На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ

ОДНО СЛОВО


Если искать в Пятикнижии уроки, актуальные для всех эпох, то лучше истории с разведчиками не найти. Строго говоря, любая тема Торы актуальна на все времена, но некоторые прямо-таки просятся на роль современного учителя (в лучшем смысле этого термина). Во многих из ее рассказов, притч и историй даже язык образов словно взят со страниц сегодняшних газет или с экрана телеобзоров: не надо ни интерпретировать, ни подгонять под привычные реалии, все и так понятно. И одна из таких универсальных тем — разведчики в Святую землю.
Короткий пересказ эпизода. Евреи, руководимые пророком Моше, вышли из Египта и получили Тору у горы Синай. Им предстояло пересечь пустыню и войти в Эрец Кенаан, ту землю, которая должна была стать Эрец Исраэль, местом жительства прямых потомков Авраама, Ицхака и Яакова. Переход должен был занять от силы месяц-два, не больше. Но понимая, что вход в обещанную Страну, текущую "молоком и медом", не станет безмятежной прогулкой, что за обещанную землю придется сражаться с занявшими ее племенами, евреи решили послать перед собой лазутчиков, наказав им высмотреть все особенности места, куда они направлялись: расположение городов и крепостей, характер аборигенов (их способность оказать сопротивление), пригодность полей и пастбищ и прочие вполне понятные вещи "стратегического характера".
Разведчики за сорок дней обошли Страну, все проверили, на все обратили внимание. А потом вернулись, принеся с собой образцы фруктов, и заявили, что Страна хорошая, но войти в нее не удастся. Ибо живут в ней воинственные жители-исполины, — смотрите, даже плоды у них гигантские, кисть винограда двоим нести едва под силу. Услышал народ и заплакал: ах, лучше бы мы умерли в Египте. За это неверие, проявленное народом, он был наказан сорокалетним блужданием по пустыне, — пока не умрет, как было сказано, все то поколение, что, выйдя из рабства, до уровня свободы так и не поднялось.
И все же, формально говоря, из всей речи разведчиков, посланных евреями в Эрец Кенаан, из всего их "отчета" о свойствах Страны, куда шел народ, всего лишь одно слово обернулось причиной для греха и наказания. Не произнеси они этого слова (отчего, конечно, поменялся бы весь смысл "отчета"), — не были бы наказаны ни горе-соглядатаи, ни народ: первые — страшной смертью, народ — четырьмя десятилетиями жизни в пустыне и, в конечном счете, тоже смертью, пришедшей вместо победоносного и моментального входа в обещанную Страну, подобного чудесному Исходу из Египта.
Одно слово произнесли они. Одно слово употребили — часто нами употребляемое и способное перевернуть смысл любого высказывания.
Собственно говоря, чем согрешили разведчики? Посудите сами — их послали, чтобы они донесли до народа правду о том, чего тому в будущем ждать. Они все честно исполнили: пошли и донесли. Прочтите, что наказал им пророк Моше (по книге Бемидбар): "Осмотрите Страну, какова она — хороша или плоха". Раз так, то в чем их вина? Ведь они осмотрели и доложили, что в той Стране хорошего и плохого. А в конце добавили: "Однако силен народ, живущий в той Стране". Разве это неправда? Разве не силен был кенаанец? Уж не считаем ли мы, что им надо было прийти и солгать? Дескать, что касается туземцев, то они слабоваты и трусливы, так что идем-ка скорее завоевывать их Страну!
Но если задуматься (прочтите эту фразу снова — и прямо в контексте всего раздела Торы, не поленитесь), одним словом — "однако" — они изменили характер всего "отчета", как бы подменили его эмоциональную тональность, перевернули с "плюса" на "минус". (В оригинале употребляется слово эфес — "однако", "но", а не его синоним "валь", имеющий более нейтральный смысл.)
Разведчикам надо было доложить без оценок и собственных соображений и отойти в сторону, чтобы уже Моше и Аарон, руководители народа, решили, как к этому сообщению отнестись. А они дали оценку! Выступили не свидетелями, а советниками, экспертами, заключившими: придется идти обратно в Египет, — не в пустыне же оставаться. Причем совет дали тонко, добавив короткое слово (в иврите короткое) — "однако".
К примеру, я прошу кого-то: зайди, пожалуйста, в магазин и узнай, есть ли там костюм нужного мне размера, качества, вида и цены. Посланцу знакомы нужные мне параметры, он идет, разговаривает с продавцом, осматривает образцы, потом возвращается и докладывает: нашел костюм, который тебе подходит; ткань такая-то, размер такой-то, цена — тысяча гривен (или шекелей). Задание он выполнил. Но если он говорит другие слова: ткань, размер и внешний вид подходят, однако цена, цена-то какая — целая тысяча! — такой посланец задание не выполнил. Ибо не посланец он, а советник по покупке костюмов, бесплатный дилер торгующих фирм. (Пример взят из книги "Акедат Ицхак". Там, правда, покупается не костюм, а талит, ритуальная накидка для утренних молитв, но какая, согласитесь, разница?)
Само по себе слово "однако" ни в чем не виновато. Его всего лишь неправильно употребили. Поставили не на то место. Точнее говоря, без него вообще можно было обойтись. Но с его помощью разведчики сообщили народу свое мнение, поделились своей сложившейся концепцией.
Люди, которых евреи посылали, уже знали, что хотят увидеть. Главы колен, а посланы были именно они, понимали, что с приходом в новую землю их авторитету придется держать экзамен; там они могут потерять власть, приобретенную во время Исхода. Может быть, все останется как есть, а может, все изменится, кто знает? Так или иначе, в новых условиях у всех будет новая судьба. Зачем рисковать? Поэтому лучше высмотреть что-нибудь такое, из-за чего нельзя будет войти в Страну. Из-за чего не произойдет никаких изменений.
Страна отличная, вот ее плоды. Но отличное место уже занято. Войти нам будет не под силу!
Посланцы оказались советниками. Народ, им поверивший, получил в наказание 40 лет жизни в пустыне. Ни один из того народа в Страну не вошел.
На этом эпизоде древней еврейской истории мы (теперешние) учимся, как подходить к фактам и их интерпретации. Надо уметь увидеть, что с нами делают: нам сообщают или нас убеждают (нами манипулируют)? Главное, чтобы под видом сообщения не скрывалась уловка, призванная нас убедить, желающая заставить нас поступить так, как хочет кто-то другой, заинтересованный в ином развитии событий.
Еврейские следопыты сорок дней исследовали Страну и решили, что они лучше остальных знают, что нужно народу. Они оказались "интересантами", скрывавшими свой интерес. В принципе, и они могли достойно справиться с задачей, если бы оставили свой интерес при себе и постарались быть объективными. То, что произошло, было для них испытанием. Отключиться от своего интереса очень трудно. С этим испытанием они не справились.
Но не говорите, что не справились только посланцы. Не справился весь народ — поверив рекомендации "интересантов". И вот тут содержится великий для нас вывод: надо выяснить, не манипулируют ли нами те, кто по роду своей деятельности взялся поставлять нам информацию: брокеры, комиссионеры, маклеры всех мастей, репортеры, ведущие теленовостей, соседи по дому, родственники, сослуживцы на работе. Список бесконечен, можете вставить в него даже самих себя, задавшись вопросом: не обманываю ли кого-нибудь и я, возомнив себя советником и доброжелателем (в то время как пришли ко мне отнюдь не за советом)? Плата за безрассудную веру в таком случае одна — блуждание по пустыне. Нам это надо?
В заключение укажем, что в статье использован комментарий Рамбама (XII век, Кастилия — Акко, Израиль). Современный, оказывается, толкователь. Злободневный!

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.