На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Молодежный сленг в Интернете и в реале


Михаил КОРДОНСКИЙ "Тиква"

Спросите своих детей или внуков, которым меньше 20 лет, что такое аффтар, кросавчег, диавай, днюха, забанить, крокозябля, лузер, одуплять, расшарить, шнурки в стакане, юзать... С очень большой вероятностью они знают. Даже если не пользуются Интернетом. Хотя сейчас сложно найти молодого человека, не пользующегося Интернетом, но еще бывают. А вы никогда не слышали такое приветствие: "Превед, медвед!"? Прислушайтесь к разговорам молодежи на улицах...

Есть здесь одна тонкость. (А впрочем, далеко не одна.) Один из самых модных среди молодежи в последние два года способов образования сленговых неологизмов — намеренное коверкание слов в письменном виде — в значительной мере построен на закономерности "писать, как слышится". Но дети ухитряются эти слова и произносить все-таки чуть-чуть по-другому, складывается некий новый тонкий акцент... О молодежном сленге мы и поговорим в этой серии статей.
Словечки эти вышли из Интернета, но теперь это уже история, частности этимологии. Явление ускоренного по сравнению с прошлым веком распространения молодежного сленга существует не только у нас, но и во всем мире, поскольку Интернет стремительно продвигается даже в слаборазвитые страны. Например, в Индии или Китае число пользователей Интернета больше, чем в России. Правда, это абсолютное число. В процентах к численности населения в России больше — там по государственному нацпроекту Интернет проведен во все школы, включая сельские. Но этот проект начат примерно в 2004-м и более-менее завершен в 2007 году. Что ж говорить о странах, где Интернет в каждой школе есть уже 15 лет, где поколение, у которого Интернет был с первого класса, уже окончило вузы?
Вот какое сообщение обошло в начале этого года чуть ли не все информационные агентства мира (этот текст повторяется на многих тысячах сайтов, цитирую с сокращениями):

13-летняя девочка из Великобритании Люси Ван Амеронген (Lucy van Amerongen) составила словарь молодежного сленга "The A-Z of Teen Talk", который поможет родителям понимать специфический язык, на котором говорят их дети. Книжечки карманного формата стоимостью 5 фунтов стерлингов (эквивалентно 10 долларам) разошлись 3-тысячным тиражом в предпраздничный период.
Идея составить словарь тинейджерских выражений пришла к ней, после того как ее родители пожаловались, что совсем не понимают, о чем она с сестрами разговаривает.
Среди 300 слов есть и такие как "phat" (от анл. "fat" — "жирный"), что на сленге означает "хороший", "классный", и слово "phat-free" ("обезжиренный"), что значит "ерунда", "пустяк". Еще интереснее слово "book" (дословно "книга"), которое у британских подростков приобрело значение "круто", потому что при наборе на мобильном телефоне автоматический словарь Т9 предлагает именно это слово вместо "cool" ("круто").

Вот несколько словечек из русских словарей интернетовского и молодежного сленга (в этой серии статей мы будем использовать их в качестве иллюстраций).

Аскет, сущ., м. p. — постоянно работающий и не развлекающийся человек.
Аффтар — искаженное от "автор", одно из центральных понятий олбанского языка. В общем случае, аффтар — это любой юзер, запостивший креатифф. Правда, постящих копипасты тоже зачастую называют аффтарами, но лишь в том смысле, что они являются авторами поста.
Ацтой — высказывание негативной оценки, отрицательного отношения к ч.-л. || Искаженное отстой. Фильм — полный ацтой!
Блондиничать, глаг., несов. вид. — глупить, "включать блондинку". || От сущ. блондинка. Харе блондиничать, включай мозг. Син.: медленно догонять.
Ботаник, сущ., м. р. (студ.) — человек, который слишком много учится. || Худой ботаник и полный тормоз. Син.: зубрилка.
Вейкапиться, глаг., несов. вид. — вставать после сна. || От англ. to wake up — просыпаться. SMS: Колми, как провейкапишься. Син.: пробуждаться.
Гон, сущ., м. р. — клевета, ложь, бред. || Ты почитай его мессаги — это ж чистый гон! Син.: байда, туфта.
Лулз или лулзы (от искаж. англ. lulz, от lol — смех). В своем характерном использовании "все ради лулзов" или "я сделал это ради лулзов" (от англ. I did it for lulz — означает, что получаемая от поступка радость уже является достаточным поводом для совершения этого поступка.
Писюк, сущ., м. р. — компьютер. || От англ. PC (произносится как ПиСи) — Personal Computer. — У меня последнее время часто писюк висит... — Может зараза? — Да не, нет ниче... — А сильно висит-то? — Угу, тремя пальцами не поможешь... Син.: комп, ПК.
Шнурки в стакане — родители дома. || Син.: хата забита.

Многие словари молодежного сленга, к сожалению, содержат ненормативную лексику. Но не все. Приведем для примера относительно "кошерный" словарь www.teenslang.su — там редакция не допускает к просмотру мат, сленг наркоманов и проч.
Кстати, слово "кошерный" встречается в очень многих словарях молодежного сленга, не только в Израиле, но в России, в том числе в глубинке, где-то в Сибири и на Дальнем Востоке; в Казахстане (например, на сайте www.kazakh. ru/talk/mmess.phtml?idt=8248&page=2).
Далеко не всегда составители словарей указывают его этимологию, но означает оно всегда примерно одно и то же:
Кошерный, прил. — 1. Правильный, настоящий; 2. Модный. || У Васи кошерная тачка! Син.: крутой, гламурный.
Применяется по отношению не только к пище, а к любым предметам и явлениям жизни (тачка — автомобиль). Во многих случаях в качестве синонима к "кошерно" словари указывают "гламурно", что, в свою очередь, на сленге значит "красиво, шикарно" (от англ. glamour — шарм, обаяние, очарование, привлекательность).

Как слова попадают в словари, и как можно судить о реальной распространенности этих слов? Ведь практически во всех случаях онлайновые словари сленга — работа дилетантов. Не является ли слово придуманным каким-то одиночкой или используемым в узкой компании друзей, в одной семье и т. п.?
В бумажном виде существуют и академические словари молодежного сленга, ведь они нужны педагогам, социологам, работникам правоохранительных органов.
Наиболее известные:
Никитина Т.Г. Толковый словарь молодежного сленга. Слова, непонятные взрослым. Около 2000 слов.
Левикова С.И. Большой словарь молодежного сленга. Более 10 тысяч слов и около 3 тысяч выражений.
Предположим, что составители этих словарей провели огромную работу — массовые социологические исследования, фольклорные изыскания на местности. Несколько иронический тон обусловлен тем, что русская культура, увы, бедна материально, а массовые социологические изыскания очень и очень дороги. Наверное, в какой-то мере они все-таки были сделаны, однако и академические ученые использовали Интернет в качестве одного из основных источников, о чем в предисловиях, в общем-то, мягко, но сказано. И это никак нельзя считать научной недобросовестностью при нынешней распространенности Интернета среди молодежи. Ведь речь идет не о фольклорных песнях какой-то казачьей станицы, а именно о молодежном лексиконе.
Тем не менее, несмотря на полное уважение к академической науке, мы с вами в нашей рубрике говорим о том, что доступно нам, потому продолжим тему онлайновых общедоступных источников. И нам, хотя мы не академики, доступны способы проверки подлинности. Прежде всего — то, с чего я начал, — расспросы собственных детей, их друзей, наблюдение за молодежью на открытых тусовках (например, вечером в Одессе — на Соборной площади). Второй способ — использование возможностей поисковых систем Интернета.
Любая поисковая система показывает, сколько раз слово встречается в Интернете. Возьмем это самое аффтар:
Яндекс: 2 680 761
Google: 2 280 000.
Естественно, возникает вопрос, а это много или мало? Сравним эти слова с другими по той же теме. Слово аффтар употребляется в Интернете:
ЧАЩЕ, чем слова: солист, пьеса, поэма, симфония, корректор, драматург, сценарист.
НАМНОГО ЧАЩЕ (иногда в сотни раз), чем слова: ямб, хорей, сочинитель, партитура, графоман, прозаик, эссеист, романист, сатирик.
СОИЗМЕРИМО (не намного реже) со словами: композитор, критик, абзац, сочинение.
Как вы думаете, этого просто добиться? Если бы было просто, то любой торговец сделал бы так, чтобы название его товара встречалось в Интернете чаще товаров конкурентов. Но ведь и конкуренты что-то делают... Если какой-то энтузиаст-неформал тупо напишет на своем сайте какое-то сленговое слово хоть тысячу, хоть миллион раз подряд, то поисковые системы его не учтут. Более того, весь этот сайт "забанят" — вообще перестанут индексировать. Для того чтобы добиться высокой частотности, нужны или миллионные затраты на рекламу или, что в нашем случае и происходит, естественные социальные фольклорные механизмы.
В продолжениях этой серии статей мы подробнее расскажем об алгоритмах поисковых систем, об истории появления некоторых неологизмов и, конечно, о молодежном сленге.

(Продолжение следует.)

Тексты колонки "Интернет для детей и родителей" адресованы читателям бумажной версии газеты "Тиква" — не пользователям Интернета — и, соответственно, адаптированы, то есть информация упрощена и искажена.
Мы будем рады услышать от опытных пользователей Сети предложения и советы по улучшению качества адаптирования. Пишите нам на
tikvaodessa@ukr.net.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.