На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Молодежный сленг в Интернете и в реале


Михаил КОРДОНСКИЙ "Тиква"

(Продолжение. Начало в № 623.)

Краткое содержание предыдущей серии

Словарь молодежного сленга из 300 слов, составленный 13-летней девочкой, в конце прошлого года стал бестселлером в Англии. Русское сленговое словечко "аффтар", означающее "автор", встречается в Интернете чаще, чем слова "драматург" и "сценарист". Насколько Интернет адекватен реальности, мы с вами можем проверить, спросив это и другие словечки у своих детей, а кроме того, немного разобравшись в том, как считают частотность поисковые системы.

Варщик, сущ., м. р. — умный человек, разбирающийся, глубоко понимающий к.-л. предмет, напр., студент, у которого можно списать. || Возможно, от старинного "у него котелок варит" — голова соображает.
Выхухоль — исходная автохтонная выхухоль, пользующаяся уважением. Существуют также бухухоль — выхухоль, склонная к злоупотреблению алкоголем, дохухоль — богатая, самодостаточная выхухоль, и еще множество видов выхухолей (подробные сведения легко найти в поисковых системах Интернета).
Жжот, (фсе) — 1. Смешно!; 2. Афигеть каг смешно! || Аффтар жжот! Син.: смешнооооо.
Забанить, глаг., сов. вид. (Интернет) — заблокировать, установить в софте форума, блога и т. п. запрет на сообщения определенного участника. || Син.: лишить права голоса.
Замутить, глаг. — организовать, создать, сотворить. || Давай замутим вечеринку.
Кросафчег (кросавчег) — восхищение одушевленным предметом обсуждения с элементом иронии.
Курить бамбук — 1. Ошибиться в ожиданиях; 2. Ничего не делать на рабочем месте. || Все, Вася, кури бамбук! Син.: отдыхай, расслабься.
Лаве, сущ., множ. число — деньги. || От англ. liberal values — либеральные ценности. Гони лаве! Син.: бабки.
Не читал, но осуждаю, — изначально фраза анонимного фтыкателя, сказанная в адрес Б. Пастернака и его креатива "Доктор Живаго". Как правило, означает либо нежелание фтыкателя читать креатив, либо заочное несогласие с основной мыслью, какие бы доводы ни приводил аффтар.
Попсово, наречие — одеваться дорого, но одинаково. || От слова попса. А че у тебя такие попсовые борцовки? Син.: инкубаторно.
Превед — привет.
Фак (FAQ), сущ., м. р. (комп.) — опубликованный сборник часто задаваемых вопросов по к.-л. теме и ответов на них. || От англ. аббревиат. Frequently Asked Questions. На этот вопрос отвечать не буду, т. к. ответ есть в факе. Син.: ЧАВО, РТФМ.
Ну вот, например, слово, "жжот" (по Яндексу) встречается 3.579.149 раз на не менее чем 46.741 сайтах. Попытайтесь ПРИДУМАТЬ слово, которое так часто бы встречалось. Искусственно создать такое практически невозможно, то есть можно пытаться и, может, на какой-то раз повезет, но с заранее предсказанным результатом точно невозможно.

Кое-что об алгоритмах поисковых систем

Если кто-то тупо напишет на своем сайте какое-то слово хоть тысячу, хоть миллион раз подряд... Ну, не сам напишет, поручит какому-то тупому роботу, то поисковые системы его не посчитают НИ РАЗУ! Результат будет прямо противоположным: поисковые системы весь этот сайт забанят — вообще перестанут замечать за нарушение правил — это называется "поисковый спам".
Считают, конечно, тоже роботы, но это очень умные, может быть, самые умные роботы в мире (не считая всяких военных, кагебешных, цереушных и т. п.). Поисковые системы и поисковые алгоритмы — одна из самых передовых отраслей современной науки. Не зря компания Google входит в десятку самых динамично развивающихся фирм мира, а брэнд Google является самым дорогим в мире. Эти алгоритмы разрабатываются, прежде всего, в коммерческих целях, в целях рекламы. Если бы не было этих умных роботов-алгоритмов, то любой продавец товара мог бы нанять программиста для решения очень простой задачи: создания тупого робота, который будет тупо писать на сайте миллионы раз название товара.
В результатах поисковых систем слова не просто считаются, но сортируются по релевантности. Вот определение уже не из сленгового, и из самого что ни есть научного словаря:
Релевантность — мера соответствия получаемого результата желаемому результату.
Многие поисковики показывают не только количество слов, но и количество сайтов, на которых оно встречается. Понятие "сайт" тоже считается сложным образом, например, приоритет отдается сайтам с доменами первого уровня... ну, чтобы не отвлекаться, скажу с другой точки зрения: не бесплатным. Минимальная цена только за пребывание сайта в Интернете (доменное имя и хостинг) — 20 долларов в год. Меньше чем на год имена и серверы в аренду не сдают, да и чтобы поисковые системы сайт вообще начали замечать, требуется несколько месяцев. Вероятнее всего, больше половины сайтов, упоминающих "жжот", платные, то есть за них заплачено где-то полмиллиона долларов, но это на самом деле смешная цифра, так как в ней не учтено самое дорогое: оплата труда, который вложен в создание сайта.
Конечно, крупные фирмы тратят большие деньги на рекламу своих товаров в Интернете. Однако можно ли себе представить организацию, которая вкладывает миллионы долларов в распространение прикольного словечка "жжот"?
Я убежден, что здесь действуют естественные социальные силы — фольклорные, народные.
Но существуют и другие мнения.

Релевантность и конспирология

В начале 2006 года появился интернет-мем "Превед, медвед!". Версия серьезных исследователей такова. Сначала появился юмористический рисунок американского художника Джона Лури, изображавший в стиле комикса или мультяшки поднявшего лапы медведя, "говорящего" (сигнатурой изо рта): "Surprise!" — что по-английски означает "удивление", в контексте рисунка: "Я удивлен!". Но русский переводчик... или, может, это точнее назвать не переводом, а переложением, трактовкой, адаптацией... короче, установлен факт, что 3 февраля 2006 года в 12.12 по московскому времени этот рисунок был опубликован в русском Интернете с медведем, говорящим: "Превед!". То, что "превед" означает "привет", ясно из позы и выражения "лица" антропоморфного персонажа — в русской традиции жестов ее скорее можно трактовать не как удивление, а как приветствие. И дальше пошло-покатилось то самое социальное явление, которое я считаю фольклором. Появилось как бы в ответ персонажу рисунка "Превед, медвед!", в миллионных тиражах разнеслось сначала по Интернету, а потом и в устную речь русскоговорящих подростков по всему миру (в том числе и в Израиле — я специально проверял, спрашивал). Итак, это была версия возникновения мема, которой я придерживаюсь, говоря молодежным сленгом, — имхо.
ИМХО, аббрев. — мое личное мнение. || От англ. IMHO — In My Humble Opinion. ИМХО по этому поводу такое-то...

А вот другая версия, ее легко найти в публикациях. В политической жизни России 2007 год был предвыборным, кандидатура будущего президента бурно обсуждалась во всех политических изданиях. Как стало окончательно известно весной 2008 года, президентом стал Дмитрий Медведев. Предварительно это стало известно на несколько месяцев раньше, когда Путин заявил, что хотел бы видеть своим преемником именно Медведева. Но мем "Превед, медвед!" возник и бурно распространился на 9 месяцев раньше! После заявления Путина и появились публикации, в том числе подписанные солидными политологами, утверждающие, что распространение мема "Превед, медвед!" — спецоперация кагебе в целях пропаганды кандидата Медведева.
Вообще-то, в рекламе и политической, и коммерческой такой приемчик применяется: сначала в массовое сознание внедряется как бы нейтральный неологизм или нетипичное словосочетание, а потом появляется товар или услуга, называемая этим словом, или рекламные блоки с этим сочетанием слов. Теоретически правительственные организации России достаточно богаты, предвыборная кампания стоит дорого, и в сравнении с ее стоимостью затраты на внедрение ассоциации в общественное сознание вполне соразмерны...
Но все же мне лично эта версия внушает сомнения даже по поводу одного конкретного медведа. Не говоря уж о том, что в политическом лексиконе других стран, где русский язык имеет политическое значение (Украина, Белоруссия, Казахстан, Израиль, страны Балтии), ассоциации с интернетовскими и другими массовыми молодежными мемами напрочь отсутствуют. Может быть, пока отсутствуют?..

В продолжении статей этой серии мы с вами узнаем, как сленговые слова попадают в интернет-словари, а заодно придется поговорить о принципах составления словарей вообще, а не только сленговых, и о народных энциклопедиях.

(Продолжение следует.)

Тексты колонки "Интернет для детей и родителей" адресованы читателям бумажной версии газеты "Тиква" — не пользователям Интернета — и, соответственно, адаптированы, то есть информация упрощена и искажена.
Мы будем рады услышать от опытных пользователей Сети предложения и советы по улучшению качества адаптирования. Пишите нам на
tikvaodessa@ukr.net.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.