На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ

НЕ ГОВОРИ ДРУГИМ...


Сначала мы собирались привести в виде названии всю сентенцию целиком: "Не говори другим то, чего не хотел бы, чтобы говорили тебе". Но потом подумали, что заголовок получается слишком длинным, и сократили его до трех слов. На самом деле этический афоризм известен совсем в другом варианте: "Не делай другим того, чего бы не хотел, чтобы делали тебе". Так сказал великий Илель, мудрец Торы, живший в конце эпохи Второго Храма. И сказал он это одному посетителю, который попросил сформулировать по возможности самым кратким образом центральную мысль всего еврейского Учения. Илель сформулировал: не делай другим зла. Что такое зло? То, что ты считаешь недопустимым по отношению к самому себе.
Ну а если учесть, что все, что человек умеет делать, — это думать головой, говорить ртом и творить руками, причем говорит он больше, чем творит, то и выходит, что самое большое зло, которое можно причинить ближнему, делается именно словами. Посмотрите вокруг себя: чего больше — драк или склок? убийств или оскорблений? потасовок или ругани?
Самые большие беды в нашем мире происходят от невоздержанности языка. Самые страшные войны начинались от враждебных речей, недопонимания, злобной мути печатной пропаганды (тоже речь, только письменная).
С другой стороны, и радость самую большую можно получить тоже на словесном уровне: поздравление, признание в любви, поощрение, благодарность, — все это делает наше взаимное существование не только приятным, но и осмысленным, полезным, нужным.
Общее правило Торы, самое трудное, но и самое важное, звучит так: никогда, ни при каких обстоятельствах не причиняй боль словами. (Не в том смысле, что, когда будешь драться, дерись молча. Умели бы мы больше молчать — то и драк, наверное, было бы на порядок меньше, разве не так?) "Не обижай" означает: не оскорбляй, не говори грубо, не ябедничай (то есть не доноси), не обзывай других, не обманывай, не разноси сплетен — даже если говоришь правду. Ведь далеко не всякую правду о самом себе человек согласен пустить гулять по всему миру. А раз о себе не хочет, то и о других нельзя.
Тема злоязычия — одна из самых сложных, но она и самая актуальная (особенно в наше время развитых словесных коммуникаций). Эта тема издавна стала предметом необычайно строгих и подробных разработок в области еврейской морали. Ее изучают в ешивах, хедерах и обычных традиционных школах наши юноши и девушки.
А теперь позвольте составителю этой рубрики привести несколько слов о своем недавнем опыте. Когда у меня была своя авторская передача об иудаизме на российском телеканале "Культура", то, помню, делал я со своим режиссером сценарий на тему "харидимного" образования для девочек. Снимали самую обычную школу системы "Бейт Яаков" в Иерусалиме. Ну, кажется, что там можно снять? Обычное здание, обычные, очень милые девочки, заурядные перемены и занятия. И вот что мы решили сделать: снимать будем рядовую картинку с коридорами, классами, уроками и прочим.
А говорить я буду за кадром о том, что девочки тут изучают. Ведь это самое интересное. Что "харидимные" девочки учат особенное, отличное от того, что проходят в прочих школах остального мира? Есть же какие-то особые еврейские предметы? Вот я и начал говорить о предмете, который называется "храни свою речь в чистоте".
Я рассказал, оператор снял, девочки в кадре ему ассистировали, режиссер, вернувшись в Москву, смонтировал, редакторы на канале "Культура" приняли, — и ленту запустили в эфир.
А потом пошли письма. Десятки писем с предложением открыть такую же школу в Воронеже и Сыктывкаре, Пскове и Уральске. Зрителей не остановило предупреждение, что указанный предмет пока входит только в школьные курсы еврейской ортодоксии. Оказалось, люди готовы хоть сейчас влиться в ряды ортодоксов, лишь бы избавиться от злоязычия, этой мировой напасти.
Ну и где в Торе на указанную тему написано? А в нашем недельном разделе и написано, в том самом, что сегодня читается по всем синагогам мира.
"И говорила Мирьям (сестра пророка Моше) и Аарон (его брат) про Моше — о его жене... А этот человек, Моше, был скромнейшим из всех людей земли... И возгорелся на них гнев Всевышнего... И вот Мирьям покрылась чем-то вроде снега... И начал Моше молиться: Б-же, прошу, излечи ее".
Написано: "говорила Мирьям и Аарон", — но не "говорили", потому что злословила одна Мирьям, а Аарон слушал, что тоже является грехом.
Перед нами тема оговора, злословия, сплетни, того, что на иврите зовется "плохим языком". Как видим, "плохой язык" (злой, он же поганый) абсолютно запрещен. Иначе почему "возгорелся" на нее гнев Всевышнего?
Жену Моше звали Ципора. Она была дочерью Йитро, бывшего мидьянского священника, человека уважаемого и праведного. Йитро в прошлом приютил Моше, бежавшего из Египта. Теперь, увидав, с какими чудесами евреи вышли из "дома рабства", он принял на себя веру в Творца. Ципора тоже была праведницей. Но так получилось, что Моше, занятый руководством народа, отдалился от жены, на что та нечаянно пожаловалась его сестре. И тогда Мирьям сочла возможным бросить несколько злых упреков в лицо Моше.
Нельзя обижать человека словом не только впрямую, но даже если оно обращено к кому-то другому. Мол, смотри, что делает имярек. Если в результате подобного разговора падает статус обсуждаемого человека в глазах того, к кому эти слова обращены, то перед нами "злой язык" в чистом виде. Правило простое: если мы хотим сказать о данном лице нечто такое, что ему самому явно бы не понравилось, когда б он эти слова услышал, — то не произносим ни-че-го!
Из истории с Мирьям можно выучить несколько добавочных правил: нельзя говорить "плохие слова" даже о близких нам людях, даже о тех, кто в силу скромности не возражал бы против них. Нельзя говорить их даже про того, кто многим нам обязан (в свое время Мирьям спасла жизнь Моше). Нельзя говорить их даже ближайшим родственникам и друзьям, тем, кто их никому не передаст (брату, жене и т. д.). Нельзя говорить их о праведниках и больших людях: мол, будь он ниже в своей праведности, я бы смолчал, но для своего уровня он ведет себя недостойно.
Если мы хотим кого-то научить уму-разуму, то скажем ему об этом наедине, не срамя перед людьми. Ну а если он не хочет нас слушать? Тогда, поскольку мы уверены в своей правоте, то есть знаем, что он на самом деле совершает предосудительные поступки (на которые мы бы сами никогда не пошли!), — тогда действительно, делать нечего, пора обращаться в раввинский суд. Но не злословить! Но не порочить!
Мирьям причинила своему брату Моше боль. И была наказана страшной болезнью. Что сделал Моше? Стал молиться за Мирьям.
Важное правило напоследок: если тот, кто хотел нам зла, понес наказание, мы должны помочь ему. "Б-же, прошу, излечи его!"

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.