На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ

СПОР СПОРУ РОЗНЬ


Считается, что Пятикнижие описало все возможные архетипы и конструкты социальных явлений, конфликтов и проблем, которым предстояло проявиться в будущем. В Торе изображено все: и характеры изначально заданы — на уровне ролей, которые исполняются людьми всех поколений, и ситуации в ней проиграны вплоть до финала. Выбирай на вкус, — но не удивляйся потом, что траектория твоего поведения точно повторила схему, однажды изложенную в Книге книг. Как сказал герой одного старинного романа: знал бы заранее — по-другому бы оделся. Тогда что нам остается? Остается выбрать такую линию поведения, которая не приводит к печальным результатам. То есть главное здесь — не повторить ошибок, о которых уже поведала Тора.
Одна из самых ярких иллюстраций — рассказ о бунте Кораха.
Кем был Корах? Двоюродным братом пророка Моше и первосвященника Аарона. Обладая недюжинным умом и харизмой, увлекавшими сотни учеников, и сказочным богатством, он решил стать лидером народа, только что вышедшего из Египта, получившего Тору и готового приступить к завоеванию Святой Земли. Все необходимые атрибуты для захвата власти у него были, оставалось придумать схему захвата. И он ее придумал: сеем недовольство — употребляем популистские лозунги — вербуем сторонников — атакуем!
Но присутствует здесь один тонкий момент. Описывая бунт Кораха и его сообщников против Моше и Аарона, Тора нигде не употребляет слова махлокет, спор, ссора. В то время как стоит взять в руки любой сборник пояснений и комментариев, сразу же найдем именно это выражение — махлокет Корах, которое переводится, впрочем, несколько отстранено: бунт Кораха, восстание, выступление. И это притом, что одно из главных значений корня халак (в слове махлокет) — расчленение, часть, доля. То есть речь идет не просто о конфронтации, а о резком противостоянии, расколе, бескомпромиссном размежевании.
И действительно, евреи в результате выступления тщеславного, рвущегося к власти Кораха впервые встали перед прямой угрозой национального раскола. Комментатор Раши пишет: "Этот раздел Торы прекрасно объясняется". Другими словами, его можно объяснить на примере событий любого поколения. Он актуален всегда. И представьте себе, толкователи всех эпох так и делали — судили свое время в свете событий, случившихся с евреями по вине Кораха.
Корах и его товарищи — классический пример сепаратистов (наконец мы нашли адекватное понятие!), готовых ради своих целей ввергнуть весь народ в хаос гражданской смуты. Не всегда удается определить истинный статус тех или иных бунтарей, спорщиков и ниспровергателей общественных устоев или обычаев. Кто-то из них и впрямь во главу угла ставит свои интересы — как Корах. Но есть и такие, которые на самом деле горят пламенем борьбы за общественное переустройство, социальное равенство и прочие хорошие дела — горят, не щадя себя и своего здоровья. Почему нет? Мало таких персонажей в нашей истории? Да и не только про политиков идет разговор. Разве надо во всем и всегда соглашаться с теми, кто стоит у руля власти? Они что, всегда правы?
Примеров сколько угодно. Шимон бен Шетах боролся против секты цадукеев, захвативших большинство мест в Верховном суде в позднюю эпоху Второго Храма. Он именно спорил с ними, опровергал, воевал, боролся. И победил, передав нам неискаженную Тору. Другой пример: однажды вожди еврейства выступили против Шабтая Цви, лже-мессии, несшего в народ раскол и получившего поначалу поддержку многих. Не было в то время еврейской общины в Европе, где крикуны не вопили бы на каждом углу про то, что Шабтай, дескать, посланец Всевышнего, спаситель человечества. Но раввины возмутились, не побоялись выступить против массового увлечения — и победили, отведя народ от беды. Как видим, выступать против кого-то еще не означает уподобиться Кораху. Ибо не каждый спор приводит к расколу и вражде.
И действительно, кто-то, рядясь в одежды народного защитника, притворяется праведником (пришел Корах и заявил: "Вся община — святые", не один ты, Моше). Другой человек, приобретя власть, по-настоящему радеет за справедливость. Как отличить одного от другого, если и тот, и другой используют с виду одинаковую тактику? В душу ведь не заглянешь! Но различать надо. Поскольку результаты деятельности каждого из них противоположны: один жертвует собой ради других, второй жертвует всеми ради себя.
Присмотритесь, время от времени появляются деятели, и в последние столетия их все больше, которые восстают против духовных руководителей народа, прикрываясь лозунгами борьбы за благополучие простых людей или рабочего класса, за общественный прогресс или пресловутый мирный процесс и пр. Как их распознать?
Оказывается, из высказываний наших мудрецов мы можем получить ясный ответ и на этот вопрос. Способ проверки существует. Надежный и простой. В самом сжатом виде он дан автором знаменитой хасидской книги "Ноам Элимелех", раби Элимелехом Липманом из Лежайска (1717-1786). Вот что он пишет.
Сказано в трактате "Авот": "Всякий спор (махлокет) во имя Небес будет поддержан (Небесами). Но тот, что не во имя Небес, — не будет поддержан. Какой спор во имя Небес? Спор Илеля и Шамая. Какой спор не во имя Небес? Спор Кораха и его сообщников".
Обратите внимание, пример нужного и полезного противостояния дан исчерпывающе: это диалог, который вели между собой мудрецы двух школ — Илеля и Шамая. Оба лагеря по многим вопросам практического Закона стояли на разных позициях, однако никогда не опускались до враждебности и взаимных (не дай Б-г) оскорблений. Они спорили по существу, не переходя, как говорится, на личности.
Но что касается Кораха, то в Устной Торе не сообщается, против кого он выступал. Сказано
в Мишне: "Каков (пример) спора не во имя Небес? Спор Кораха и его сообщников". Надо было бы написать: спор Кораха против Моше. Здесь же упомянуты только Корах и его сообщники. Приведен один лагерь, но не указан второй, противоположный. Почему? Потому что говорится не о противостоянии Кораха и Моше, а о грызне между Корахом и его сообщниками.
Предположим, некая группа людей поднялась против части народа, обвиняя своих противников во всех смертных грехах. Как узнать, чем руководствуются смутьяны? А вдруг они правы в своих обвинениях? Узнаем очень просто: если они дружны между собой, выступают единым фронтом, приветливы и радушны по отношению друг к другу, то к их голосу следует прислушаться. Но если они сами раздираемы ненавистью, завистью и ревностью, так что вся цель их объединения — лишь создание временного фронта против общего объекта их вражды, и уже сейчас они готовы сожрать один другого, — то, вне всякого сомнения, перед нами шайка под названием "Корах и Ко".
Тонкий критерий. Выступающие против Торы никогда по-настоящему не объединяются ради общей цели, а всего лишь преследуют свои шкурнические интересы. Если вам говорят, что кто-то борется против "религиозного диктата", то присмотритесь, как он ведет себя по отношению к собственным товарищам по партии. Нет ли в той партии внутренних скандалов. Нет ли в ней грязной политической борьбы за партийное лидерство.
Итак, какое выступление найдет бесславный конец? Выступление Кораха и его сообщников. Читай: выступление Кораха, который, в первую очередь, воюет против своих сообщников.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.