как заслуга.
То же самое можно сказать о "заслуге" со знаком минус: человек не может нести ответственность за действие, совершенное под принуждением. Он "не заслужил" за него наказания. Если четверо молодцов-хулиганов взяли прохожего и бросили его на витрину магазина, понятно, что брошенный не должен платить владельцу магазина за нанесенный ущерб, - хотя, вроде бы, витрина разнесена вдребезги его телом. На брошенное тело подействовала внешняя сила, которой человек, владелец тела, не мог противостоять. Не он разбил витрину, а четверо молодцов. Он не действовал, а был задействован.
Вынужденное действие не связано с человеком и в том случае, когда он действовал под влиянием внутренней причины. Клептоман, человек с расстроенной психикой, которая толкает его на воровство, тоже не отвечает за свои поступки, хотя никакие молодцы не заставляли его "пойти на дело". Причина здесь внутренняя: его заставила воровать болезнь; ему не оставлено выбора, поэтому суть поступка - не воровство; он - больной, а не преступник. (Другое дело, когда человек добровольно приводит себя в состояние невменяемости: выпил вина, принял дозу наркотиков.) Лишь здорового человека мы считаем ответственным за свои поступки. Почему? Потому что он мог их не совершать. Разбивший витрину камнем или телом другого человека - несет за это ответственность. Это сделал он! Такое же правило применимо и к нашим рассуждениям о заслугах: нашими заслугами могут считаться только те поступки, которых мы могли бы не совершать.
Принцип, к которому мы вплотную подошли, называется свободой выбора. Он означает, что Всевышний не запрограммировал человека на исполнение Его воли. Никому заранее не предопределено - приближаться к Первопричине или удаляться, стать достойной личностью или опуститься до преступления. Многое заранее дано человеку в жизни, - его качества характера, темперамент, умственные способности, таланты, - но все это только условия жизни. Они определяют где и как будет происходить выбор человека, но не сам выбор. Человеку задано поле приложения его сил, он выпущен на сцену, обставленную реквизитом, на которой произойдет самая увлекательная драма - его жизнь. Но что ему играть - решает только он сам. Всевышний не вмешивается в выбор человека, как бы сокращая, сжимая, уменьшая Свою безграничную власть, - для того чтобы правильный выбор стал полноценной заслугой человека.
Всевышний умеет как бы ограничивать Себя, "сдерживать" Свое могущество. Мы уже знаем, что на создание вселенной, говоря человеческим языком, Его ничего не толкало. Он и без вселенной самодостаточен. Создав мир, Он как бы ограничил Себя, "выделил из Себя" то, что, приобретя реальность, перестало ощущать себя как часть Всевышнего. Теперь мы столкнулись еще с одним примером Его самоограничения: Творец, управляя миром, не вмешивается в выбор человека.
Итак, человек выбирает между приближением к Первопричине и удалением от Нее. Разговор идет о старом, знакомом всем нам выборе между добром и злом. Просто мы подошли к нему с другой стороны. Понятия добра и зла очень важны, - настолько, что им стоит посвятить отдельный разговор. Пока отметим еще раз: добро - это, по сути, то же самое, что мы назвали "благом". Источник блага, а значит, и критерий добра - Тот, Кто есть Абсолютное Благо. Добро - это то, что соответствует воле Бесконечного, а зло - то, что противоречит ей. Фактически, мы дали "рабочее определение" понятий добра и зла. Поскольку воля Всевышнего состоит в том, чтобы мы насладились от близости к Нему, добром становится все то, что приближает нас к Нему, а злом - то, что отдаляет нас от Него. Значит, свобода выбора между добром и злом означает возможность человека выбирать между двумя действиями - приближением к Б-гу и удалением от Него. Заметьте - между двумя невынужденными действиями.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.