На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАЗДНИК ПЕСАХ: ИЗ ДОМА РАБОВ — К СВОБОДЕ

Шалом, дорогие друзья!

     Мы с вами встречаем праздник Песах. Это великий, всем известный праздник, соблюдать который евреи стремились всегда, во все времена и при всех обстоятельствах — даже очень тяжелых. Огромное его значение для всего нашего народа сформулировать просто: это первый праздник во всей системе еврейских праздников, это праздник свободы, напоминающий нам об Исходе из Египта, о том, как было даровано чудо, о том, как Всевышний вывел нас из дома рабов к свободе…
     Из Египта тогда вышел целый народ — мужчины, женщины, дети (как сказано в Торе, их было два миллиона). Это были люди, которые своими глазами видели все Б-жественные чудеса, видели, как мы стали народом Всевышнего. И уже с самого момента Исхода, а не десять, двадцать или сто лет спустя, они начали соблюдать этот праздник. Так что Песах приходит в еврейский мир уже более тридцати трех веков. Казалось бы, его история давным-давно изучена до мельчайших подробностей. Казалось бы, давным-давно до малейшей детали отточен порядок седера — торжественной трапезы в ночь с 14-го на 15-е нисана, которой мы встречаем Песах. Мы исполняем заповедь о маце, возносим молитвы и благословения, читаем вместе с нашими детьми Агаду — книгу, специально созданную в почитание Исхода (так выполняем предписание Торы о том, что отцы непременно должны рассказывать своим детям историю освобождения из египетского рабства). Казалось бы, что нового можем открыть в этой книге, к которой обращаемся из года в год?..
     Но в том-то и состоит суть этого великого праздника, что он — не просто напоминание об историческом событии древности, которое когда-то началось и когда-то закончилось. Нет, на самом деле Песах — знак того, что Исход продолжается, а значит, говоря словами наших мудрецов, "в каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как если он сам освобождается из рабства". Чтобы понять, о чем же здесь говорится, нужно осознать, что речь идет не только и не столько о свободе физической. История знает множество примеров, когда возникали и рушились могущественные империи, разные народы оказывались порабощенными, много страдали, потом становились свободными. Но это опять-таки не та свобода, о которой мы говорим в Песах (и это один из самых важных моментов в понимании сути этого праздника!).
     Выйдя из Египта, евреи сорок девять дней провели в пустыне. А затем — получили от Всевышнего Тору. Даровав нам ее, Творец дал и настоящую свободу. Ведь только тот человек, который знает, в чем смысл существования, является по-настоящему свободным. Он знает, кто он, откуда пришел и куда должен идти дальше. Тот, кто ничего этого не знает, живет, подчиняясь лишь собственным желаниям, не может быть ни свободным, ни счастливым. Только тогда, когда не желания царствуют над нами, а мы над ними, только тогда, когда работаем над собой, когда и разумом, и сердцем ищем истину, мы можем совершить новый (свой собственный!) Исход — к истинной свободе и к счастью.
     Я хочу пожелать всем нам, чтобы этот праздник дал каждому из нас и понимание великих уроков Исхода, и стремление стать по-настоящему свободными людьми. И верю, что мы сможем это сделать…

Хаг самеах!

Раввин Шломо БАКШТ,
главный раввин Одессы и области.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.