На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

СПАСЕНИЕ СОНИ ФРИДМАН


Новая повесть украинского кинематографиста Николая Мащенко "Дитя єврейське" (совместный издательский проект телеканала "1+1" и издательства "Дух i лiтера") представляет собой своеобразный "фильм на бумаге", и было бы очень хорошо, если бы со временем возник одноименный киносценарий, а затем и фильм. Автор мыслит кинематографично; при всей лаконичности изложения происходящее в повести становится ощутимым, зримым. Конечно, киноотрасль сегодня финансируется со скрипом, и стоит порадоваться, по крайней мере, появлению увлекательной книги.

В основу сюжету легла документальная история спасения одной еврейской девочки в смертный час для многих тысяч киевских евреев. Николай Мащенко в авторском предисловии называет повесть скромным предостережением об опасности возникновения новых Бабьих Яров, мольбой ценить человеческую жизнь.
Уцелевшая в Бабьем Яре маленькая Сонечка Фридман на первых страницах повести предстает взрослой девушкой, в один из осенних дней 1960 года приезжающей в советский лагерь, находящийся в Норильской области. Там томится (и это мягко сказано) ее мать Ида по ложному обвинению.
В следующей главе читатель следит за событиями, разворачивающимися в оккупированном Киеве. И трудно сказать, что ужасает сильнее: издевательства фашистских оккупантов или своих же сограждан в мирное время. Герои постоянно ищут ответа на этот вопрос, который в итоге остается открытым. Николай Мащенко мастерски показывает, как сосед по дому может оказаться предателем и обречь тебя на смерть, а вот, страшно сказать, немецкий офицер — протянуть руку помощи.
Стоит еще раз напомнить, что сюжет повести основан на реальных событиях, и обвинять автора в каком-либо приукрашивании действительности не приходится, — жизнь иногда оказывается невероятнее самого смелого полета фантазии.
Герои повести проходят сложный мучительный путь. Исключений нет ни для кого. Равно страдают Ида, ее дети Соня и Виля, после войны оказавшиеся в лагере для детей врагов народа (участие матери в подпольной организации не облегчило их участи). А также киевляне Максим и Мария, спасшие девочку (последняя далеко не сразу преодолевает страх и начинает заботиться о ребенке, которого приносит в дом муж), майор вермахта Вильгельм Гауптман (вовсе не белое и пушистое создание, воспринимать обреченных на смерть евреев как равных себе людей он учится с трудом, преодолевая стереотипы, внушенные нацистской пропагандой). Трагедия в том, что в моменты решения судьбы каждого, говоря словами одного из следователей, "побеждают не подвиги, а преступления". Причем даже не совершенные преступления. Ужас описываемой эпохи передан в графической работе Павла Фишеля "Тссс!", которая помещена на обложке книги.
Самый светлый, финальный эпизод повести происходит, что особенно приятно, в Одессе, где у бывшего майора Гауптмана при чтении телефонного справочника складывается впечатление, будто в городе живут одни евреи. Почему же, отвечает остроумный таксист, живут и не евреи, просто у них еще нет телефонов. "Да, одесситы — наибольшая загадка человечества", — улыбается Вильгельм, прошедший на глазах читателя невероятно сложный путь жизненных и духовных поисков.
У Сони Фридман в финале все складывается хорошо. Но ведь это не повод и не причина забыть, как исковерканы были ее детство и юность, какой урок следует извлечь из происшедшего с человечеством в двадцатом столетии. Нет, фильм о спасении еврейского ребенка обязательно должен быть снят…

Раиса КРЕЙМЕРМАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.