На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


Мирьям ЛЕВИ
(Продолжение. Начало в № 536.)

Ребенок, который часто бьет других

Иногда маленький ребенок приобретает привычку подходить к другим детям и бить их без всякой причины. А родители расстраиваются, когда видят, что ребенок получает удовольствие от агрессивного поведения. И особенно им неприятно, когда такое происходит в присутствии других взрослых, они начинают беспокоиться не только о том, что подумают о детях, но и о том, что подумают о них самих.
Однако родители должны приложить все усилия, чтобы не думать негативно: "Почему он так враждебен к другим детям?". Это приведет только к раздраженной критике. Следует рассматривать это просто как плохую привычку. Нужно не только объяснить, что Тора запрещает бить, важно еще очень спокойно сказать ребенку, что, наверное, ему было бы неприятно, если б другие так поступали по отношению к нему, — значит, и он не должен так делать им.
К ребенку нужно относиться терпеливо и с пониманием. Родители должны иметь в виду, что не так легко сразу отвыкнуть от плохой привычки, и это поможет им избавиться от мыслей, порождающих раздражение и гнев: "Я столько раз ему уже говорила не бить никого! Почему же он продолжает?". И кроме того, родителям нужно поменьше беспокоиться о том, что другие думают об их ребенке, потому что такое беспокойство часто вызывает у них гнев.
Иногда учителя рассказывают, что дети младшего возраста бьют в школе других детей. Вот как подошла к этой проблеме одна мать:

Моя трехлетняя дочь Ханеле, умный и милый ребенок, получала удовольствие оттого, что била других детей в садике без всякой внешней причины. Дома она била братьев и сестер, а когда пришла в садик, стала делать то же самое там. Учительница в наказание ставила ее в угол, но это не помогало. А когда в семье появился новый младенец, она стала драться в садике еще сильнее.
Обсуждая эту проблему на еженедельных групповых встречах, я начала понимать, что ребенок стал воспринимать себя в точности, как воспринимала его я. Вопросы вроде "Почему тебе нравится бить других детей?" только усиливали это мнение о самой себе. Это было как знак с надписью: "Я девочка, которой нравится бить других детей". В результате я осознала, что такими словами выражала отказ решать проблему. И так же поступала моя дочь. Я еще подумала об этом, а на следующий день у меня появилась возможность проверить свои идеи.
Я пришла в садик забрать дочь и увидела, что она стоит в углу с очень удрученным видом. По дороге домой состоялся такой разговор:
— Почему ты стояла в углу?
— Потому что я побила Двору.
— А почему ты ее побила? Она тебя расстроила — взяла у тебя что-то?
— Нет.
— Тогда почему ты ее побила?
— Потому что я хотела, чтобы она заплакала.
— Тебе нравится, когда Двора плачет?
— Да.
— А ты любишь плакать?
— Нет.
— Это верно, и я думаю, что Двора тоже не любит плакать.
Потом я спросила ее: "Зачем Б-г сотворил нам руки? Чтобы бить других?". Она сказала: "Нет". Я спросила: "А зачем нам руки?". Она ответила: "Чтобы раскрашивать, вырезать"; и я добавила: "И помогать маме поднять то, что упало". Затем я сказала: "Знаешь, в следующий раз, когда твои руки захотят бить, скажи: "Не бить! Давайте делать что-то другое". А потом сразу дай им делать что-то другое". С этим мы пришли домой.
На следующее утро я напомнила ей наш вчерашний разговор. И когда я пришла забирать ее из садика, учительница сказала мне, что сегодня она ни разу никого не ударила. Я рассказала ей, что сделала, чтобы избавить Хану от плохой привычки, и предложила пользоваться тем же методом, если та кого-нибудь ударит, а не ставить в угол, как прежде.
К концу следующей недели я узнала от учительницы, что моя дочь практически совсем избавилась от привычки бить детей.

А другая мать воспользовалась стимуляцией, чтобы побудить своего ребенка изменить агрессивное поведение в школе.
Иегуда, трех с половиной лет, принес домой записку от учителя, что в школе он каждый день кого-нибудь бьет. Я обсудила это с ребе и попросила его ежедневно посылать мне записку, когда Иегуда будет хорошо себя вести, и сказать ему, что за каждую записку мама даст ему звезду. А за десять звездочек он получит приз. Я объяснила условие моему сыну. А через три недели ребе сказал, что он больше вообще никого не бьет.
Когда я потом пришла в школу, дети приветствовали меня хором: "Иегуда ло марбид!" ("Иегуда не бьет!"). Если прежде он гордился своим образом "драчуна", теперь он не меньше гордится тем, что никого не бьет.

Иногда ребенка, который бьет детей в школе, можно на день оставить дома.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.