На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВЫПОЛНИТЬ ДРЕВНЮЮ ЗАПОВЕДЬ


Что такое еврейская жизнь? Синагога, молитвы, изучение Торы, горячие споры студентов иешивы над листами Талмуда?..
Да, это еврейская жизнь, отвечают люди, этой жизнью живущие. И тут же добавляют: одним только набором сугубо теоретических знаний, изучением традиции, чтением и анализом древних книг ее никак не ограничить. Ведь иудаизм — это не только теория, это и практика каждого дня, в котором свое осязаемое, очень будничное на первый взгляд воплощение находят древние религиозно-нравственные принципы, законы и заповеди. Это сочетание возвышенного и земного, духовного и материального сопровождает еврея Торы от рождения и до ухода из этого мира.
Оно же — суть всей системы еврейской жизни, со свойственными только ей религиозными и общинными институтами, особенностями образования, быта и действительно уникальных профессий — таких, как, например, машгиах (специалист по кашруту) или сойфер (так называют людей, которые пишут свитки Торы — главные святыни любой синагоги мира). Примеров таких особых профессий — множество, причем при всем разнообразии объединяет их главное: ни в одном сугубо "еврейском" деле опять-таки не обойтись одним лишь набором исключительно "технологических", квалификационных знаний, навыков и умений. Каждое такое дело — это практическая реализация в современной жизни древних установлений, которые тысячелетиями не теряют ни значимости, ни глубины.
Согласно еврейской традиции, в Торе содержатся 613 заповедей. При этом ни об одной из них (касается ли она вопросов устройства мира и общества, нравственности, этики, взаимоотношений человека и Творца или очень конкретных аспектов, связанных с тем, что запрещено есть и что нужно носить) нельзя сказать, что какая-то из них несущественна, неважна, ее исполнением можно пренебречь… Одна из таких сугубо конкретных древних заповедей — шаатнез — запрещает смешивать в одной одежде лен и шерсть. Не нарушен ли этот запрет в повседневной одежде, можно теперь выяснить в Главной синагоге Одессы на улице Еврейской: в канун праздника Шавуот (Дня дарования Торы) начала работу специальная лаборатория, которую здесь не без гордости (и с полным на то основанием!) называют первой в Украине.
— До недавнего времени эту заповедь в Украине евреям было очень трудно исполнять, можно сказать, практически невозможно, — рассказывает Александр Раскин, преподаватель традиции и руководитель молодежной программы "Старс", действующей в рамках общины. — Люди покупают одежду, носят ее, а потом оказывается, что в этой одежде есть смесь льна и шерсти, а это уже проблема! До сих пор не было ни одной лаборатории, обратившись в которую, можно было бы выяснить, не нарушаешь ли ты запрет шаатнез. Барух Ашем, слава Б-гу, что теперь у нас такая возможность есть. Те евреи, которые хотят соблюдать Тору и традиции, конечно, придут и принесут одежду, чтобы ее проверили, уже сейчас приносят многие, мы сами стоим в очереди!..
Раввин Элиэзер Асулин, признанный в еврейском мире эксперт, который в Израиле руководит центром по шаатнез, рассказывает, что в этой работе глубинное понимание еврейской традиции должно сочетаться с умением на глаз определить структуру ткани, со знаниями химии (в некоторых случаях применяются специальные химические реактивы) и — даже навыками портного. Говорит, что если взять самый обыкновенный мужской пиджак фабричного производства, то проверить нужно с полсотни разных его, условно говоря, зон, требующих особого внимания. Если же пиджак этот сшит индивидуально, на заказ, то проверке подвергаются уже около 200! Причем проверке доскональной: ведь если в шерстяной вещи есть хоть одна льняная нитка (например, пуговицы к шерстяной кофте пришиты льняными нитками), — значит, уже в наличии запрещенная смесь. Если возможно ее удалить — удаляют. Если же нет, то от этого предмета гардероба следует вообще отказаться, объясняет эксперт…
В одесской лаборатории теперь будет работать (а точнее, уже работает) его ученик — Йехиель Колосков. Он москвич, в Одессу приехал, чтобы учиться в колеле при Главной синагоге (это религиозное учебное заведение, где готовят будущих раввинов). Пять месяцев учился в Израиле — у рава Элиэзера Асулина. Проходил, кроме всего прочего, своего рода краткий курс института легкой промышленности, осваивал секреты и тонкости новой профессии, требующей и знаний, и тщательности, и терпения.
Увеличительное стекло, пинцет, химические реактивы, образцы тканей, микроскоп, будничная одежда. А в основе всего происходящего — все та же еврейская традиция. Рав Асулин рассказывает, что одно из объяснений запрета смешивать лен и шерсть еврейские мудрецы видят в истории о Каине и Авеле и о двух жертвах, принесенных такими разными братьями, имена и судьбы которых стали знаковыми для многих поколений. Так что, и здесь, как видите, — все то же сочетание теории и практики иудаизма, которыми определяется жизнь верующего еврея… Создатели новой лаборатории уверены, что она будет востребована и вскоре станет такой же непременной и привычной частью еврейской жизни, какими давно уже стали кашрут (в системе кошерного питания действуют магазин кошерных продуктов, ресторан "Хеврон", кафе "Нетания"), еврейские праздники, хупа (сочетание браком по еврейскому закону) или еврейское образование. Словом, все то, чего лет 10-15 тому назад просто не было и без чего сегодняшнюю жизнь одесской общины уже невозможно себе представить.

Елена ЛИТВАК.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.